Для тех отработал в школе ни один год, проблема обучения первоклассника чтению и письму до боли знакома. Сегодня только незначительная часть детей не имеет проблем при овладении чтением и письмом, у большинства же наблюдаются нарушения, которые логопедами обозначаются как «дислексия» и «дисграфия», описанные в научной литературе ещё более 100 лет назад. За это время учёными было проведено огромное количество исследований и накоплен теоретический и практический материал о данных нарушениях, но, несмотря на это, проблема по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных, сложнейших и недостаточно решённых современной наукой.
Повышенный интерес исследователей к данной проблеме не случаен. Он объясняется тем, что дисграфия и дислексия у детей является весьма распространённым явлением. Данные нарушения серьёзно препятствуют освоению школьных знаний и не могут быть компенсированы ребёнком самостоятельно без посторонней помощи. Учитель начальных классов должен понимать, что именно от него, от его знаний, от его умения правильно организовать процесс обучения первоклассника чтению и письму зависит, насколько успешно будет обучаться ребёнок в дальнейшем.
Автору данной статьи, учителю с 24-летним стажем работы, не единожды пришлось сталкиваться с проблемами в овладении письмом и чтением у первоклассников, а также со стойкой неграмотностью, отсутствием элементарных навыков каллиграфии и низким темпом чтения у учеников во 2–4 классах. Как это объяснить? На первый взгляд, каждый из учителей делает всё правильно, следуя рекомендациям авторов учебно- методических комплектов (Горецкого, Бунеева, Занкова), но результат оказывается не всегда положительным. Значит, учителя делают что-то не так или не совсем так.
Желая решить возникшую проблему, было перечитано много книг по логопедии и психологии, не раз проводились консультации со школьным психологом. В итоге был сделан вывод: без чётких представлений о психологических механизмах обучения грамоте и чтению эту проблему не решить. Среди многообразия предложений, как решить эту проблему, наиболее интересными и технологичными нам показались работы А. Корнева (Психология усвоения чтения), Е. Бугрименко (Чтение без принуждения), педагогов Марии Монтессори и Е. Потаповой.
Результатом изучения книг и собственных размышлений стало неожиданное открытие: организуя обучение первоклассника одновременно по трём каналам (знакомство со звуками и буквами, обучение чтению и письму), мы делаем серьёзную ошибку — ученики с проблемами в развитии (а таких приходит в первый класс с каждым годом всё больше) не могут одновременно нормально усваивать предлагаемую им информацию. Необходимо отметить и то, что в школьных программах не учтён факт того, что ребёнку трудно одновременно выполнять 2 вида работы: чтение и письмо. У ребёнка сначала должно сформироваться понятие о том, какой смысл несёт графический знак, и лишь после того, как ребёнок научится читать, он сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить из букв и записать. Только после этого его можно учить писать. Не читающий или плохо читающий ребёнок не сможет писать безошибочно. Это аксиома, не требующая доказательств.
Именно отсюда многие возникающие проблемы. Учитель должен уяснить раз и навсегда: при обучении чтению и письму пристальное внимание необходимо уделять звуко-буквенному анализу, именно его учёные обозначают как «узловое образование», связывающее разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо — это база успешного обучения чтению и письму.
Для успешного обучения чтению и письму нужно соблюдать три условия: осваивать материал по принципу от общего к частному (сначала звуковая структура слова, а затем названия букв), соблюдать закон системной дифференциации (различение крупных категорий звуков, потом — различение и обозначение буквами отдельных звуков), соблюдать принцип «природосообразности» (копирование последовательности освоения языкового материала в детстве). А это всё соответствует методике обучения чтению по Эльконину.
Поэтому всё достаточно просто: сначала научи хорошо читать, а потом уж учи красиво и быстро писать!
Посоветовавшись с психологами, автор данной статьи решила в первом классе, который набирала в 2004 году, обучение чтению и письму проводить поэтапно. И в течение последующих 12 лет продолжила эту работу.
Весь процесс обучения чтению и письму можно представить в следующем виде:
- Добукварный период.
Главная цель этого периода: создание предпосылок для оптимального обучения чтению и письму через освоение элементов фонемного анализа, развитие мускульной памяти и координации движений.
Проводится такая работа, как:
− обучение элементам фонемного анализа (от звука к букве) — использование игр, помогающих довести навык дифференциации звука до автоматизма; чистоговорки, скороговорки, рифмовки;
− работа с предметными картинками;
− вычленение слов (лексем) из звучащего потока речи и составление предложений заданной структуры.
Уделяя пристальное внимание работе по анализу звукового и слогового состава слова, осуществляется пропедевтика чтения, помогая детям «вживаться» в процесс чтения.
− развитие мускульной памяти, работа по координации движений (с использованием методики Потаповой).
Эта работа включает в себя несколько этапов:
− на первом этапе особое место отводится штриховке (знакомство с основными видами и правилами штриховки).
− для штриховки у каждого ученика лист бумаги, трафареты геометрических фигур, лекало. Надо отметить, что к концу 1 полугодия обучения в 1-ом классе дети очень хорошо знают и различают основные геометрические фигуры: квадрат, ромб, трапеция, равнобедренный и равносторонний треугольники, овал.
