Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Система работы по укреплению здоровья первоклассников

24. Педагогика
21.03.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Журавлева, Г. Н. Система работы по укреплению здоровья первоклассников / Г. Н. Журавлева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 18-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/533/18893/.


Введение

Вся зелень радует глаза:

Природа так решила.

Джусай ли съели, черемшу —

Никак не согрешили.

Сам вырастил и угостил

Родню, друзей хороших.

А витамины организм

У вас разве не просит?

Но сколько зелени иной

Имеется в природе!

Пусть позавидует лентяй

В любое время года.

Концепция, друг, такова:

«Ешь зелень, хоть в избытке».

И скажет ваша голова:

«Вот это — есть подпитка!»

Раиса Трояк

С началом учебного года в детских школьных коллективах активно размножаются вирусы, и организмы не всех учеников способны им противостоять. Некоторые ученики уходят на больничный, а это значит, что они пропускают объяснение учителем новой темы, закрепление пройденного материала, что может повлечь отставание по школьной программе. Всем известно, чтобы быть здоровыми и реже болеть, необходимо круглый год есть витамины, которые содержатся в свежих овощах, фруктах и зелени. В домашних условиях вырастить хороший урожай овощей и фруктов практически невозможно, к тому же многие семьи живут в квартирах и не имеют дачных и садовых участков, необходимых для выращивания плодовых деревьев и кустов. Выяснить какими полезными веществами обладает такой продукт как зелень и микрозелень и можно ли ее вырастить в классе.

  1. Основная часть
    1. Актуальность проблемы.

Мы часто говорим: «В здоровом теле — здоровый дух». Питание детей тесно связано со здоровьем. Рациональное питание — питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержку здоровья, хорошего самочувствия и работоспособности. Основным источником энергии, необходимой детям для их роста и развития, является пища. С разнообразными продуктами питания дети получают жизненно важные пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду.

Перед педагогами и родителями стоит задача — как можно укрепить здоровье в холодное время года, чтобы ученик не пропускал школу и не отставал по школьной программе? «Как можно укрепить здоровье в учебное время?" И все дают один ответ: «Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, правильно питаться и получать достаточное количество витаминов, которые содержатся в свежих овощах, фруктах и зелени».

В рамках проведения эксперимента с родителями обучающихся было проведено анкетирование (Приложение 1) на тему «Основы правильного питания. Зелень и микрозелень в питании моего ребёнка», в которой приняли участие 32 семьи (88,8 %) из 36. На основании результатов анкетирования были выявлены следующие проблемы:

– 73 % родителей неверно истолковывают понятие «здоровое питание»;

– 64 % родителей не знают принципов здорового питания, 42 % родителей называют один — два принципа;

– 28 % родителей не обсуждают с детьми вопросы правильного питания;

– 59 % родителей рассказывают детям о полезных свойствах продуктов;

– 50 % семей ежедневно употребляют зелень;

– 20 % детей знают, что такое витамины;

– 86 % детей знают названия зелени.

Полученные результаты анкетирования были заслушаны на родительском собрании, после обсуждения этого вопроса было принято решение в течение месяца организовать целенаправленную работу с обучающимися и родителями по теме «Как можно укрепить здоровье школьников в учебное время».

Пользу зелени для ребенка трудно переоценить. Количество входящих в ее состав микро- и макроэлементов, ничуть не уступает фруктам и овощам, а усваиваются они даже лучше. Поэтому зелень в рационе ребенка должна присутствовать в обязательном порядке. А можем ли мы в классе вырастить зелень, чтобы витамины всегда были у нас под рукой?" Поэтому мы с родителями остановили свой выбор на зелени, она богата такими витаминами как: витамин С, витамины группы Б, витамины А, Е, калий, магний, железо и многие другие микроэлементы, которые необходимы детскому организму для борьбы с инфекциями, вирусами, а также для нормального роста и развития школьников. Также зелень богата клетчаткой, что благотворно влияет на желудочно-кишечный тракт. Мы с учениками изучили информацию по выращиванию зелени в домашних условиях и приступили к работе.

Цель методической разработки: изучить влияние употребления зелени и микрозелени на иммунитет школьника, формирование у младших школьников устойчивых знаний о здоровом питании.

Задачи:

Для детей

– собрать информацию о зелени и микрозелени и ее пользе для человека;

– вырастить зелень и микрозелень в классе;

– составить экран здоровья и проанализировать статистику заболеваемости в классе.

Для родителей

– Дать родителям знания о принципах здорового (сбалансированного) питания;

– Помочь сделать выбор в пользу наиболее ценных для организма детей продуктов питания, включая зелень и микрозелень;

– Осуществлять преемственность в работе с семьей по формированию культуры питания, основ здорового образа жизни.

Методы исследования:

– изучить и обобщить информацию;

– провести эксперимент;

– проанализировать статистику заболеваемости в классе.

Данная работа проводилась следующим образом:

– Беседа «Здоровье и питание»

– Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

– Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам;

– Экспериментирование (опытническая деятельность) (Приложение 1);

– Наблюдения за трудом взрослых;

– Продуктивная деятельность (рисование) (Приложение 2);

– Демонстрация презентации;

– Экран здоровья;

Формы работы с родителями:

– Анкетирование (Приложение 3);

– Информация в классном уголке для родителей;

– Поручения;

– Выставка рисунков «Мои любимые продукты» (Приложение 4).

1.2. Польза зелени и микрозелени для человека

Микрозелень — Микрозелень или микрогрин (от англ. «micro» — «микро», «green» — «зелень») — это молодые побеги овощных или корнеплодных культур, реже злаковых, в стадии первых двух настоящих листочков. Такая зелень содержит в себе максимальное количество витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше, чем выросшая.

Считается, что впервые микрозелень появилась в начале 1980-х в Сан-Франциско, где шеф-повара дорогих ресторанов стали добавлять её в свои блюда. К середине 1990-х мода распространилась по всей Южной Калифорнии. Изначально набор микрозелени был невелик: рукола, базилик, свёкла, кориандр, кудрявая капуста и набор, называемый «радужная смесь». В настоящее время ассортимент насчитывает десятки различных культур.

Практически все виды зеленых и овощных культур подходят для выращивания и употребления в форме микрозелени:

– Злаковые культуры: гречиха, овес, подсолнечник, просо, пшеница, рис, ячмень.

– Бобовые культуры: горох, кукуруза, маш, нут, соя, чечевица.

– Овощные культуры: брокколи, кабачок, красная капуста, огурец, редис, сакура, свекла, чеснок, кольраби

– Травы и салаты: базилик, горчица, кинза, кресс-салат, руккола, сельдерей, шнитт-лук, шпинат, щавель, укроп, петрушка, мизуна.

– Дикие травы: амарант, кислица, клевер, крапива, кориандр, лебеда, лен, люцерна, настурция.

Исследования ученых показывают, что микрозелень содержит в десятки, а тои в сотни раз больше витаминов и микроэлементов и других полезных веществ, чем их «взрослые» соратники. Как питательное и биологически активное вещество, хлорофилл из любой зелени оказывает следующее положительное влияние на организм человека: «укрепляет клеточные мембраны». В молодых растениях содержатся высокие дозы витаминов C, E, K, минералов и антиоксидантов, причём в гораздо больших количествах, чем в обычной зелени. Среди 25 образцов микрозелени самые высокие концентрации витамина C, каротиноидов, витамина K и витамина E имели соответственно красная капуста, кинза, гранатовый амарант и зелёный .

Микрозелень является весьма полезной пищей для человека. Она не только содержит, как уже было сказано ранее, большое количество витаминов и минералов, но и положительно сказывается на функционировании всего организма: укрепляет иммунитет, профилактика рака, повышает уровень гемоглобина улучшает работу эндокринной системы, нормализует обмен веществ, восстанавливает кислотно-щелочной баланс.

Секрет популярности в том, что микрозелень в правильном питании — это вкусно, полезно и недорого.

