Автор: Ежова Екатерина Сергеевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.01.2017

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Ежова Е. С. Гендерные особенности общения дошкольников // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1874/ (дата обращения: 25.02.2018).



На современном этапе содержание российского дошкольного образования совершенствуется. Примечательно, что ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учёт индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей. Пол — это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли / идентичности.

Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием — наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, — специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников.

Проблеме общения в дошкольном возрасте уделяли большое внимание в своих работах такие исследователи, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., РузскаА.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. В научной литературе раскрытию феномена межгендерного общения в дошкольном возрасте уделено крайне мало внимания. Вместе с тем, изучение особенностей общения со сверстниками своего и противоположного пола в группе детского сада, предпринятое в исследованиях Т.А. Репиной и её учеников, позволило определить сверстника в качестве важного агента гендерной социализации ребёнка в дошкольном возрасте.

Наиболее полная картина развития ребёнка как представителя пола и условия его гендерной социализации в период дошкольного детства раскрываются в работе Л.В. Коломийченко и О.В. Прозументик.

Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребёнка — это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т.д.

В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений.

Правильная организация общения детей — одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже — в детском саду и школе. И везде главная цель — научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

Воспитатели и родители должны обращать особое внимание на общение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Я в своей работе стараюсь создать оптимальные условия для успешного развития гендерного общения дошкольников.

Выделяют следующие условия развития общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких — либо решений, различные игры — упражнения, познавательные беседы, сюжетно — ролевые игры, совместная работа и др.

Развитию общения как мальчиков, так и девочек способствуют психологические игры серии «Тёплые круги», в которых дети налаживают контакт и учатся общению. Например, игра «Приветствие по кругу», в которой дети, встав в круг, здороваются со всеми, стараясь не повторять слов приветствия: «здравствуйте», «доброе утро», «привет», «я приветствую всех» и т.д. В игре «Круг комплиментов» дети своему соседу по кругу говорят что-нибудь приятное: «у тебя красивые бантики», «ты красиво одет», «у тебя добрая улыбка» и т.п. Значимость таких подобных игр в развитии дружеских взаимоотношений, формировании культуры общения, создания эмоционально — положительной атмосферы в группе очевидна.

Поводом к общению могут быть стать внесение новых книг, энциклопедий, журналов.

Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога.

В самом начале года проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения. Создаётся ситуация знакомства с новым персонажем. Знакомство начинается с фразы «Как тебя зовут?». Воспитатель спрашивает, как можно называть людей. Предлагает игру «Назови ласково», где дети упражняются в образовании ласковых форм своего имени, как мальчики, так и девочки. Побеждает тот, кто наберёт больше имён (Оля, Оленька, Олюша, Леля; Леша, Лешенька, Лешечка).

Проводится работа детей в паре (мальчик — девочка) для активного продуктивного общения. Самое главное, чтобы это общение было мотивировано, основано на знакомой детям теме. Интересны занятия, построенные на интервьюировании, в форме репортажа. Дети могут собирать материал «Лесной газеты» и брать интервью у обитателей леса. Редактор определяет объем информации: «Выяснить повадки животного, чем он питается, как защищается от врагов», а дети сами формулируют вопросы, ведут беседу, упражняются в правильном обращении.

Интересные ситуации «Выполни задание по инструкции». Здесь один ребенок выступает в роли заказчика какой — либо инструкции, чертежа, рисунка, а другой исполняет заказ, следуя указаниям. Если исполнителю что — либо не понятно, он задает вопросы, уточняет детали.

Так же развитию общения способствует показ различных видов кукольного театра, где дети привлекаются к воспроизведению заученных литературных диалогических текстов, читают стихи по ролям, а также подвижные игры с готовыми текстами.

Прекрасным условием воспитания высокой культуры общения является, совместное проведение экскурсий, различных праздников, развлечений. После проведения мероприятий у детей обязательно возникают разговоры, споры, обсуждения. И разговоры общие, и будущие интересы тоже будут общие. Благотворно влияют на развитие общения методы и приемы народной педагогики, чтение детям народных песенок и потешек, сказок, пение песен, рассказы о былинных героях. На примере сказок и рассказов дети учатся оценивать поступки героев, начинают различать хорошее поведение от плохого. Мною разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.

– Постарайтесь быть для детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.);

– Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении;

– Постарайтесь создать позитивную, доброжелательную обстановку, в которой дети разного пола могли чувствовать себя «в своей тарелке»;

– Пространство для практического познания мира с учётом гендерных особенностей: уголки с игрушками для возможности организации совместных игр, «островки творчества», где дети смогут слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме и т.д.;

– Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат детей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения;

– Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие;

– Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу;

– Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей;

– Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

– Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, том 4, "Детская психология" — М., "Педагогика", 1984.
  2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009.
  3. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 1975.
  5. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. — М.: Педагогика, 1990.
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): общения детей, гендерного общения дошкольников, организация общения детей, развития гендерного общения, развитие общения, культуры общения, развитие общения ребенка, феномена межгендерного общения, условия развития общения, Правильная организация общения, дошкольном возрасте, организации общения детей, успешного развития гендерного, изучение особенностей общения, Проблеме общения, формировании культуры общения, активного продуктивного общения, Формирование эмоционально-практического общения, группе детского сада, Развитию общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос