Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Конченко С. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/143/40251/ (дата обращения: 21.05.2018).



Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается. От потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.

В современном мире педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Большой вклад в решение проблемы общения внесли такие ученые как В. В. Бодалев, Л. C. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Крайг, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, А. А. Максимова и др.

В. В. Бодалев считает, что общение представляет собой «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

В педагогике функции общения рассматриваются, прежде всего, как средства установления взаимопонимания между людьми, налаживания их взаимоотношений. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Коммуникативными умениями называют осознанные коммуникативные действий дошкольников, их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия дошкольников, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков.

2) коммуникативные умения — это еще и способность дошкольников управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно -коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, воспитателем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, воспитателю); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

М. И. Лисина выделила три группы мотивов общения у детей: познавательные, деловые и личностные. Главной составляющей первой группы мотивов является потребность во впечатлениях. Эта потребность с течением времени возрастает и возникает группа познавательных мотивов. Вторая группа мотивов возникает вследствие развития потребности в общении. Каждый ребенок непоседлив. Эти потребности образуют деловую группу мотивов. Третья группа мотивов возникает из потребностей детей в признании и поддержке. Эти потребности преобразуются в личностные мотивы.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

В сюжетно-ролевой игре выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание и роль.

Сюжетом игры является та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных взаимоотношений из жизнедеятельности окружающих.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет на себя.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция, всякая роль содержит свои правила поведения, а подчинение этим правилам важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Установлено, что формирование личности происходит благодаря игре «Именно игра обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка — быть как взрослый. В игре развивается новая форма мотивов: от аффективно окрашенных непосредственных желаний, до обобщенных намерений».Развитие коммуникативных умений происходит в неразрывной связи с общим психическим развитием: развитием познавательной сферы, саморегуляции, речи. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной) [6, с. 40].

М. И. Лисина, изучавшая формирование общения отмечает, что общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период [14, с. 23].

Те действия, которые дети осуществляют в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами других людей. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в процессе реальных взаимоотношений по поводу игры дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, сотрудничать. Все это является результатом коммуникативной деятельности и создает основу для развития коммуникативных умений дошкольников.

Литература:

  1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет [Текст] / Ю. В. Авдеева, — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с.
  2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова, — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
  3. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев, — М.: Просвещение, 1995.
  4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  5. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова, — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с.
  6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский, — СПб.: Союз, 1997. — 418 с.
  7. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, — 1996. — № 6.
  8. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, О. Е. Смирнова, — М.: Просвещение, 1992.
  9. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина, М.: Книголюб, 2006. — 64 с.
  10. Ермолаева, М. В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермолаева, — М.: Издательство НПО «Модэк», 2002.
  11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. [Текст] / Е. В. Зворыгина, — М.: Просвещение, 1988
  12. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский, — М.: 1995.
  13. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] /Н Ф. Комарова, — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 160 с.
  14. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина, — М.: 1986.
  15. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6–10 лет [Текст] / А. А. Максимова, — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 78 с.
  16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, — М.: 1991. — 128 с.
  17. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе [Текст] / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание, — 2001. — № 8. — С. 27–34.
  18. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, — 1989. — № 4.
  19. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, — М.: Психологический институт Российской академии образования, 1997. — 80 с.
  20. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина, — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  21. Недопасова, В. А. Растем играя [Текст] / В. А. Недопасова, — М.: Просвещение, 2002. — 93 с.
  22. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин, — М.: Педагогика, 1989.
  23. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова, — М.: Тривола, 2002.
  24. Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова, — М.: Издательство «Гном и Д», 2002.
  25. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет [Текст] / под ред. О. В. Дыбиной, — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.
  26. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А. Г. Рузской, — М.,1989.
  27. Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Скоролупова. — М.: Скрипторий 2003, 2006. — 111 с.
  28. Смирнова, О. Е. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / О. Е. Смирнова. — М.: Академия, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных умений, сюжетно-ролевой игры, общения дошкольников, коммуникативные умения, процессе совместной игры, дошкольного возраста, коммуникативных умений дошкольников, «развитие общения дошкольников, коммуникативных умений детей, детей старшего дошкольного, группы мотивов общения, старшего дошкольного возраста, Развитие общения дошкольников, потенциальную непрерывность общения, осознанные коммуникативные, формирования коммуникативных умений, коммуникативные действия дошкольников, педагогике функции общения, намерений».Развитие коммуникативных умений, решение проблемы общения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос