Библиографическое описание:

Грудинина Е. В., Шинкарёва Н. А. Педагогические условия полоролевого воспитания детей 5-го года жизни в ДОО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 41-44.



The article considers the actual problem of sex-role education of children of the 5th year of life. Presented to the team of authors dealing with the issue of sex-role education of children. Defined the concept of «gender», «sex» and «gender» education. Presented conceptual approaches of domestic and foreign authors to the pedagogical conditions of gender-role education of children of preschool age.

Keywords:gender, sex education, gender education, conditions, pedagogical conditions

Проблема полоролевого развития личности обсуждается уже на протяжении последних 10 лет. В этом контексте особый интерес представляет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит переосмысление взаимоотношений между полами, осознания себя как представителя определенного пола, а также выбор модели поведения в соответствии с индивидуальным полоролевым образом.

ФГОС ДО в пункте 1.4 гласит, что построение образовательной деятельности в настоящее время должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. В условиях необходимости учета индивидуального подхода к формированию личности ребенка исследователи (В. В. Абраменкова, Д. В. Колесов, И. С. Кон, В. С. Мухина и др.) отмечают, что данный процесс невозможен без учета педагогами ДОО психологической специфики пола ребенка. Авторы обращают внимание на важность формирования у детей основ качеств мужественности (эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность) и женственности (заботливость, нежность, скромность, терпимость) соответственно их полу начиная уже с дошкольного возраста.

В. Каган рассматривает психологический пол — совокупность определенной сексуальной идентичности, т. е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу), и социосексуальные ориентации, т. е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности» и «женственности», оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. [3]

Пол, с педагогической точки зрения — биосоциальное свойство человека. Биологическое — потому что обусловлено генами структурами, а социальное — так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.[3]

В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако применительно к детям дошкольного возраста многие авторы считают целесообразным говорить не о половом, а именно о полоролевом воспитании.

Т. А. Репина, разрабатывая проблемы личностного развития ребенка, вводит термин «полоролевое воспитание», отождествляя его с «половым воспитанием» и отделяет его от сексуального. В центре сексуального воспитания, по ее мнению, находятся половое просвещение и половая гигиена. Полоролевое воспитание основывается на закономерностях развития пола социального, является неотделимой частью нравственного воспитания и решает задачи формирования в подрастающем поколении качеств мужественности и женственности, подготовки его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей. [9]

А. Г. Хрипкова и Д.В Колесов рассматривают полоролевое воспитание как процесс, задача которого заключается в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества.

Л. П. Бочкарева трактует полоролевое воспитание как формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитаниедоброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.

По мнению Н. К. Ледовских, в основе полоролевого воспитания лежит освоение таких качеств, как взаимное уважение и дружба между разнополыми детьми, а также в осознании половых особенностей во всех видах жизнедеятельности. [4]

Т. А. Репина определяет цель полоролевого воспитания как формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. [9]

На основе многочисленных исследованийученые пришли к выводу, что сейчас ориентироваться только на биологический пол нельзя и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол, или пол, какпродукт культуры.

Т. В. Бендас, И. Г. Малкина-Пых, Т. А. Репина, И. С. Кон рассматривают гендерное воспитание как формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Н. В. Татаринцева утверждает, что содержание гендерного воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.[8]

Таким образом, изучив работы Ю. В. Алешиной, А. С. Волович, Е. П. Ильина, И. С. Кона, С. Р. Пантилеева, В. Е. Кагана, И. С. Клециной, Т. А. Репиной, Д.Батона, Э.Берна, Г.Зиммеля, О.Вейнингера, У.Липпмана, Ш.Берна,, и др. мы пришли к выводу, что пол — это совокупность определенной сексуальной идентичности, т. е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу), и социосексуальные ориентации, т. е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности» и «женственности», оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.

Полоролевое воспитание является сложным и социально-формируемым образованием, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола.

Гендерное воспитание, по мнению ученых, является сложным и социально-формируемым образованием, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола.

Внашемисследовании по полоролевому воспитанию мы оперировали понятиями «условия» и «педагогические условия».

В. М. Полонский рассматривает условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [7].

Б. В. Куприянов, С. А. Дынина определяют «педагогические условия» как планомерную работу по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно- педагогического исследования. [7]

Анализ литературы показывает, что в контексте гендерного и полоролевого воспитания исследователи выделяют различные методы и средства организации работы, которые будут способствовать полоролевому развитию. Прежде всего, необходимо отметить, что полоролевое воспитание предшествует осознание детьми того, какие именно качества отражают мужественность и женственность, как они проявляются.

Д. И. Фельдштейн утверждала, что организуя игровую деятельность дошкольников 5-го года жизни, следует обогащать не только игровой опыт, но и решать сложные задачи полоролевого воспитания. [6]

О. Л. Данилюк, М. А. Глушак считают, что окружающие ребёнка люди служат для него моделью, образцом полоспецифического поведения и источником информации о половой роли и в значительной мере влияют на процесс усвоения её ребёнком. Следовательно, одно из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой идентичности — создание специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного воспитательно-образовательного, духовного и предметного пространства, обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки, превращение его в субъект деятельности и отношений, в том числе полоролевых. [2]

Т. А. Репина полагает, что влияние на отношение детей-дошкольников со сверстниками оказывает пол и возраст братьев и сестер. [9]

Особую роль в полоролевом воспитании дошкольников играет группа детского сада, который посещают многие наши дети. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. [9]

Д. Н. Исаев, В. Е. Каган отдают предпочтение в воспитании полоролевого поведения литературе, искусству, средствам массовой информации. Они отмечают, что русские народные колыбельные песенки прямо отражают полоролевые стереотипы, волшебные сказки несут в себе образы сложных концептуальных трактовок пола. Средства массовой коммуникации, по мнению авторов, образуют один из важнейших путей воспитания. [3]

Градусова Л. В. утверждает, что предметная среда способствует обогащению представлений детей о содержании мужских и женских социальных ролей, позволяет удовлетворять интересы детей разного пола, формировать соответствующие полу модели поведения.[5]

Совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений также выступает одним из условий полоролевого воспитания детей. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек-умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами. [9]

E. Ashton (1983) отмечает, что чтение книг, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины — с орудиями труда, приводит к усилению поло-типичного поведения в детских играх.

По данным М.Кимбалл (М. Kimball, 1986), у детей, которые смотрят телевизор, проявляется больше установок, соответствующих гендерным нормам, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. [1]

Таким образом, изучив работы Т. А. Репиной, А. М. Щетининой, Д.Н Исаева, В. Е. Кагана, Д. И. Фельдштейн и др. мы пришли к выводу, что на становление полоролевого воспитания необходимо не только создание соответствующей предметно-развивающей среды, чтения художественной литературы и др., но и активное участие родителей в процессе полоролевого развития личности ребенка. В своей дальнейшей работе мы планируем активно использовать организацию развивающей предметно-пространственной среды, подбор сюжетно-ролевых игр, способствующих эффективному развитию полоролевой идентичности и целенаправленной работе с родителями по полоролевому воспитанию на формирующем этапе нашего исследования.

Литература:

  1. Kimball M. M. Television and sex- role attitude [Текст] / M. M. Kimball // T. Williams (ed). The impact of television: Anaturall experiment in three communities. Orlando, TL: Academic Press, 1986. P 10–24.
  2. Данилюк, О. Л. Полоролевая социализация ребёнка дошкольного возраста /М. А. Глушак, О. Л. Данилюк // Дошкольная педагогика. 2010. № 2
  3. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии [Текст] / В. Е. Каган. — Л., 1988.
  4. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников [Текст] / Н. К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. — 2012. — № 1.
  5. Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование» [Текст]: [посвящ. памяти А. Н. Троян: материалы] — Магнитогорск: МаГУ, 2007. — 555 с.
  6. Мир Детства в современном мире [Текст]: (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 335 с.
  7. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк. 2004. — 512 с.
  8. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]: учебное пособие / Н. Е. Татаринцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 156 с.
  9. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 152 с
Основные термины (генерируются автоматически): полоролевого воспитания, education of children, воспитания детей, полоролевого воспитания детей, дошкольного возраста, условия полоролевого воспитания, of sex-role education, sex-role education of, Полоролевое воспитание, полоролевое воспитание, качеств мужественности, представителя определенного пола, Педагогические условия полоролевого, полоролевого развития личности, основ качеств мужественности, систему половых ролей, половой роли, интернализованную систему половых, совокупность определенной сексуальной, определенной сексуальной идентичности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос