Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты
Автор: Лысова Марина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 207 раз
Библиографическое описание:
Лысова, М. С. Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты / М. С. Лысова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2294/ (дата обращения: 17.12.2024).
С началом нового века мы все чаще наблюдаем изменения в социально-экономической, политической сфере. Это и:
-смена управления государством,
-большой поток информации,
-быстрое внедрение научных разработок в экономику,
-обновление требований к сотрудникам (не просто успешно работать самому, а умение работать в группе, т.е. корпоративно),
-изменения личностной сферы.
В целом мире произошли изменения, которые мы, педагоги, не осознали, а скорее почувствовали: и дети стали другими, и их родители не такие, и говорят они на каком-то другом языке, употребляя новые словечки (гаджеты, блогеры, твиттер и др.)
Как же быть успешным в современном изменяющемся мире? Ясно одно: государству необходимо поколение новой формации. В настоящее время, когда все так быстро меняется, креативность как качество личности имеет особое значение для успешной самореализации в любой деятельности и в любой профессии.
Работу в данном направлении организуем в рамках интеграции образовательной области «Музыка» (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») с другими образовательными областями. [1]
Новые образовательные стандарты требуют формирования у детей необходимых компетенций, соответствующих их возрастным особенностям и возможностям. Эта идея по отношению к воспитанию детей выглядит так – мы должны сформировать у детей способности:
- к самоизменению;
- к самообразованию;
- умение спокойно и адекватно отвечать на различные вызовы действительности;
- гибко и творчески реагировать на неожиданные обстоятельства.
Данная мысль логично приводит к выводу о необходимости еще больше внимания уделять развитию креативности (творчества), а также таких качеств личности, как
-рефлексия (способность к самоанализу);
- произвольность (управляемость) поведения;
- ответственность;
- целеустремленность;
- эмоциональная устойчивость.
Перечисленные качества входят в понятие деятельностных способностей, развитие которых чрезвычайно важно для современного человека и без которых он не сможет быть действительно успешным. Закладываются эти способности уже в дошкольном детстве и затем в последующие годы развиваются и совершенствуются.
Таким образом, педагоги детских садов, и, в частности, музыкальные руководители в настоящее время переосмысливают процесс воспитания и обучения в практике работы на основе компетентностного подхода.
И хотя в перечисленных компетенциях прямо не говорится о развитии музыкальных способностей, важно подчеркнуть роль музыкальных видов деятельности в формировании личности ребенка, достижении им уровня «школьной зрелости».
Надо сказать, что музыкальное воспитание – это наиболее привлекательный для детей вид деятельности, развивающий творческие способности.
Музыкальные занятия с дошкольниками направлены не только на развитие музыкальных способностей (хотя это тоже важно!). Основная идея приоритетного развития деятельностных способностей ребенка ориентирует на целостное развитие личности детей, раскрытие их творческого потенциала средствами музыкального искусства, формировании у них общих способностей и базовых качеств личности, способствующих успешности ребенка в школьном обучении и дальнейшей жизни.[2- c. 2]
Приведу примеры использования музыкантом компетентностного подхода.
Ставя задачу научить детей самостоятельно принимать решения, на занятии не просто разучиваю с детьми репертуар, а в подготовке к празднику 8 марта, например, а ставлю перед детьми такую проблему:
-Как нам маму поздравить?
Дети предлагают свои варианты (нарисовать картину, испечь пирог, надуть шарик и кто-то может предложить спеть песню и т. д.) Тогда я говорю детям:
-Ребята, у меня есть две красивые песни про маму, но не знаю, какая нам больше подойдет? Дети делают свой выбор. Я спрашиваю, почему именно эта песня, они мотивируют. Дальше идет вопрос:
-А как будем петь, чтобы маме понравилось?» Идет поиск вариантов (ласково, нежно, с улыбкой, легко, напевно, плавно).
Так развивается личность, способная к самоопределению, умеющая принимать решения на основе анализа ситуации.
Известно, что личность развивается в деятельности. Когда идет поиск, ребенок развивается. Поэтому я стараюсь начать любое занятие с решения какой-то проблемы.
Например, на занятие к малышам приходил игрушечный мишка, пел, плясал с детьми, обещал придти в следующий раз. Дети идут на занятие, я встречаю их и спрашиваю:
-Детки, а к вам мишка сегодня не приходил?
Малыши отвечают отрицательно.
-Что же делать, чтобы мишка нас услышал? – спрашиваю я. Дети предлагают варианты ответов (поискать его, позвать его и т. д.)
-Давайте споем, спляшем, он услышит и придет, – предлагаю я. Дети активизируются, пытаясь вспомнить знакомые песни и пляски, стараются, выполняют их эмоционально.
Со старшими дошкольниками можно использовать такие моменты:
-Ребята, нас приглашают малыши к себе в гости. Чем мы их порадуем? Ответы детей (принесем свои любимые игрушки, подарим рисунки, покажем сценку, споем, спляшем). Активная, мотивированная позиция детей помогает успешнее разучить новый и закрепить знакомый материал.
Перед Новым годом ребята могут получить телеграмму от Деда Мороза о том, что он некстати заболел и понимают, что праздник без него может не получиться. Педагог обозначает проблему:
-Что делать будем?
Дети предлагают варианты: позвать другого Деда Мороза, послать ему лекарство, вызвать ему доктора и т.д. Я напоминаю ребятам, что это не простой человек, а волшебник. Тогда они решают, что помогут волшебные добрые слова, добрая песня, игры для Деда Мороза. Дети сами придумывают сюрпризы, игры для долгожданного гостя.
Таким образом, эффект обучения зависит от того, насколько ребенок – субъект процесса, т.е. активнодействующий, осознанно принимающий участие в процессе деятельности.
Управлять своим поведением помогают музыкальные игры. Они способствуют развитию произвольности (хочу, но терплю). Так в игре «Ловишка» И.Гайдна дети приближаются к водящему, поют и хлопают:
-Раз, два, три, ну, скорее нас лови.
Убегать нельзя, не допев до конца фразу.
Развитию креативности способствует то, что ребенку не дают готовых знаний, не навязывают образцов, подводят к собственным открытиям. Слушая 2 и 3 части концерта «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди, предлагаю представить, что хотел изобразить композитор в произведении. Постепенно подвожу детей к тому, что контрастные части музыки рисуют разное состояние природы в рамках одного времени года: знойный душный полдень и грозу.
-Как же композитор без слов сумел рассказать нам об этом? – задаю вопрос я. Дошкольники пытаются определить средства музыкальной выразительности для передачи образов (музыка грустная, жалобная, пронзительно играет скрипка или же она стремительная, порывистая, сильные, назойливые аккорды оркестра рисуют разбушевавшуюся природу).
Надо сказать, что цели любого занятия – это дидактические, развивающие, воспитательные и социализация (приобщение детей к общечеловеческим ценностям, правилам духовно-нравственным, экологическим, этическим).
Источниками духовности на музыкальном занятии станут слушание классической музыки, восприятие художественных произведений, песни о России, о бережном отношении к животным, близким людям, мальчиков к девочкам и др.
Коммуникативная компетентность не менее важна и ярче всего проявляется в театральной деятельности, в общении с музыкой, в коммуникативных танцах, в играх.
Так, в коммуникативном танце «Ну, и до свидания», дети общаются друг с другом: – Ты смотри, не шали! Ну, и до свидания! – грозят пальчиком, встречаются ладошками, затем меняют партнера.
Педагог поддерживает межличностные отношения: у Пети не получается танцевальное движение – Маша поучит Петю.
На празднике две команды детей пытаются выстроить цифровой ряд от 1 до 10, договариваясь и помогая друг другу. Эта игра на групповое сплочение.
Результаты диагностики формирования компетенций детей показывает их положительную динамику в течение учебного года.
Таким образом, компетентностный подход является средством достижения современных целей образования, а музыкальное воспитание дошкольника способствует развитию эмоционального и духовного интеллекта.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
2. Буренина А.И. Страничка редактора. // «Музыкальная палитра» № 5 2011г., – СПб.- с.2