Авторы: Кашкарева Любовь Михайловна, Шинкарёва Надежда Алексеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Кашкарева Л. М., Шинкарёва Н. А. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 461-464.



В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст

В современном обществе происходят значительные изменения, которые накладывают отпечаток на формирование личности человека. Важнейшим аспектом становления личности является формировании ее идентичности. Гендерная идентичность выступает одной из составляющих идентичности человека и формируется она в процессе усвоения социальных ролей, разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности.

На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка, ее компонентов под влиянием разнообразных микро — и макросредовых факторов.

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по своему желанию выбирают разные игры и партнеров в них, у них появляются разные интересы, возникают однополые компании.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается в числе основных задач формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей. Исследователи Т. В. Бендас, Ш. Берн, Л. В. Градусова, В. С. Каган, И. С. Клецина, Е. А. Конышева, и другие подчеркивают, что важнейшей составляющей личности является гендерная идентичности и ее формирование необходимо начинать уже с дошкольного возраста.

Гендерная идентичность представляет собой отождествление себя с определенным полом, освоение норм и правил, характерных для этого пола и демонстрация их в своем поведении. В структуре гендерной идентичности выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Осознание ребенком своей гендерной роли включает в себя полоролевую ориентацию, то есть представление о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а также гендерные предпочтения, то есть ту роль, которую ребенок предпочитает.

В дошкольном возрасте происходит становление гендерной идентичности: дети осознают необратимость пола, дифференцируют внешним признакам пол, у них формируются модели поведения в соответствии со своей социальной ролью. К седьмому году жизни гендерные представления становятся более дифференцированными и устойчивыми.

Гендерное воспитание представляет собой относительно социально-контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации, и включает в себя воспитание основ гендерной культуры, взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

Исследователь М. А. Радзивилова выделяет следующие психолого-педагогические условия воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним автор относит создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства, реализацию парциальных программ гендерного воспитания, профессионально-педагогическую готовность педагогов к данной деятельности, и информационно-методическую поддержку педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации [4].

Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством автор понимает педагогизированную среду воспитания личности, которая дает возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола и идентифицировать себя с представителями своего пола, развивая индивидуальные гендерные качества личности ребенка.

Данная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения предполагает дополнение зон самореализации мальчиков и девочек, организацию опыта равноправного сотрудничества детей в совместной деятельности, снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрения их к выражению чувств, создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки, создание условий для тренировки гендерной чувствительности, привлечение к воспитанию родителей того и другого пола.

Исследователь Т. А. Репина отмечает, что поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то ее можно рассматривать как одно из условий и средств формирования гендерной идентичности старших дошкольников [5].

Сюжетно-ролевая игра характеризуется тем, что она не требует от ребенка реально ощутимого продукта. В ней все как будто «понарошку». В игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств поведения, закладываются основы эмоционально-положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе.

Благодаря педагогическому руководству развертыванием детьми ролевой игры, воспитатель создает условия для формирования у детей положительного отношения к тем или иным социальным ролям, а также положительного отношения к себе, как к представителю определенного пола. Часто бывает так, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность и склонны к дифференцированным играм.

По мнению Д. Б. Эльконина, в процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины, папы. Задача педагогов заключается в формировании игровых умений в самостоятельной игре детей, когда мальчики по собственному желанию реализуют полоролевые представления и предпочтения [7].

Т. А. Репина говорит о том, что в процессе организации игровой деятельности детей седьмого года жизни педагогу ДОУ необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности и женственности:

− обеспечить большое количество участников игры;

− продумать четкость иерархии (доминирование-подчинение);

− развивать игровую конкурентность и корпоративность;

− продумать возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;

− продумать соревновательный момент игры [5].

Как указывает О. П. Нагель, задачей педагога ДОУ при организации сюжетно-ролевых игр мальчиков старшего дошкольного возраста является организация игр с многотемными сюжетами, в которых отражаются разнообразные события и отношения из жизни мужчин и женщин в обществе. Цель таких игр — закрепление в поведении положительных стереотипов мужественных качеств [3].

Специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной гендерной культуры, по мнению Л. В. Коломийченко, требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:

− учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;

− субцессирования целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;

− реализации в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания;

− создания условий для обеспечения интеграции процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка [1].

В работе Т. В. Маловой, акцентируется внимание на том, что занятия изобразительной деятельностью помогают создать условия для самовыражения детей, отражения значимых для них событий и явлений. Через образ у детей можно формировать более яркое эмоциональное представление о женственности и мужественности, сформировать эстетические чувства [2].

Как указывает Н. Е. Татаринцева, еще одним педагогическим условием формирования гендерной идентичности у дошкольников является создание соответствующей пространственно-развивающей среды в группе. Педагогу ДОУ необходимо четко продумать создание уголка для мальчиков и девочек, его содержания. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями [6].

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности.

Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.

При организации режимных моментов воспитатель обязан проследить, чтобы все дети нашли себе интересное занятие и не мешали другим.

Непосредственная образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной идентичности если педагог сможет:

− предъявлять объективные требования к различным гендерным группам;

− учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала и неготовность других к активизации внимания в течении 9 минут после его начала, поэтому непосредственную образовательную деятельность начинают с интересного для феминной группы и сверхинтересного для маскулинной);

− разграничить раздаточный материал для разных групп;

− опираться на поисковую способность детей разных гендерных типов.

В смешанных группах детей работа должна строиться с учетом гендерных типов полоролевых предпочтений. В маскулинной группе упор необходимо делать на визуальную информацию, обобщение и выводы. В феминной группе хорошо усваиваются конкретная информация с использованием наглядного материала.

Важное значение имеет тесное сотрудничество с родителями, организация просветительской работы по гендерному воспитанию детей. Задача детского учреждения предложить родителям программу консультаций, бесед, лекций по развитию сюжетно-ролевой игры по объяснению важности формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек, научить родителей сотрудничать с детьми.

Таким образом, обобщив вышесказанное, мы можем делать вывод о том, что развитие гендерной идентичности у детей седьмого года жизни базируется на учете следующих педагогических условий:

− если будет создана соответствующие развивающая предметно- пространственная среда;

− если будет разработана система мероприятий для детей шестого года жизни по формированию гендерной идентичности;

− если будет организована работа с родителями, что мы и планируем использовать на формирующем этапе нашего исследования.

Литература:

  1. Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 12–25.
  2. Малова Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2002. 19 с.
  3. Нагель О. П. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2009. № 2. С. 11–16.
  4. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2009. 17 с.
  5. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж: Модек, 2014. 300 с.
  6. Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — 16 с.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. 180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерной идентичности, дошкольного возраста, становление гендерной идентичности, развития гендерной идентичности, формирования гендерной идентичности, формированию гендерной идентичности, старшего дошкольного возраста, гендерной идентичности детей, гендерной социализации, гендерной идентичности ребенка, полоролевой социализации, гендерной идентичности мальчиков, развитию гендерной идентичности, гендерной культуры, структуре гендерной идентичности, гендерной идентификации, гендерной идентичности старших, развитие гендерной идентичности, условия развития гендерной, Гендерная идентичность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос