Автор: Селезнева Марина Алексеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Селезнева М. А. Гендерное воспитание старших дошкольников в детском саду [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 103-106.



Проблема гендерного самосознания мужчин и женщин в современном мире стоит очень остро. Веками сформированный образ мужчины — добытчика, защитника своего потомства, и женщины — матери, хранительницы очага постепенно утрачивает свою актуальность. Современный ритм жизни часто требует от представительниц слабого пола проявления мужских качеств — уверенности в своих силах, решительности. Образ современной женщины — это сильная, волевая женщина, вполне самодостаточная, способная обеспечить себя и своих детей. От мужчины в современном мире требуются сдержанность, умение подчиняться вышестоящему начальству, даже если этот начальник — женщина. Часто мужчине приходится выполнять часть женской работы по дому, чтобы помочь своей работающей половине, проявлять заботу о детях. Таким образом, стирается грань между мужской и женской ролью в современном мире.

Для того, чтобы в наши дни не растерять основы мужских и женских ценностей, работу по формированию гендерного самосознания необходимо начинать с самого раннего детства.

Самым важным фактором в воспитании и развитии ребенка является семья. Именно в семье ребенок учится общению, приобретает первый социальный опыт гендерного ориентирования. Вот почему одной из главных задач детского сада является создание полноценного социального сотрудничества «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями воспитанников со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Для полноценного воспитания ребёнка, безусловно, важно, чтобы родители были грамотными в вопросах гендерного воспитания детей.

Работа с родителями наших воспитанников ведется в двух направлениях: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме и привлечение родителей к участию в педагогическом процессе. Используем различные формы работы с семьей. Разрабатываем и реализуем совместные проекты: «Наша летняя площадка», «Золотые руки мамы», «Столярная мастерская». В ходе реализации этих проектов на примере выполнения традиционных для мужчин и женщин поручений мамами и папами у детей формируются правильные гендерные представления. Особенно важна такая работа для детей, которые растут в неполных семьях, где дети лишены возможности постоянно видеть пример мужского поведения как образец для подражания.

В нашей стране с самого рождения воспитание ребенка возложено на женские плечи: до трех лет он неотрывно находится с матерью, затем его ждет детский сад с воспитательницей — женщиной, а после — школа, где подавляющее большинство учителей — тоже женщины. Современные папы, загруженные работой, карьерным ростом и, в большинстве своем, очень мало времени проводят с детьми. Таким образом, наши мальчишки часто лишены положительного мужского примера, они не правильно понимают социальную роль мужчины в семье, в обществе. Реализованные проекты «Великая Отечественная Война глазами детей», «Наши защитники» помогли нашим мальчишкам увидеть, прочувствовать роль мужчины — защитника, воина, освободителя на примере самых близких людей: пап, дедушек, прадедушек.

На родительских собраниях создаем для наших родителей возможность обменяться положительным опытом по воспитанию детей в семье. Проводим для родителей консультации с презентациями, видеозарисовками «Мальчики и девочки — два разных мира», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как играют мальчики и девочки», «Мальчики и девочки идут в школу», что способствует просвещению мам и пап по вопросам гендерного воспитания детей. Таким образом, мы решаем задачу просвещения родителей по вопросам гендерного воспитания.

С целью воспитания у детей уважения к родителям, чувства гордости за своих мам и пап в нашем дошкольном учреждении ежегодно организуются выставки творческих семейных работ родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы». Наши родители — активные участники проводимых в детском саду мероприятий: «День матери», военная игра «Зарница», «Мама, папа, я — спортивная семья».

Для реализации раздела основной образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие» мы приглашаем родителей — представителей различных профессий: машинист, медсестра, повар, плотник, тренер спортивной школы. Такие встречи помогают нашим детям лучше разобраться в огромном мире профессий. Очень важно, что познакомиться с профессиями помогают детям не чужие люди, а мамы и папы друзей из группы, которых они видят каждый день и имеют возможность общаться с ними.

Для того, чтобы дети имели возможность приобщения к мужскому и женскому труду, мы активно привлекаем родителей к совместной деятельности. На специально организованных встречах папы учат мальчиков технике безопасности при работе со столярными инструментами, знакомят с правилами работы с молотком. На первых встречах мальчики с папами учились забивать гвозди в чурбан, а затем приступили к изготовлению простых изделий: лавочка и столик для кукольного уголка, танк на День защитника Отечества. Для многих пап стало настоящим открытием, что их шестилетние сыновья уже готовы к мужской работе. Надеемся, что теперь они чаще будут привлекать их к посильной помощи дома или на даче.

G:\СТАТЬИ\DSCN3523.JPG

А наши девочки с мамами с удовольствием учатся стряпать пирожки с разной начинкой, а затем накрывают стол и угощают мальчиков, пап. Вместе с мамами учатся работать ножами, правда, пока только пластиковыми, режут фрукты, вареные овощи. Салат «Винегрет» стал любимым блюдом наших ребятишек с тех пор, как они научились его готовить самостоятельно с небольшой помощью мамы-повара. К Международному женскому дню наши девочки учились вышивать. Чтобы это занятие было более привлекательно, мы пригласили одну из бабушек, которая показала девочкам свои вышивки, поделилась секретами мастерства и помогла девочкам в их работе.

G:\СТАТЬИ\DSCN3038.JPG

В нашей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака. Созданы условия для сюжетно-ролевых игр мальчиков: «Строители», «Путешествие на поезде», «Безопасная дорога», «Автосервис». Для игр девочкам требуется небольшое пространство, желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Мы постарались учесть эти особенности при организации игровых зон для девочек — «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. В группе созданы условия и для совместной игровой деятельности мальчиков и девочек, где дети учатся толерантному поведению к противоположному полу, учатся дружить: «Медицинский центр», «Супермаркет», уголок природы, центр познавательного развития, центр физического развития.

При организации предметно-пространственной среды используем различные маркеры и атрибуты, направленные на развитие гендерных представлений: картинки на шкафчиках: для девочек — цветы, куклы; для мальчиков — машинки, самолёты. В спальне на кроватках для мальчиков и девочек постельное белье разных расцветок. При организации НОД используем разное оборудование — стаканчики красные и синие, подложки с тематическими рисунками, разный раздаточный материал.

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются условные знаки, которые позволяют определить, для кого предназначены кабинки — для мальчиков или девочек, ручные полотенца разных цветов.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, имеет положительные результаты. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, научились выполнять с ними многие виды специфических мужских и женских работ. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт в дальнейшем будет углубляться и совершенствоваться.

Литература:

  1. Ю. Е. Алешина, А. С. Волович. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // «Вопросы психологии» № 4, 1991.
  2. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г.
  3. Н. Е. Веракса. Понимаете ли вы своего ребенка. Книга для родителей. — М.: Дрофа, 2006. — 96 с.
  4. Л. В. Климина. Если вы растите сына. Советы специалистов родителям. — СПб: Детство-Пресс, 2012.
  5. Л. В. Климина. Если вы растите дочь. Советы специалистов родителям. — СПб: Детство-Пресс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, гендерного воспитания, гендерного воспитания детей, вопросам гендерного воспитания, игровой деятельности мальчиков, современном мире, гендерного самосознания, Советы специалистов родителям, вопросах гендерного воспитания, гендерного самосознания мужчин, воспитания детей разного, старших дошкольников, ролей мужчины, роль мужчины, формированию гендерного самосознания, полноценного воспитания ребёнка, Похожая статья, «Золотые руки, опыт гендерного ориентирования, «Мир движений мальчиков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос