Музыка как средство педагогического воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 1232 раза

Библиографическое описание:

Целенко, И. Г. Музыка как средство педагогического воздействия / И. Г. Целенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23558/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В последнее время педагоги отмечают тенденцию снижения духовно-нравственного уровня учащихся. В большей мере это следствие того, что подрастающее поколение увлечено компьютерными играми, музыкой сомнительного качества, потоком бездуховных телевизионных развлекательных программ. И это действительно так. Педагоги дополнительного образования, чья работа непосредственно направлена на формирование духовного облика учащихся в процессе обучения не могут оставаться равнодушными к возникшей проблеме. Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важна, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будут формироваться художественные пристрастия человека, его представления и вкусы. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. Обратимся к некоторым страницам истории педагогики и музыкального искусства.

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. «Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием?

Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте. Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение.

Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия». Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами [1].

Мысли о необходимости более раннего — начинающегося еще до школы воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности. [2]

О значении музыкального воспитания одним из первых высказался Н. Новиков — просветитель, педагог и писатель-сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей людьми и полезными гражданами счастливыми»

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки — тот не человек».

А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе — тем лучше» [3].

В конце 1914 года при Московском городском народном институте были открыты курсы по дошкольному воспитанию, где читали лекции по эстетическому и музыкальному воспитанию дошкольников.

Более двух веков бились прогрессивные деятели русской культуры над решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе. Кое-где даже открывались «общедоступные» музыкальные классы, школы. Но даже самое лучшее из всего этого могло касаться только ограниченного круга детей. И только в наше время возникли принципиально новые возможности реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.

Прекрасным образцом музыкально-воспитательной работы могут служить беседы-лекции-концерты, тематические концерты и конкурсы. Педагоги Детской музыкальной школы № 3 г. Астаны уделяют этому вопросу большое внимание. Они не только сами организуют концерты и выступают в них, но и привлекают к музыкально-пропагандистской деятельности своих учеников. Так, например, педагогами струнного отделения был подготовлен и проведен тематический конкурс, посвященный творчеству композиторов Казахстана. Охваченные идеей участия в конкурсе, ученики с большим желанием готовились к данному мероприятию. Теперь это традиция, а главное, есть возможность изучать творчество не только известных классиков, а также творчество современных композиторов, передающих в своей музыке красоту и самобытность казахского этноса. Ежегодным мероприятием на струнном, а также фортепианном отделениях является конкурс «Играем виртуозно и смело». Очень увлекательный конкурс, на котором дети соревнуются в техническом мастерстве. Ученики любят этот конкурс, где царит азарт и здоровый дух соперничества. Дети хорошо понимают и с удовольствием исполняют программную музыку. Для развития и поддержания интереса у учащихся нужно искать новые нестандартные методы обучения. Современный ребенок хочет много знать и уметь, и при этом не затрачивать много времени. Как этого достичь? Так педагоги фортепианного отделения Детской музыкальной школы № 3 решили провести интересный эксперимент — коллективное, взаимодополняющее музицирование. В качестве экспериментальной работы по знакомству с новыми произведениями и авторами в классе фортепиано была избрана следующая форма работы: выбирается цикл произведений одного композитора, и каждый ученик по желанию выбирает пьесу к разучиванию. По окончании работы над произведением проводится коллективное прослушивание. В результате, ребенок разучивает одно произведение, а с помощью прослушивания исполнения других учащихся, знакомится с целым циклом пьес данного автора. Качество исполняемых произведений в данном виде работы улучшается, освоение музыкального материала проходит быстрее, потому что ученик чувствует ответственность перед педагогом и другими учениками. Ему ведь нужно представлять данное музыкальное произведение перед классом.

Ярким примером работы в данном направлении стало знакомство с фортепианным циклом пьес молодого казахстанского композитора А. Абдинурова. Детям настолько понравились его яркие характерные пьесы, что после прослушивания они решили обмениваться нотами пьес этого цикла. Подобного рода работа может проводиться над циклом пьес композитора Игоря Парфенова, ансамблевых пьес Балаева. Главное, что дети занимаются без нажима и давления со стороны педагога, по собственной инициативе. В результате работы мы пришли к глубокому убеждению, что музыкальное воспитание — одно из звеньев общей системы воспитания детей. Веря в большие воспитательные возможности музыкального искусства, мы обращаемся к духовному миру ученика и воздействуем своим мастерством на душу ребенка, формируя его гуманные чувства.

Детский возраст очень важен для последующего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкального обучения будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ духовно-нравственной культуры. Дети, обучаясь исполнительскому музыкальному искусству, непременно станут способными не только познавать мировое культурное наследие, но и приумножать его.

 

Литература:

  1. Интернет ресурсы http://muzikalkairk.ucoz.ru/load/3–1-0–112
  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. — М.: 1982.
  3. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик, фортепианное отделение.


Задать вопрос