− составление фигур, композиций, с выполнением штриховки и, по мере знакомства с буквами, применение в штриховке элементов букв.
Одновременно со штриховкой с детьми проводятся пальчиковые игры, с помощью которых развивается подвижность пальцев, их сила и гибкость, снижается физическая усталость и моральное напряжение во время урока.
К концу добукварного периода мы добиваемся следующих результатов:
− дети овладевают элементами фонетического анализа, умеют выделять слоги
− интенсивно развили моторику руки
- Букварный период.
Цель этого периода: каждый ученик должен овладеть определённым способом чтения.
Решаются следующие задачи:
− дальнейшее развитие мускульной памяти;
− знакомство с фонемным составом языка и звуковым анализом слов;
− знакомство с буквенным составом языка и звуко-буквенным анализом слов;
− обучение чтению на основе звукового метода.
Практикой доказано, что качественно провести работу по запоминанию детьми графического облика буквы можно 2 путями: регулярным повторением изученных звуков и букв; обстоятельной работой над графическим обликом буквы на уроке. Для лучшего запоминания графического облика буквы автор статьи применяет такие приёмы, как:
− поэлементный анализ графического облика буквы;
− сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами;
− печатание буквы;
− распознавание её в предложениях, словах и мн. др.
Далее строится работа по формированию навыка чтения. В принципе, обучение чтению проводится по традиционной методике. Достаточно большое место при обучении чтению отводится многоразовому чтению. Этому помогают и дидактические, и ролевые игры.
В процессе обучения чтению важно работать как над техникой чтения, так и над осмыслением прочитанного. Поэтому очень важным является развитие оперативного поля чтения и памяти, а для этого необходимо использовать специальные упражнения по развитию зрительного восприятия (в основе этих упражнений — непродолжительное восприятие материала для чтения и последующее его воспроизведение).
К концу букварного периода первого полугодия все дети научились читать, техника чтения в среднем составляет 30–35 слов в минуту.
- Послебукварный период.
Нужно отметить, что уроки чтения и письма проводятся отдельно.
Задачи этого периода:
− работа над дальнейшим развитием мускульной памяти;
− обучение письму и формирование каллиграфических навыков.
Известно, что технология письма определяется двумя основными принципами:
− принципом поэлементного изучения букв;
− принципом одновариантного и стабильного начертания письменных букв.
Потапова предлагает дополнить ещё одним — принципом тактильного изучения букв. Именно её методика легла в основу обучения детей письму. Потапова учит понятию и образу буквы через осязание, через метод ощупывания буквы из наждачной бумаги. Формирование в сознании ребёнка буквы происходит с помощью тактильных рецепторов детской руки. И этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения Букваря.
Этапы урока письма:
- вспомнить букву, элементы, из которых она состоит; ощупывание буквы (буква сделана из песка), вспоминая её образ
− гимнастика для пальцев в виде пальчиковых игр, во время которых с помощью ручки или карандаша, дети изображали нужную букву
− письмо буквы в воздухе, водой на доске, лепка её из пластилина
- написание буквы в прописях: сначала по точкам, затем самостоятельно; письмо различных соединений, слогов, слов, предложений.
Итоги послебукварного периода:
− все дети овладевают навыком плавного чтения, научились красиво и быстро писать.
Предлагаемая система поэтапного обучения чтению и письму учеников первого класса учитывает прежде всего 2 фактора: обучение чтению и письму невозможно не только без строгой последовательности определённых действий, но и без учёта современных исследований в области логопедии и психологии. А результаты последних исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы обучающихся существенно влияет на процесс овладения чтением и письменной речью. У детей с недостаточностью моторных систем и плохо развитым чувством ритма (а это есть почти у всех первоклассников) одним из необходимых условий успешного перехода с этапа обучения письму на этап реализации письменной речи является полная сформированность графо-моторной компетенции. Отсюда в системе автора такое пристальное внимание уделяется таким приёмам, как: развитие мускульной памяти (штриховка, пальчиковые игры, использование букв из песка), координации движения рук и ног, развитие интерсенсорной координации и чувства ритма (например, тактированное письмо).
К началу послебукварного периода дети научились читать, и техника чтения в среднем составляла 30–35 слов в минуту. А к концу первого класса все дети овладевают навыком плавного чтения и умеют красиво и быстро писать.
Предлагаемая система требует пересмотра многих традиционных представлений об обучении чтению и письму. Прежде всего, это:
− создание совершенно нового календарно-тематического планирования
− большое количество дидактического материала.
Но все эти труды окупаются уже к концу первого класса, когда перед вами на стол ложатся тетрадки ваших ребят с красивыми ровными строчками букв, а ваш слух услаждает плавное выразительное чтение ваших подопечных.
Литература:
- Бабина Г. В., Грассе Н. А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой. — М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Знание, 1987.
- Величенкова О. А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой — М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой. — М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Журова Л. Е. и др. Грамота. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Графф, 2001.
- Журова Л. Е. и др. Чтение и письмо. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. — М.: Вентана-Графф, 2001.
- Корнев А. Н. Психология усвоения чтения. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой. — М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Корсакова Н. К. и др. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
- Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. — М.: ВАКО, 2004.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2000.
- Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.
- Потапова Е. Н. Радость познания. — М.: Просвещение, 1990.