Отлично справляется с авитаминозом, положительно влияет на процесс пищеварения, хорошо усваивается.

Как мы выращивали зелень и микрозелень

После изучения всей необходимой информации по выращиванию микрозелени мы с учениками подготовили:

  1. Контейнеры для зелени (специальные парные емкости из пищевого пластика, включающие в себя верхний лоток с отверстиями для свободного развития корневой системы и нижний поддон, для сохранения влаги в прикорневой зоне);
  2. Джутовые коврики (субстрат из сена джуты, мы выбрали именно их, так как этот сырьевой материал обладает прекрасными биологическими качествами, а главное безопасный);
  3. Посадка 6 видов семян зелени: шпинат, руккола, сельдерей, укроп, петрушка, кинза. Укрывание их пищевой пленкой на время проращивания семян.
  4. Распылитель воды.

Ход нашей работы:

  1. В подготовленные контейнеры мы выложили смоченные в воде джутовые коврики.
  2. Посеяли семена на коврики.
  3. Опрыскали все наши семена сверху водой из распылителя.
  4. Составили контейнеры с семенами стопкой друг на друга и убрали в теплое, темное место на 3 суток, для прорастания семян.
  5. Каждый день мы доставали контейнеры, проверяли влажность и давали немного подышать.
  6. После появления корешков, похожих на плесень, мы выставили наши контейнеры на свет. Очень часто люди путают микрокорешки с плесенью и на этом прекращают свой эксперимент. Но мы знали об этом и поэтому продолжили наблюдать за ростом наших посевов.
  7. Каждый день мы подливали в ёмкости воды, так чтобы кончики корней касались воды, а остальная часть корней дышала воздухом. При необходимости увлажняли наши посевы сверху из распылителя.
  8. Примерно через 8–10 дней наша зелень была готова к употреблению.
  9. Мы аккуратно срезали ножницами зелень и использовали ее в пищу.

Наблюдение за ростом микрозелени

Плюсы и минусы выращивания микрозелени.

Что же показало наше наблюдение?

После того как мы прорастили семена в темном месте, ростки были желтые, из-за нехватки света, спустя всего нескольких часов на свету вся наша зелень начала приобретать зеленый оттенок. А спустя 3 суток, после нахождения на дневном освещении она стала ярко-зеленой окраски. Оказывается, этот процесс называется фотосинтезом.

Так же мы обратили внимание, что семена имеют разную скорость роста.

Плюсы и минусы выращивания микрозелени.

Плюсы

  1. Содержит большое количество витаминов.
  2. Улучшает здоровье при наличии различных заболеваниях.
  3. Популярна среди вегетарианцев и приверженцев ЗОЖ.
  4. Быстрый рост — от 5 до 14 суток.
  5. Низкая конкуренция.
  6. Выращивать можно круглый год.
  7. Занимает малое количество пространства из-за своих размеров.
  8. На ранней стадии на микрозелень не нападают вредители и болезни, которые поражают взрослое растение.
  9. Уход простой, не требует много времени и использование препаратов, удобрений.
  10. Вырастить можно из старых семян.
  11. Выращивают как в грунте, так и в питательном растворе гидропоникой.
  12. Выращивать можно дома, в теплице, в подвале, в другом помещении.

Минусы:

  1. Для получения качественного продукта нужны знания и опыт выращивания.
  2. Короткий срок хранения после срезки — до 14 суток.
  3. Не вся микрозелень выращивается в одинаковых условиях.
  4. Один человек не справиться со всей работой при больших масштабах.

1.3. Результаты исследования (таблица).


Расписание посадки и всхода семян

Дата

Результат

1.

Посадка 6 видов семян зелени: шпинат, руккола, сельдерей, укроп, петрушка, кинза. Укрывание их пищевой пленкой на время проращивания семян.

17 сентября 2024 г

Успешное выращивание шпината, укропа, петрушки, кинзы

2.

Всход ростков шпината.

22 сентября 2024 г

Сбор урожая с 1 ноября 2024 г

3

Всход ростков укропа

24 сентября 2024 г

Сбор урожая с 1 ноября 2024 г

5.

