Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Бут И. А. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 304-306. — URL https://moluch.ru/archive/208/50946/ (дата обращения: 14.12.2019).



В статье представлена модель формирования полоролевой идентичности дошкольников. Для педагогов и родителей.

Ключевые слова: этапы психосексуального развития, гендерный подход, половое воспитание, полоролевое воспитание, модель формирования полоролевой идентичности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (В. Е. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Т. А. Репина, А.Бандура, Ш. Берн, Л. Кольберг и др.) склоняются к мнению, что наиболее сензитивным периодом формирования первичной полоролевой идентичности является дошкольный возраст

Под полоролевой идентичностью дошкольника понимается осознание своей половой принадлежности и поведения, свойственного своему полу.

В современной научно-педагогической литературе используются следующие понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учётом пола, в хронологическом порядке их появления: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание». [3].

Значение «полового воспитания» состояло в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и включало в себя, как овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, так и вопросы полового просвещения и половой гигиены. [2].

Полоролевое воспитание включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности. Полоролевое воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения. Недостаточное внимание уделяется динамическим характеристикам полоролевой идентичности, ценностному принятию своей половой роли, толерантному и позитивно окрашенному отношению — к носителям противоположной половой роли [1].

Гендерная педагогика как направление научного знания активно развивается в последние десятилетия и в настоящее время переживает период формирования теоретико-методологических основ, разработки содержательных и технологических аспектов гендерного воспитания.

«Гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой, а социально формируемые у них качества мужественности и женственности. Гендерное воспитание — процесс формирования мужских и женских ролей в социуме и включает в себя все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических. [1].

Анализ законодательных документов, регламентирующих деятельность ДОО показал, что таких понятий, как «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание», в тексте ФГОС ДО, ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не встречается, однако реализация задач, которые представлены в документах, невозможна без учета половозрастных потребностей воспитанников.

Одной из современных разработок в рамках гендерного подхода явилась концепция полоролевого воспитания школьников Л. И. Столярчук, согласно которой приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности / фемининности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между полами. Содержание воспитания в русле данной концепции включает в себя реализацию гибкого полоролевого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям, умения противостоять негативным явлениям полоролевой социализации [5].

Эта концепция использовалась при создании модели формирования полоролевой идентичности дошкольника.

При составлении модели мы также опирались на стандарты полового воспитания, предложенные Европейским региональным бюро ВОЗ и ФЦПСЗ., документ, рекомендованный для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. «Если настоящие стандарты будут использоваться в процессе разработки или усовершенствования существующих учебных планов, то документ необходимо адаптировать к специальным потребностям и ситуации в соответствующей стране» [4].

В модели представлены следующие возрастные группы: 0–4, 4–6, 6–9, которые были классифицированы в соответствии с возрастными группами ВОЗ, т. к. они отражают стадии развития.

Без всякого сомнения в зависимости от индивидуального развития некоторых детей можно отнести к другой возрастной группе, чем к той, к которой они подходят по календарному возрасту, поэтому границы возрастных групп относительны.

Рис. 1. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника

Пользователям модели необходимо знать, что на каждом возрастном периоде, к задачам развития текущего периода, добавляются темы из младших возрастных групп. В старших возрастных группах они повторяются под другим углом зрения и более подробно

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника представляет собой логически последовательную систему элементов, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты модели, методы и средства, этапы психосексуального развития, участников процесса и предполагаемый результат, раскрывает физиолого-психологические особенности развивающегося ребенка, возрастные взаимоотношения детей обоего пола, привлекает внимание к тем закономерностям и принципам, которые важно учитывать в практике воспитателя.

Литература:

  1. Гендерная психология и педагогика: учебник-практикум для бакалавриата и магистратуры/под общ.ред. О. И. Клочко.-M.: Издательство Юрайт, 2017.- 404с.
  2. Исаев Д. Н. и др. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988. — 155 с.
  3. Микова М. В., Крайник В. Л. Сущность и содержание понятия «Гендерное воспитание». // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5. — С. 130–132.
  4. Стандарты сексуального образования в Европе — документ для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. [Электронный ресурс]: / Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. // Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ. Кельн, 2010. // [сайт]. — Режим доступа: https://www.bzga-whocc.de/publikationen/standards-sexualaufklaerung/(дата обращения: 29.04.2017).
  5. Столярчук Л. И., Столярчук И. А. Парадигмальная взаимосвязьпонятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 357–360.
Основные термины (генерируются автоматически): модель формирования, идентичность дошкольника, воспитание, половое воспитание, период формирования, качество мужественности, группа, гендерный подход, гендерное воспитание, сфера взаимоотношения полов.


Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

гендерная идентичность, дошкольный возраст, гендерное воспитание, полоролевая социализация.

гендерное воспитание, гендерный подход, мальчик, девочка, игра, ребенок, игрушка, особенность, дошкольный возраст, мужское поведение.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это

Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В отечественной литературе выделено несколько направлений исследований, посвященных гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева

В данной позиции раскрывается целый ряд значимых условий формирования идентичности у старших дошкольников.

Гендерные особенности общения дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Я в своей работе стараюсь создать оптимальные условия для успешного развития гендерного общения дошкольников.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность. Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол...

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при...

Педагогические условия формирования качеств...

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей... Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни.

Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

гендерная идентичность, дошкольный возраст, гендерное воспитание, полоролевая социализация.

гендерное воспитание, гендерный подход, мальчик, девочка, игра, ребенок, игрушка, особенность, дошкольный возраст, мужское поведение.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это

Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В отечественной литературе выделено несколько направлений исследований, посвященных гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева

В данной позиции раскрывается целый ряд значимых условий формирования идентичности у старших дошкольников.

Гендерные особенности общения дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Я в своей работе стараюсь создать оптимальные условия для успешного развития гендерного общения дошкольников.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность. Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол...

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при...

Педагогические условия формирования качеств...

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей... Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни.

Задать вопрос