Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Бут, И. А. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО / И. А. Бут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50946/ (дата обращения: 04.10.2024).



В статье представлена модель формирования полоролевой идентичности дошкольников. Для педагогов и родителей.

Ключевые слова: этапы психосексуального развития, гендерный подход, половое воспитание, полоролевое воспитание, модель формирования полоролевой идентичности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (В. Е. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Т. А. Репина, А.Бандура, Ш. Берн, Л. Кольберг и др.) склоняются к мнению, что наиболее сензитивным периодом формирования первичной полоролевой идентичности является дошкольный возраст

Под полоролевой идентичностью дошкольника понимается осознание своей половой принадлежности и поведения, свойственного своему полу.

В современной научно-педагогической литературе используются следующие понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учётом пола, в хронологическом порядке их появления: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание». [3].

Значение «полового воспитания» состояло в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и включало в себя, как овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, так и вопросы полового просвещения и половой гигиены. [2].

Полоролевое воспитание включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности. Полоролевое воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения. Недостаточное внимание уделяется динамическим характеристикам полоролевой идентичности, ценностному принятию своей половой роли, толерантному и позитивно окрашенному отношению — к носителям противоположной половой роли [1].

Гендерная педагогика как направление научного знания активно развивается в последние десятилетия и в настоящее время переживает период формирования теоретико-методологических основ, разработки содержательных и технологических аспектов гендерного воспитания.

«Гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой, а социально формируемые у них качества мужественности и женственности. Гендерное воспитание — процесс формирования мужских и женских ролей в социуме и включает в себя все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических. [1].

Анализ законодательных документов, регламентирующих деятельность ДОО показал, что таких понятий, как «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание», в тексте ФГОС ДО, ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не встречается, однако реализация задач, которые представлены в документах, невозможна без учета половозрастных потребностей воспитанников.

Одной из современных разработок в рамках гендерного подхода явилась концепция полоролевого воспитания школьников Л. И. Столярчук, согласно которой приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности / фемининности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между полами. Содержание воспитания в русле данной концепции включает в себя реализацию гибкого полоролевого репертуара, отвечающего индивидуальным потребностям, умения противостоять негативным явлениям полоролевой социализации [5].

Эта концепция использовалась при создании модели формирования полоролевой идентичности дошкольника.

При составлении модели мы также опирались на стандарты полового воспитания, предложенные Европейским региональным бюро ВОЗ и ФЦПСЗ., документ, рекомендованный для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. «Если настоящие стандарты будут использоваться в процессе разработки или усовершенствования существующих учебных планов, то документ необходимо адаптировать к специальным потребностям и ситуации в соответствующей стране» [4].

В модели представлены следующие возрастные группы: 0–4, 4–6, 6–9, которые были классифицированы в соответствии с возрастными группами ВОЗ, т. к. они отражают стадии развития.

Без всякого сомнения в зависимости от индивидуального развития некоторых детей можно отнести к другой возрастной группе, чем к той, к которой они подходят по календарному возрасту, поэтому границы возрастных групп относительны.

Рис. 1. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника

Пользователям модели необходимо знать, что на каждом возрастном периоде, к задачам развития текущего периода, добавляются темы из младших возрастных групп. В старших возрастных группах они повторяются под другим углом зрения и более подробно

Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника представляет собой логически последовательную систему элементов, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты модели, методы и средства, этапы психосексуального развития, участников процесса и предполагаемый результат, раскрывает физиолого-психологические особенности развивающегося ребенка, возрастные взаимоотношения детей обоего пола, привлекает внимание к тем закономерностям и принципам, которые важно учитывать в практике воспитателя.

Литература:

  1. Гендерная психология и педагогика: учебник-практикум для бакалавриата и магистратуры/под общ.ред. О. И. Клочко.-M.: Издательство Юрайт, 2017.- 404с.
  2. Исаев Д. Н. и др. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988. — 155 с.
  3. Микова М. В., Крайник В. Л. Сущность и содержание понятия «Гендерное воспитание». // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5. — С. 130–132.
  4. Стандарты сексуального образования в Европе — документ для лиц, определяющих политику руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения. [Электронный ресурс]: / Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. // Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ. Кельн, 2010. // [сайт]. — Режим доступа: https://www.bzga-whocc.de/publikationen/standards-sexualaufklaerung/(дата обращения: 29.04.2017).
  5. Столярчук Л. И., Столярчук И. А. Парадигмальная взаимосвязьпонятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 357–360.
Основные термины (генерируются автоматически): идентичность дошкольника, модель формирования, воспитание, гендерное воспитание, гендерный подход, группа, качество мужественности, период формирования, половое воспитание, сфера взаимоотношения полов.


Ключевые слова

гендерный подход, полоролевое воспитание, половое воспитание, этапы психосексуального развития, модель формирования полоролевой идентичности

Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО

В статье раскрываются особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни с позиции разных авторов.

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей. Раскрыто понятие полоролевой идентичностии. Представлены результаты констатирующего эксперимента и программа формирования полоролевой идентично...

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни в ДОО

В статье раскрываются особенности полоролевого развития детей 5-го года жизни с позиции разных авторов.

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей. Раскрыто понятие полоролевой идентичностии. Представлены результаты констатирующего эксперимента и программа формирования полоролевой идентично...

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Задать вопрос