Всход ростков кинзы

26 сентября 2024 г

Сбор урожая с 1 ноября 2024 г

6.

Всход ростков петрушки

27 сентября 2024г

Сбор урожая с 1 ноября 2024 г

7.

Всход ростков рукколы

2 октября 2024 г

Ростки не проросли

8

Замачивание семян подсолнуха и гороха

16 сентября 2024 г

Смена воды каждые 4 часа

9

Посадка 10 видов семян микрозелени: горох, подсолнечник, горчица, капуста кольраби, дайкон, кресс-салат, редис, щавель, руккола, мизуна или капуста красная

17 сентября 2024г

Сбор первого урожая 30 сентября 2024 г (горох). Все семена проросли.

10

Посадка семян рукколы и сельдерея другого производителя

25 октября 2024 г

29 ноября взошла руккола


Заключение

В ходе работы, изучая доступные источники информации, обучающиеся узнали, что микрозелень можно вырастить за 12 дней, а зелень за 1.5 месяца.

В ходе работы ученики узнали, что зелень и микрозелень богата полезными веществами, которые необходимы для здорового роста и развития организма.

Ребята с интересом наблюдали за ростом зелени, а более увлеченные выращивали микрозелень в домашних условиях.

Эффективность работы подтверждается знаниями детей по теме «Как можно укрепить здоровье школьников в учебное время». При проведении наблюдений и бесед дети показали результативность проведенной с ними работы: у них расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах зелени и микрозелени, о полезных и вредных продуктах. Совместное творческое задание для детей и родителей приготовить полезное блюдо, которое способствовало укреплению взаимоотношений в семье. Родители учеников отметили, что дети не только рассказывают о полученных знаниях на занятиях, но и используют их в быту.

После проведения запланированных с родителями мероприятий было проведено повторное анкетирование родителей. Сравнительный анализ результатов начального и итогового анкетирования родителей показывает, что во всех семьях изменилось отношение к питанию детей, родители стали придерживаться основных правил рационального и здорового питания.

Выводы

В результате ежедневной работы по популяризации правильного питания, здорового образа жизни, употребления зелени и микрозелени в пищу, мы пришли к выводу, что ежедневное употребление свежей зелени способствует укреплению иммунитета младших школьников, что благотворно сказывается на посещаемости учебных занятий и успешности в освоении учебных дисциплин.

Полюбуйтесь на наши грядки на подоконнике!

Приложение 1

Приложение 2

1739277719737

1739277727352

Приложение 3

Анкета для родителей

«Основы правильного питания. Зелень и микрозелень в питании моего ребёнка»

1. Дайте определение понятию «здоровое питание» _________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие принципы здорового питания вы знаете? ___________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обсуждаете ли вы с детьми вопросы правильного питания?

Да нет

4. Знает ли ваш ребенок что относится к вредным и полезным продуктам?

да нет

5. Рассказываете ли вы своему ребёнку о полезных свойствах продуктов?

да нет

6. Знает ли ваш ребёнок названия зелени и микрозелени?

да нет

7. Знает ли он, чем зелень и микрозелень отличаются друг от друга?

да нет

8. Знает ли ваш ребёнок названия зелени и микрозелени?

да нет

9. Назовите зелень и микрозелень, которые ребёнок любит употреблять в пищу? ___________________________________________________________

10. Назовите зелень и микрозелень, которые ребёнок не любит употреблять в пищу? ________________________________________________

11. Как часто вы даёте ребёнку зелень и микрозелень?_____________________________________________________

12. Какую пользу детскому организму приносит употребление зелени и микрозелени? ____________________________________________________

Приложение 4

1739277752690

Литература:

  1. Октябрина и Александр Ганичкины. Самая полезная зелень для здоровья.
  2. Алена Волкова. Своя зелень. Выращиваем, ухаживаем, едим.
  3. С. И. Калюжный. Огород у вас дома.
  4. Елена Левицкая. Микрозелень у вас дома: зеленые проростки для жизни и хорошего иммунитета.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный