Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 25.04.2017

Статья просмотрена: 746 раз

Библиографическое описание:

Карпова С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2379/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия, игровая деятельность

В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации: реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Большое внимание в современных программах уделяется социальному развитию ребенка, успех которого во многом зависит от формирования коммуникативных навыков у ребенка.

В работах В. Н. Белкиной, Л. С. Выготского подчеркивается, что коммуникативные навыки играют важную роль в психическом развитии ребенка [3,5]. В тоже время, на сегодняшний день количество детей с трудностями взаимодействия имеет тенденцию возрастать. Это обуславливает поиск новых путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников. Поэтому внимание ученых и практиков снова обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре [5].

Среди различных видов игр, существующих в дошкольном возрасте отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают дидактические игры. Это связано с тем, что в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно.

В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия, становятся способными действовать в соответствии с доступными пониманию этическими нормами и правилами.

Т. В. Антонова указывает, что к старшему дошкольному возрасту общение со сверстниками становится определяющим в развитии самосознания и самооценки ребенка, оказывает большое влияние на становление его эмоционально-волевых черт и стереотипов поведения и деятельности. Старший дошкольник проявляет большой интерес к своим сверстникам, у него все больше выражается потребность взаимодействовать с ним, в результате этого влияние взрослых уступает в некоторой степени на его личностное развитие по сравнению с влиянием сверстников. При этом, коммуникация детей старшего дошкольного возраста характеризуется:

– большой насыщенностью разнообразными событиями, происходящими с ними каждый день;

– наличием конфликтов, ссор, дружеских отношений;

– наличием помощи и соревнованиями друг с другом;

– эмоциональной насыщенностью, яркими, глубокими переживаниями [1].

Как подчеркивают В. Н. Белкина, И. В. Маврина, лишь в условиях детского окружения ребенок способен более полноценно проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. Такая позиция вынуждает детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, учитывать мнение партнеров по общению, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия, а с другой стороны, только в общении и совместной деятельности со сверстниками формируется индивидуальность дошкольника [3,7].

Е. О. Смирнова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходят значительные изменения в развитии интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах. Развитие этих сфер является причиной формирования у старших дошкольников нового характера взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. Так, например, детям становится интересно узнать мнение взрослого на ту или иную точку зрения [8].

По мнению И. В. Мавриной, развитие совместной деятельности детей представляет собой сложный процесс. В большей степени это относится к неигровой деятельности, то есть деятельности, направленной на результат. Игре отводится особая роль в деятельности ребенка. Изначально она является совместной; цели и мотивы в ней совпадают, детей увлекает сам процесс игры. В то же время именно к игре дети относятся произвольно: она легко возникает, но и также легко распадается, значительно быстрее по сравнению с другими видами деятельности [7].

Расширение совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками становится причиной тому, что меняются мотивы коммуникации старших дошкольников друг с другом. Среди таких мотивов коммуникации в данный возрастной период начинают появляться:

– завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий;

– уважительное отношение к сверстникам;

– соревновательность.

Согласно определению Е.О, Смирновой, коммуникативные навыки представляют собой автоматизированные умения устанавливать контакт, развивать и поддерживать диалог в общении со сверстником, разрешать конфликты, ориентироваться на поведение партнера по общению [8].

Коммуникативные навыки включают в себя:

– Умение проявлять инициативу, активность при организации взаимодействия со сверстниками;

– Умение согласовывать свои действия с действиями сверстника;

– Умение слушать сверстника, договариваться, уступать;

– Умение оказывать помощь сверстнику, сопереживать, а также обращаться за помощью к сверстнику.

Проблемой изучения дидактической игры как средства и метода развития детей, а также как формой организация деятельности занимались такие учёные, как А. К. Бондаренко, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова. В рамках своих исследований они рассматривали цели и задачи, особенности и структуру дидактической игры как метода развития и воспитания детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности [4].

Л. В. Артемовой дидактическая игра рассматривается, как игра, специально предназначенная для целей обучения дошкольников и младших школьников. В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры [2].

А. К. Бондаренко подчёркивает, что независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр детей дошкольного возраста [4]. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов, а именно:

  1. Обучающая (дидактическая) задача.
  2. Игровые действия.
  3. Правила.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь обращаться, выражать свои мысли.

Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом. Изменение игровой ситуации автоматически стимулирует ребенка к тому, чтобы он давал отклик на действия сверстника и тогда возникает диалог.

Использование дидактических игр также способствует решению следующих задач: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь.

В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия, потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения.

В процессе участия в разных дидактических играх у ребенка обогащается опыт общения, поскольку изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игр. В словесно-логических играх активизируется речь, развивается умение поддерживать диалог.

Наличие в игре четкой структуре обуславливает необходимость держать себя в рамках игры, следовать правилам, что способствует развитию эмоциональной регуляции в том числе.

Таким образом, анализ литературы показывает, что формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста происходит в совместной деятельности. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Среди всех видов игр потенциалом для развития коммуникативных навыков обладает не только сюжетно-ролевая игра, но и дидактическая игра. В ней создаются условия для установления контакта, построения диалога, формирования важных умений связанных с учетом интересов партнером по игре, предупреждению конфликтов, развитием диалогической речи.

Литература:

  1. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 10. -С. 14–17.
  2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]/ Л. В. Артемова.- М.: Просвещение, 1992. — 248 с.
  3. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В. Н. Белкина. Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 1. — Том II. — С.291–294.
  4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М., 1991. — 274 с.
  6. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения [Текст]/ А. А. Катаева.-М., 1993.- 212с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных навыков, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, совместной деятельности, развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативных навыков, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, старших дошкольников, коммуникативных навыков детей, дидактическая игра, дидактической игре, коммуникативные навыки, дошкольном возрасте, дидактической игры, старшем дошкольном возрасте, навыков детей дошкольного, видов игр, коммуникативных навыков старший, совместной деятельности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос