Развитие представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чалышева Е. М. Развитие представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6650/ (дата обращения: 21.08.2018).

Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального и культурного потенциала. Становление полноценной личности невозможно без осознания себя, как представителя определенного пола. Ребенок развивается, как мальчик или девочка, под воздействием различных социальных факторов [1, с. 7].

Полоролевая социализация, согласно «Словарю гендерных терминов» представляет собой: «Процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живёт, своеобразное общественное конструирование различий между полами». Полоролевая социализация предполагает воздействие социальной среды на индивида с целью привития ему определённых правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Полоролевая социализация оказывает влияние на эмоциональное благополучие, формирование личностных качеств, на особенности поведения и отношений с окружающими. В современном обществе наблюдается противоречие между отрицанием традиционных представлений о мужской и женской роли и несостоятельностью новых ценностных ориентиров. В таких условиях, актуальной задачей воспитания становится формирование у подрастающего поколения представлений о полоролевом предназначении и развитие ценностного отношения к собственному и противоположному полу.         

В детском саду № 134 «Веснушки» г. Тольятти в 2013–2014 учебном году проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью изучения представлений о половых ролях. В качестве диагностического материала использовалась «Беседа с ребенком», разработанная А. М. Щетининой, О. И. Ивановой.

Структура беседы состояла из трех блоков.         Первый блок выявлял представления ребенка о своем «образе Я» мальчика/девочки, особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивное либо негативное отношение к своей половой роли.           Второй блок позволил изучить представления дошкольника о настоящей половой роли. Третий блок преследовал цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.

По результатам диагностики у 19 % детей отмечен высокий уровень сформированности полоролевого образа. Дети данной группы: понимали необратимость пола; эмоционально положительно относились к себе в целом и к выполнению своих полоролевых функций в семье; имели представления об отличиях мальчиков и девочек, об особенностях их полоролевого поведения, знали ряд своих полоролевых функций в будущем и позитивно их принимали.

Показатели 72 % детей соответствовали среднему уровню полоролевого развития. Перечисляя отличия девочек и мальчиков, дети ориентировались на внешние признаки (одежда, длина волос), на имена, либо на негативные характеристики («девочки всегда плачут», «мальчики плохо себя ведут»), при этом не указывали положительные качества и особенности поведения. Своей основной функцией в семье дошкольники считали послушание. Дети данной группы испытывали затруднения при ответе на вопрос: «Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?». Преобладающие ответы для мальчиков: «Сильным, хорошим», для девочек: «Красивой, хорошей», что свидетельствует о недостаточной осведомленности и бедности словарного запаса по теме.

У детей с низким уровнем (9 %) было сформировано представление о своей половой принадлежности; они положительно относились к себе, как представителю определенного пола, однако не могли ответить на вопросы о том, чем мальчики отличаются от девочек, и какими бы они хотели стать в будущем.

В целом, результаты диагностического исследования показали, что все дети идентифицируют себя со своим полом, положительно относятся к своей настоящей и будущей половой роли. Однако у большинства из них ограничены представления об особенностях девочек и мальчиков (сводятся к внешним характеристикам), о социальных ролях сына и дочери, о женских и мужских качествах, что требует организации целенаправленной воспитательно-образовательной работы по решению задач полоролевой социализации.

На основе данных диагностического обследования были сформулированы основные задачи полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста:

1.      Способствовать формированию у детей представлений о половых ролях в обществе, закреплению позитивных стереотипов мужественности и женственности.

2.      Содействовать развитию специфических феминных и маскулинных свойств личности, проявляющихся в поведении, характерном для представителя определенного пола при выполнении им различных социальных ролей.

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта по данной проблеме позволил выявить существующие противоречия:

-                   между назревшей необходимость решения проблем полоролевой социализации и недостаточной разработанностью данного направления;

-                   между потребностью дошкольных учреждений в научно-методическом обеспечении для реализации задач полоролевой социализации детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых технологий.  

Полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять с учетом достижений современной науки и практики. Учитывая влияние полоролевого развития на сохранение нравственного, психологического, социального здоровья, для решения данной проблемы психологической службой детского сада выбрана здоровьесберегающей технология: «сказкотерапия».

Технология основывается на принципе развивающего образования. Комплексная сказкотерапия — это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в сказкотерапии, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями [2, с. 12].

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности. Каждая сказка содержит проблемную ситуацию и нравственный урок, доступный для осмысления.

Сказкотерапия может использоваться с учетом интеграции образовательных областей. Посредством данной технологии решение задач полоролевой социализации осуществляется через интеграцию различных образовательных областей.

Предлагаемая технология опирается на адекватные дошкольному возрасту формы работы. Основная форма работы в рамках сказкотерапии — это игра.

Сказкотерапия отражает специфику национально-культурных условий. Сказки раскрывают народные традиции, за ними стоит мудрость веков и опыт предков, национальные и общечеловеческие ценности.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, восприятия художественной литературы, продуктивной.

Сказкотерапия применяется в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями: игротерапией, психогимнастикой, арт-терапией, пескотерапией, которые также могут использоваться для решения проблемы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия имеет особое значение в аспекте полоролевого развития. В сказках отражаются эталоны мужественности и женственности, стратегии полоролевого поведения, повествуется о гармонизации взаимоотношений. В авторском методе комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой значительное внимание уделяется развитию мужественности и женственности. Сотрудниками института комплексной сказкотерапии разработан практический материал для подростков и взрослых, однако возможности сказкотерапии в полоролевом развитии детей старшего дошкольного возраста изучены недостаточно.

Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева отмечает, что в полоролевом отношении все сказки, мифы, легенды можно условно разделить на 3 группы:

1)                 «мужские», главным героем которых является мужской персонаж;

2)                 «женские», с главной героиней женского пола;

3)                 «смешанные», в которых два главных героя обоих полов.

 В «мужских» и «женских» сказках содержание построено таким образом, чтобы герой или героиня самостоятельно преодолели возникшие трудности и получили некий ценный опыт. Сюжет «смешанных» сказок обязательно завершается воссоединением героев [3, с. 13].

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделила несколько видов сказок, которые необходимо услышать мальчикам и девочкам в старшем дошкольном возрасте.

Для мальчиков, в первую очередь, важны сказки, в которых герой учится правильно отдавать и принимать, строить отношения обмена. Сказки данного вида направлены на профилактику потребительского отношения к миру.

Следующий вид — это сказки о герое, на которого хочется быть похожим. Герои подобных сказок борются за справедливость, побеждают злых существ. В хороших мужских сказках у таких героев всегда есть опыт поражений, они учатся достойно переживать проигрыш, не затаивая обиду и не мстя сопернику. Третий вид сказок помогает мальчикам осознать важность принятия мужских решений. Сказки четвертого вида о герое, который становится мастером, преодолевая различные жизненные трудности и неудачи.

«Женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и вариации взаимоотношений с мужчиной.      Для девочек старшего дошкольного возраста необходимо услышать сказки, героиня которых является хорошей хозяйкой; сказки, где есть образ доброй матушки, которая несёт героине любовь и помощь, чтобы впоследствии она сама становилась такой доброй матушкой.

Очень важны для воспитания девочек сказки, в которых есть образ желанной женщины. Сказки, где героиня засыпает («Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»); сказки, где героиня загадывает загадки, испытывая женихов, как разборчивая невеста; сказки, в которых героиня забирается в высокий терем и нужно до неё ещё допрыгнуть, чтобы завоевать её руку. Во всех этих сказках есть образ желанной женщины, которая стимулирует мужчину к подвигу, создает такие ситуации, в которых раскрываются лучшие качества мужчины.

Опираясь на положения Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психологической службой д/с № 134 «Веснушки» была организована работа по решению задач полоролевой социализации дошкольников. Реализация содержания осуществлялась в совместной деятельности с детьми разного пола, а также в совместной деятельности отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, для проработки специфических женских и мужских стратегий поведения.

Основной акцент в работе был поставлен на аффективную составляющую и символические действия. Так, например, в сказке «Золушка» девочки, перебирая семена, учились трудолюбию и терпению, танцуя, постигали секреты жизнелюбия, а полученный опыт в виде разноцветных ленточек нанизывали на ожерелья. Через эмоционально окрашенную деятельность: восприятие сказки, символические действия, игру, развивались феминные и маскулинные свойства личности, проявляющиеся в полоролевом поведении.

Итоговая диагностика в конце 2013–2014 уч. г. показала, что образовательная деятельность организованная педагогом-психологом способствовала не только формированию у детей представлений о половых ролях (улучшение средневысоких показателей на 17 %), но и желанию реализовывать их в поведении. Кроме этого, положительная обратная связь получена от всех участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, воспитателей, детей.

Таким образом, сказкотерапия обладает высоким развивающим и воспитывающим потенциалом и служит эффективным средством полоролевой социализации старших дошкольников.

 

Литература:

 

1.      Градусова, Л. В. Гендерная педагогика. Учебное пособие [Текст] / Л. В. Градусова. — М.: Флинта, 2011.

2.      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. Пособие [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева. — СПб., 2002.

3.      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева // Обруч. — 2006. — № 6.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, сказка, социализация детей, ребенок, пол, мальчик, девочка, решение задач, будущая половая роль, детский сад.

Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические...

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

игровая деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, ребенок, игровая деятельность детей, игровая ситуация, предметно-игровая среда, социализация детей, социализация ребенка...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

социализация дошкольников, ребенок, старший дошкольный возраст, девочка, пол, мальчик, игра, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

гендерная идентичность, ребенок, дошкольный возраст, девочка, мальчик, гендерное воспитание, пол, формирование, гендерно-сбалансированное воспитательное пространство, гендерная социализация.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

половое воспитание, девочка, ребенок, мальчик, пол, игра, воспитание девочек, старший дошкольный возраст, игровая деятельность, маленький ребенок.

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры...

Особенности формирования полоролевых представлений...

гендерная идентичность, ребенок, дошкольный возраст, девочка, мальчик, гендерное воспитание, пол, формирование, гендерно-сбалансированное воспитательное пространство, гендерная социализация.

Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик, игра, девочка, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь. Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические...

Социализация детей старшего дошкольного возраста...

игровая деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, ребенок, игровая деятельность детей, игровая ситуация, предметно-игровая среда, социализация детей, социализация ребенка...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

социализация дошкольников, ребенок, старший дошкольный возраст, девочка, пол, мальчик, игра, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

гендерная идентичность, ребенок, дошкольный возраст, девочка, мальчик, гендерное воспитание, пол, формирование, гендерно-сбалансированное воспитательное пространство, гендерная социализация.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

половое воспитание, девочка, ребенок, мальчик, пол, игра, воспитание девочек, старший дошкольный возраст, игровая деятельность, маленький ребенок.

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры...

Особенности формирования полоролевых представлений...

гендерная идентичность, ребенок, дошкольный возраст, девочка, мальчик, гендерное воспитание, пол, формирование, гендерно-сбалансированное воспитательное пространство, гендерная социализация.

Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик, игра, девочка, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь. Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Задать вопрос