Авторы: Шинкарёва Надежда Алексеевна, Алдырова Роза Карповна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.10.2016

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Алдырова Р. К. Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 753-756.



В современном обществе одной из актуальных проблем является становление мужественности и женственности человека в зависимости от его пола. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми.

Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего возраста. В большей степени необходимо обратить внимание на проблему формирования качеств мужественности у современных мальчиков.

С учетом того, что в России ежегодно возрастает число неполных семей и мальчики воспитываются в условиях, в которых у них нет прямого образца для формирования мужской модели поведения, они ориентируются на трансляции разных мужских моделей поведения, не всегда соответствующих традиционному представлению о мужественности.

Как показывает анализ литературы, понятие мужественности является собирательным, и на данный момент исследователи не пришли к единому мнению о том, что уже наполняет его содержание, какие именно характеристики.

Исследователи выделяют разные характеристики для данного понятия. И. С. Кон к мужественности относит такие характеристики как: направленность на внешний мир, преобладание потребности в достижениях, наличие потребности быть непохожими на женщин, стремление занять статусное положение в мужском обществе, наличие конкретной цели, направленность всех интересов на содержание деятельности, наличие врожденной агрессивности и особенности мужской сексуальности [4].

Мужественность, по мнению Ю. Е. Алешиной, А. С. Волович, отражает определенные стереотипы, которые сложились в оценке мужского поведения на протяжении ряда поколений. К мужественности относят такие характеристики, как: независимость, агрессивность, активность, сила, рациональность, ориентировка на индивидуальные достижения [1].

В широком смысле слова мужественность определяется как личностное качество, проявляющееся в умении решительно действовать, контролировать импульсивные порывы, подавлять чувство страха и неуверенности, объединять все силы для достижения поставленной цели. К понятию мужественности относят также такие определения, как стойкий, энергичный, храбрый.

В современной науке является обоснованным тот факт, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка происходит формирование полоролевой идентичности, то есть формирование единства осознания и переживания себя, как носителя определенной половой роли, что проявляется в характерных способах поведения. В соответствии с этим, данный возрастной этап является очень важным для становления качеств мужественности. Несомненно, в процессе развития у ребенка формируются представления о том, что он является не только мальчиком, но в будущем он является главой семьи, защитником, сильным мужчиной и т. д.

Шинкарёва Н. А. разграничивает качества на три группы: качества человека, качества мужественности, качества женственности.

К человеческим качествам важным для мужчины и женщины, автор относит: трудолюбие, лень, силу, слабость, смелость, трусость, правдивость, лживость, бескорыстие, корысть, терпимость, скромность, гордость, выдержка, настойчивость, решительность, настойчивость.

У мальчиков и девочек, начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать общие качества: умение делать выбор, нести ответственность, уважение к себе и другим, уважение к старшим, опрятность, толерантность.

К мужским качествам: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству, агрессивность, смелость, щедрость, доминантность, уверенность в своих силах, твердость, решительность и др.

У мальчиков начиная с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать: активность, самостоятельность, инициативность, смелость, решительность, склонность к исследовательской деятельности.

К женским качествам: заботливость, эмоциональность, нежность, уступчивость, отзывчивость, пассивность, терпеливость, ласковость и др.

У девочек, начиная с раннего и дошкольного возраста необходимо воспитывать: сострадательность, заботливость, нежность, мягкость, любовь к детям, ласковость, кротость, эмоциональность и др. [9].

Формирование качеств мужественности у мальчиков затрудняется тем, что они имеют более узкий круг возможностей, в отличие от девочек, практиковаться в их проявлении в собственном поведении. При этом, надо отметить, что похвала взрослых, когда мальчики чего-то самостоятельно добиваются, проявляют уверенность в своих силах, существенно помогают в формировании у них качеств мужественности.

Для формирования качеств мужественности в старшем дошкольном возрасте важное значение имеет усложняющаяся совместная деятельность. Именно в процессе совместной деятельности у мальчиков формируются определенные представления о себе как представителе определенного пола, и о девочках, как представительницах определенного пола. Все это оказывает влияние на формирование их гендерных ролей [3].

Формирование мужественности как сложного личностного качества, отражающего особенности поведения в обществе, следование определенным нормам в соответствии со своей половой принадлежностью является процессом достаточно сложным, требующим систематичности и последовательности в реализации.

Анализ литературы показывает, что в контексте гендерного и полоролевого воспитания исследователи выделяют различные методы и средства организации работы, которые будут способствовать формированию качеств мужественности у мальчиков.

Прежде всего, необходимо отметить, что формированию качеств мужественности предшествует осознание детьми того, какие именно качества отражают мужественность, как они проявляются.

В связи с этим необходим целенаправленный анализ различных моделей поведения, которые будут выступать как социокультурные стереотипы. В организации данной работы педагог может использовать разные методы. Это беседы, работа с художественной литературой, когда на основе разнообразных произведений происходит анализ героя, его личностных качеств, моделей поведения и выделяются те качества, которые являются характерными именно для мужчины.

Следующий аспект формирования качеств мужественности заключается в расширении социокультурного опыта детей. Данный опыт дети приобретают в разных видах деятельности и общении. Большое влияние на формирование этого опыта оказывает среда, а именно предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Как указывает Н. Е. Татаринцева, в группах ДОУ необходимо создавать специальные уголки для мальчиков. В них должны быть представлены разнообразные предметы «мужского мира»: машинки, конструктор различных видов, строительный материал, игровая униформа (пилотки, каски, матроски и т. д.). Наличие данного игрового материала позволит мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли [8].

М. А. Радзивилова выделяет следующие составляющие мини-среды мужского труда: мастерские с наборами слесарных инструментов, плотницкий набор, набор строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь. Автор предлагает также создать в пространстве группы также можно создать уголок «мужской доблести»: рыцарские доспехи, игрушечное военное обмундирование, оружие различных исторических эпох, изображение парусников, кораблей [6].

Таким образом, создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков, становится одним из важнейших условий формирования мужественности.

Еще один аспект формирования качеств мужественности заключается в приобретении ребенком опыта проживания определенных моделей поведения возможности попробовать их в рамках игровой деятельности. В этом случае игра выступает как одно из эффективных средств для формирования качеств мужественности.

Т. А. Репина говорит о том, что в процессе организации игровой деятельности мальчиков седьмого года жизни педагогу ДОУ необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности:

– обеспечить большое количество участников игры;

– продумать четкость иерархии (доминирование-подчинение);

– развивать игровую конкурентность и корпоративность;

– продумать возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;

– продумать соревновательный момент игры [7].

Исследователи предлагают использовать художественную литературу как средство формирования качеств мужественности. Н. Е. Татаринцева говорит о том, что работа с произведениями художественной литературы способствует формированию у мальчиков положительного эмоционального отношения к себе как к представителю мужского пола. Мальчики начинают гордиться тем, что они станут в будущем мужчинами, и, также как, герои сказок будут смелыми, трудолюбивыми, настойчивыми, сильными [8].

О. П. Нагель, О. В. Румянцева указывают, чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо как можно шире предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения, поскольку действенное начало мужского характера должно проявляться, прежде всего, в поступках. Такую возможность предоставляют сюжетно-ролевые игры в силу особенностей своего содержания и организации [5].

Н. Е. Татаринцева указывает, что для того, чтобы дошкольники смогли реализовать в своем поведении качества мужественности также педагогу ДОУ необходимо организовывать различные виды деятельности, целью которых должно стать формирование у них трудовых навыков и умений. Мальчиков необходимо приучать выполнять посильную их возрасту физическую работу, например, попросить перенести стулья или столы; отвезти и разгрузить тележку с осенними листьями при уборке прогулочного участка [8].

Таким образом, в процессе формирования качеств мужественности у дошкольников необходимым является соблюдение следующих педагогических условий:

– разработка комплекса игр, занятий, упражнений, обучающих ситуаций, направленных на формирование качеств мужественности;

– обогащение предметно-развивающей среды группы;

– организация совместной работы с родителями по воспитанию качеств мужественности у мальчиков.

Литература:

  1. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 74–81.
  2. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2010. -. № 2.- С.18–22.
  3. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. — 2005. — № 3. — С. 165–171.
  4. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] / И. С. Кон. — М.: Педагогика, 2007. — 158 с.
  5. Нагель, О. П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика.- 2009.-№ 2. — С. 11–16.
  6. Радзивилова, М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / М. А. Радзивилова.- Волгоград, 2009. — 22 с.
  7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 152 с.
  8. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учебное пособие [Текст] / Н. Е. Татаринцева — М.: Центр педагогического образования. 2008. — 156 с.
  9. Шинкарева, Н. А. Научно — теоретический подход к проблеме формирования качеств женственности Вектор науки. Тольяти., Серия Педагогика и психология — 2012. — № 4(11) — С. 333–335
Основные термины (генерируются автоматически): качеств мужественности, формирования качеств мужественности, формирование качеств мужественности, формированию качеств мужественности, становление мужественности, качества мужественности, проявлениями качеств мужественности, становления качеств мужественности, Формирование качеств мужественности, аспект формирования качеств, воспитанию качеств мужественности, понятию мужественности, условий формирования мужественности, понятие мужественности, формирования основ мужественности, моделей поведения, дошкольного возраста, полноценное становление мужественности, поведении качества мужественности, Формирование мужественности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос