В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО.
Ключевые слова: социализация, гендер, половая принадлежность, гендерная социализация, фемининность, маскулинность.
Нельзя считать один пол совершеннее другого, как и нельзя их уравнивать.
Ж. Ж. Руссо
На сегодняшний день проблемы, связанные с гендерной социализацией дошкольников, находятся в зоне профессионального интереса все большего количества педагогов. Это связано с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт, введенный в систему дошкольного образования, большое внимание уделяет ориентированию педагога на личность каждого ребенка, и создание условий для социализации детей.
К сожалению, на сегодняшний день в педагогической практике социализация, обучение, развитие, воспитание ребенка, формирование личности зачастую, идет без понимания, а чаще всего, просто не знания общих законов развития ребенка. Особенно это пагубно для малыша в дошкольном детстве, если в семье и детском саду не понимают главного: как развивается мозг ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.
Необходимо заметить, что позитивное вхождение ребенка в социум невозможно без учета его половых особенностей, в связи с тем, что это является биосоциокультурной характеристикой.
Приоритеты, принятые в современном обществе, должны заключаться не в твердом закреплении определенных стандартов маскулинности и фемининности, а в обобщении и изучении знаний о взаимоотношениях между представителями двух полов.
Что же скрывается под понятием гендерная социализация? Это процесс, в результате которого ребенок усваивает правила поведения, социальные установки, нормы, в соответствии с имеющимися представлениями о роли женщины и мужчины в социуме.
Дошкольное детство является чувствительным периодом, в котором процессы гендерной социализации протекают наиболее интенсивно. Это период образования моделей и форм поведения. Почему же эта тема актуальна на сегодняшний день? Это обусловлено теми социальными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире. Эти изменения приводят к тому, что происходит утрата традиционных моделей женского и мужского поведения. Демократизация отношения полов приводит к тому, что все чаще можно наблюдать ситуации омужествления женщин и феминизации мужчин.
Все это приводит к изменению в сознании и поведении детей, ведь ребенок, как губка, впитывает в себя все то, что окружает его в повседневной жизни. Все чаще в группе детского сада появляются грубые, агрессивные девочки, у которых отсутствует скромность, нежность, неумение спокойно, «по-женски» разрешать конфликты, а чаще прибегающие к силе и механическому воздействию. И наоборот, мальчики, с явно женским типом поведения: мягкие, тихие, слабые физически, не умеющие постоять за себя в конфликтной ситуации, брать на себя ответственность. Играя или выполняя трудовую деятельность, дети не хотят договариваться, не умеют распределять роли с учетом пола партнера.
Какие же условия необходимы для полноценной гендерной социализации ребенка в детском саду?
Во-первых, это создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Мною, в группе обустроено место для игр, как мальчиков, так и девочек, игрушки подобраны с учетом половых признаков детей. Для девочек предусмотрены такие зоны как «Студия красоты», «Магазин одежды», «Будущая мама», для мальчиков в свою очередь, «Автопарк», «Мы защитники страны». Данное разграничение игровых зон не означает навязывание воспитанникам игры только в зоне со своей гендерной направленностью. Педагог, должен создать игровую ситуацию таким образом, чтобы ребята сами распределяли роли в соответствии со своим полом и исполняли их.
Второе условие — это непосредственная работа педагога с детьми. В педагогической практике накоплена масса приемов и методов, с помощью которых осуществляется гендерная социализация дошкольников. Эксперименты с картинками, сказкотерапия, наблюдения за поведением детей во время свободной деятельности, беседы — это лишь малая часть методов, которые используются в работе над осознанием и принятием ребенком своей половой идентичности и стереотипов поведения. В качестве методов, направленных на формирование знаний о различии полов, я использую моделирование жизненных ситуаций, дидактические игры, игры — состязания, всевозможные проблемные ситуации. Чтобы воспитанники лучше овладели способами мужского и женского поведения используются игры- занятия, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Следует отметить, что во время организации разнообразной деятельности с детьми, я учитываю особенности игровых стилей для детей разного пола. Так, например, по преимуществу использую зрительные стимулы для мальчиков и слуховые — для девочек; при выполнении творческих заданий даю подробную инструкцию девочкам и лишь четкие рекомендации по выполнению мальчикам.
Третье условие — это, безусловно, взаимодействие с родителями. Проводить работу по формированию у детей гендерной идентичности только в условиях детского сада не даст должных результатов. Взаимоотношения с родителями нужно строить с позиции сотрудничества и взаимопонимания. Родительские собрания, индивидуальное и групповой информирование по теме, привлечение к организации среды группы, участие в педагогических проектах, конкурсах, выставках. Это лишь малая часть того, что мною используется для привлечения внимания родительской общественности к проблеме гендерной социализации детей.
И, последнее, четвертое условие, это работа с педагогическими работниками дошкольного учреждения. Особое внимание нужно уделить музыкальному работнику и инструктору по физической культуре. Это связано с тем, что во время данных образовательных видов деятельности у детей в большей мере происходит осознание себя как носителя определенного пола и приходит понимание того, как нужно вести себя в соответствии с ним. Что же касается воспитателей, то в работе с ними можно использовать консультации, мультимедийные презентации по теме, с целью пополнения имеющихся знаний об особенностях воспитания детей в соответствии с гендерной идентичностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная социализация играет огромную роль в общем развитии личности ребенка. Поэтому воспитательно-образовательная деятельность должна строиться с учетом гендерных особенностей, так как это способствует формированию навыков общения детей в социуме, формирует первоначальное восприятие каждым ребенком ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли начинается понимание образа я — мальчика (девочки).
Литература:
- Доронова Т. Н. Мальчики и девочки 3–4 лет в семье и детском саду. Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2009.
- Доронова Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2015. — № 3-с.3–6
- Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 1998.-184 с.
- Нагель О. П., Румянцева О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. журнал Дошкольная педагогика.- 2017. — № 2-с.11–16
- Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.- 2014. — № 2-с.17–21