Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Савицкая Е. М., Калдаева Т. И. Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/149/41695/ (дата обращения: 20.07.2018).



В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь. Описываются формы и методы гендерного воспитания, апробированные на практике.

Ключевые слова: дошкольный возраст, гендерное воспитание, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерная самоидентификация, гендерная принадлежность

Формирование личности во многом зависит от того, сколь успешно проходит гендерное воспитание, включающее создание представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить их в своем поведении, а также предпочтений и интересов, специфичных для того или другого пола. Это уверенность в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, эффективность общения с детьми противоположного пола. Важно в ранние годы заложить основы женственности и мужественности. Это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в ходе воспитания и обучения мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки настолько несхожи, что требуют существенных различий в воспитании. С момента рождения мальчики и девочки по-разному воспринимают мир.

Общение мальчиков и девочек предстает как особая модель социального поведения, которая отражает систему представлений о своем образе, проявляющуюся в разных ситуациях, в деятельности, в формах взаимоотношений мальчиков и девочек, обусловленных гендерными эталонами.

Анализ показывает, что в системе общего образования, несмотря на прогресс в области применения гендерного подхода в воспитании, в ряде аспектов общее образование по-прежнему остается «мужским», т. е. ориентированным на специфику развития воспитуемых мужского пола, на достижение более высокого социального статуса.

Отсюда проистекает несоответствие между учебными успехами девочек и их карьерными достижениями во взрослой жизни. Гендерная асимметрия в образовании сказывается на планах современных девочек — они снижают уровень своих социальных и профессиональных притязаний. При этом отмечается, что преобладание женщин среди учителей (женщины составляют 85,7 % их общего числа) в немалом числе случаев препятствует выработке у девочек ориентации на важную социальную роль женщин, на карьеру, и направляет на патриархальные ценности — выполнение ролей супруги, матери семейства, домохозяйки. Это случается по той причине, что личность женщины-учителя тоже представляет собой результат гендерной социализации, и большинство из них не отдает себе отчета в предвзятом отношении общества к судьбе девочек и к социальным функциям женщин.

Пол — черта биологического строения человека. Гендер – социокультурная «надстройка» над анатомией и физиологией. Гендерные различия создаются через систему социализации воспитывающую неодинаковые навыки и личностные черты у девочек и мальчиков, гендерно-ориентированное разделение труда, принятые в социуме культурные нормы, статусные и позиционные роли, гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, устойчивые для данного социума в данный культурно-исторический период понятия о нормативном поведении мужчин и женщин, набор расхожих представлений о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы возникают на жизненном пути ребенка с момента рождения. Форма и цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагаются детям, различаются в зависимости от пола и формируют неодинаковые черты характера у девочек и мальчиков. Всё это сопровождается комментариями: «Не реви, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления у мальчиков эмоциональности; «Будь послушной и тихой, ты же девочка!», что формирует у девочек покорность. Тот факт, что гендерные стереотипы различаются в разных культурах, часто не находит должного понимания. Упомянутые стереотипы, будучи устойчивыми, продолжают сохраняться и тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин исторически изменяется.

Гендерная идентичность — это глубинное ощущение принадлежности к тому либо другому биологическому полу и социокультурному гендеру, самосознание представителя этого пола в социальном окружении.

Гендерная идентичность, в отличие от биологического пола, не наследуется биогенетически. Она формируется у ребенка во взаимодействии с родными людьми и с более широким окружением. Возникновение гендерной идентичности происходит в 3 этапа:

1) дитя получает сведения о том, что есть два пола,

2) дитя относит себя к одному из них;

3) на базе самоопределения дитя организует свое поведение, избирая и предпочитая определенные его формы.

Определение гендерной принадлежности берет свое начало на втором году жизни и прочно закрепляется на третьем. К трем годам ребенок четко различает и усваивает свою гендерную специфику и, кроме того, вполне отчетливо идентифицирует пол окружающих.

К концу дошкольного периода формирование гендерной идентичности обычно завершается, но в ее основе часто лежат внешние признаки: мальчики не носят платья и коротко стригутся; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трехлетка не исключает возможности смены пола путем изменения стрижки или одежды.

Дошкольник может не понимать, в чем состоят основные различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Более значимые половые признаки (такие, как эмоциональная привязанность, гендерно-маркированные черты характера, интересы, деятельность, физиологические свойства) большинству (70-ти процентам) детей этого возраста неведомы.

В науке нашей эпохи различаются конституциональные и социокультурные аспекты мужского и женского начал. Гендер находится под постоянным влиянием культурных норм, которые устанавливают, что должны делать мужчины, а что — женщины, и информационного воздействия — внушения того, насколько велики различия женщин и мужчин.

Гендерная принадлежность ребенка — существенный фактор его развития и общественного поведения.

Всякий субъект эволюционирует как представитель того или другого пола. Родившись мальчиком или девочкой, ребенок в ходе социализации интериоризует систему правил, норм, моделей поведения, приближающих его к кодифицированным в данном социуме паттернам мужского или женского, определяет развитие соответствующих личностных свойств. Таким путем ребенок приобретает принадлежность к своему гендеру.

Самой важной стадией для гендерной социализации является дошкольный возраст, т. к. в этой стадии возникают и развиваются наиболее существенные качества личности. По данным нейрофизиологии и нейропсихологии, различия в строении и функционировании головного мозга детерминируют специфику психологического развития воспитуемых разных полов. Мозг мальчиков и девочек эволюционирует в разном темпе, в разные сроки и в разной последовательности.

Те зоны левого полушария, которые ответственны за речь и логическое мышление, у девочек развиваются раньше, чем у мальчиков. Из-за этого у них до достижения возраста юности превалирует образно-чувственная область.

В научной литературе отмечаются следующие зоны различий между девочками и мальчиками: в когнитивных стратегиях и путях формирования когнитивных функций, скорости и методов обработки и усвоения поступающей информации; в управлении вниманием; в формах активизации эмоций; в мотивах деятельности; в используемых критериях оценки достигнутого; в поведенческих паттернах.

Приведем данные нашей практической деятельности по гендерному воспитанию детей, относящихся к возрастной группе старших дошкольников. Материал, представленный в статье, может применяться воспитателями детских садов в гендерном воспитании детей указанного возрастного периода.

Формирование гендерной культуры детей начинается со шкафчиков: на шкафах мальчиков и девочек размещаются неодинаковые картинки. Большое внимание мы уделяем селекции игрового материала и аксессуаров игровых занятий мальчиков и девочек. Интерьер, в котором дошкольники проводят время, начиная со стен, мебели и кончая игрушками, становится для них своего рода окном в мир.

С девочками мы обсуждаем особенности интерьера в игровом уголке и решаем, где они намерены хранить белье, наряды, посуду, «пищевые продукты» и прочие предметы-заместители.

Для дошкольниц используются такие игры, как «Домино для девочек», «Рукодельница», «Модельер-стилист»; девочки играют в них с большим удовольствием.

Работая с мальчишеским контингентом, мы обсуждаем игрушечный «автопарк» и набор игрушечных инструментов для юных «автомехаников». Во многих семьях есть автомобили, поэтому мальчики охотно манипулируют игрушечным полицейским жезлом.

Для игровой деятельности детей мы обновляем и пополняем сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ателье», «Парикмахерская», «Магазин».

Взрослые зачастую не одобряют шумные игры мальчиков. Однако мы принимаем во внимание, что мальчикам требуется обширное игровое пространство, что, играя, они физически развиваются, тренируются в регулировке своей силы, расходуют физическую энергию. По этой причине мы не препятствуем этим играм, а только направляем их правильное русло. Мы приобрели дротики, боксерские перчатки, игровые наборы с правилами, рассчитанными на развитие ловкости и меткости (такие игры, как «Домино для мальчиков», «Лото для мальчиков», «Юный рыболов»). Обретению практического опыта гендерно-ориентированного поведения в хозяйственно-бытовой сфере помогают трудовые задания, тоже распределяемые сообразно полу — мальчики выполняют поручения, связанные с использованием физической силы, а девочки — с прилежанием и аккуратностью.

Особенно пристальное внимание мы уделяем детской литературе. Во многих книгах для детей фигурируют образы деда, бабки, отца, матери, сына, дочери. Юные героини сказок характеризуются наличием ума, настойчивости, находчивости, а юные герои народных сказок — это, как правило, рачительные и прилежные помощники взрослых в хозяйстве и в быту.

Постичь сущность женского и мужского начал можно, если тщательно проанализировать «женские» и «мужские» сказки. Так, для девочек важны сказки «Морозко», «Золушка», «Лебеди» и др., в которых героине даются определенные поручения — перебрать крупу, испечь хлеб, сшить платье, навести порядок в избе и т. п. — требующих от нее ловкости, умений, интеллекта, но не применения физической силы.

Информирование детей ориентировано на снабжение дошкольников знаниями о противоположном поле, о мужских и женских профессиях, о бытовой и этической культуре, о традициях народного воспитания.

Мы принимаем во внимание, что девочки обычно более восприимчивы к стимулам, ориентированным на аудиальное восприятие, тогда как мальчики не столь хорошо воспринимают информацию на слух; для них предпочтительно использование визуальных средств. Поэтому в ходе обучения мы не только вербально воздействуем на детей, но и активно применяем наглядную демонстрацию, а также задействуем тактильный канал восприятия, позволяя детям трогать и держать предметы в руках, и сочетаем информирование с движением.

Занятия рисованием способствуют эволюции гендерной самоидентификации у ребенка, управляют его эмоционально- смысловым поведением.

Ориентация на соответствие своему гендеру оказывает воздействие на тематику детских рисунков: мальчики изображают шоссе с гоночными машинами, летящие в небе самолеты и вертолеты, плывущие по морю корабли, строительство зданий, боевые действия. Что касается девочек, они изображают нарядно одетых принцесс, букеты цветов, цветущие сады, разного рода узоры, мам с колясками.

Завершая описание, отметим, что на основе изложенных принципов нами был составлен перспективный план работы по гендерному воспитанию старших дошкольников, в котором сформулированы задачи и методы работы с дошкольниками; к числу форм работы относятся беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение вслух детской литературы, дидактические игры, изобразительное творчество детей.

Формирование у детей гендерной самоидентификации и привитие правильных гендерных стереотипов способствует их успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь.

Литература:

  1. Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников // Дошкольная педагогика. № 3. 2012. С. 24–32.
  2. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. № 2. 2012. С. 39–45.
  3. От рождения до школы: примерная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 48 с.
  4. Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. № 4 (2). 2013. С. 453–456.
  5. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. № 2. 2013. С. 14–20.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013. № 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность.


Ключевые слова

гендерная идентичность, дошкольный возраст, гендерные стереотипы, гендерное воспитание, гендерная самоидентификация, гендерная принадлежность

Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отсутствие отца, мальчик, родитель, девочка, отец, семья, вербальная апелляция, гендерная социализация, пол.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В настоящее время воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных

В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого.

Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И. С. Клецина. — СПб, 2008.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

гендерный подход, девочка, мальчик, пол, мужчина, гендерная педагогика, полная мера, мужское поведение, конечный итог, современный мир.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты. Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки.

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.

агрессивная гендерная установка — 2 мальчика (10 %), это свидетельствует о враждебности и агрессивности подростков к противоположному полу.

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

У большинства людей гендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее в основе гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому или женскому полу объединяет основные гендерные характеристики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отсутствие отца, мальчик, родитель, девочка, отец, семья, вербальная апелляция, гендерная социализация, пол.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

В настоящее время воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных

В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого.

Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И. С. Клецина. — СПб, 2008.

Актуальность гендерного подхода в современном образовании

гендерный подход, девочка, мальчик, пол, мужчина, гендерная педагогика, полная мера, мужское поведение, конечный итог, современный мир.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты. Гендерная психология — новое направление, заявляющее о себе как о самостоятельной области психологической науки.

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое поведение, неполная семья.

агрессивная гендерная установка — 2 мальчика (10 %), это свидетельствует о враждебности и агрессивности подростков к противоположному полу.

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

У большинства людей гендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее в основе гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому или женскому полу объединяет основные гендерные характеристики.

Задать вопрос