Библиографическое описание:

Черных Н. А., Шинкарёва Н. А. Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1797-1799.



Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослым, которое вырабатывает у него определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе. Взрослые помогают осознать ребенку и его собственную половую принадлежность, давая примеры для подражания. «Хороший пример — наилучшая проповедь» — это русская народная пословица, говорящая о многом.

Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присуще женщине; смелость, решительность, самообладание — признаки мужественности.

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Это основной способ воспитания.

Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте. Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.

Аспекты формирования полоролевой и гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования и включены в содержание образовательной области «Социально — коммуникативное развитие». Главная задача гендерного воспитания в детском саду — это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература.

Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я — мальчик», «Я — девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки — дочери, жены, матери.

Благодаря данным многих исследований таких ведущих психологов как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др., позволяют утверждать, что к 3–4 годам появляется первичная базовая половая идентичность, или усвоение половой принадлежности. На этой основе идёт дальнейшее интенсивное развитие различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, социальной, нравственно-волевой, усложнение ведущих видов деятельности ребёнка, освоение и решение картины мира.

И в семье, и в детском саду надо осуществлять дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек с учетом их пола. Взрослым и родителям, и воспитателям необходимо знать и понимать своего ребенка с его особенностями, потребностями, склонностями, возможностями. Потому что дети по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Необходимо привлечь внимание современных педагогов к актуальности проблемы полоролевой социализации дошкольников, внедрить в образовательные программы методики по формированию ценности обладания определённым полом. Разграничить игры мальчиковые и девичьи и не позволять, по возможности, до пятилетнего возраста детям увлекаться играми, принадлежащими противоположному полу, потому что полоролевая идентичность до этого возраста ещё не сформирована. Ещё немаловажно, давать рекомендации родителям о надлежащем воспитании мальчиков-как мужчин, девочек — как женщин. Поскольку даже сами родители, рождённые ещё в Советское время, имеют очень большие «бреши» в собственном воспитании и не могут дать своим детям воспитание, в силу просто своей некомпетентности в данном вопросе, воспитание, которое необходимо чётко «сортировать» по мальчикам и девочкам, даже если в одной семье есть и те и другие представители полов. Это совершенно не сложно, просто нужно знать и в первую очередь научится самим родителям проявлять соответствующие полу качества мужественности и женственности, но над этим надо будет потрудится не только родителям, но и психологу детского сада, и конечно же педагогу данной группы детей и их родителей.

Для формирования полоролевой социализации дошкольников, нужно больше читать им художественную литературу, где чётко показана разница между сильными мужскими ролями и слабыми женскими персонажами, для того чтобы дети легко уловили и осознали: сильный пол — это смелость, ответственность, защита, а слабый пол — это нежность, забота, доброта.

Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков, а мальчики учатся понимать и принимать поведение «маленьких женщин», ведь только тогда, когда знаешь, чего хочет противоположный пол, когда знаешь тонкости и малейшие нюансы в поведении друг друга, можно найти потом будучи взрослыми людьми, найти компромиссы для совместного сосуществования, а основа благоприятных отношений и умение «уживаться», закладывается именно с детского сада.

Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Д. Б. Колесов полагает, что дошкольный возраст, особенно период 4–5 лет очень важен для воспитания будущего мужчины. В этот период формируется характер мальчика: это будет будущий глава семьи, защитник, опора для близких или же это будет неуверенный, робкий, безответственный человек. Значимое влияние на закрепление мужских стереотипов в поведении оказывает общение со сверстниками. Это ещё очень важно тогда, когда нет у маленького мужчины ни отца, ни деда ни другого подходящего взрослого мужчины, с которого можно было бы взять пример для подражания, ведь мальчики обучаются именно с «образца» и по-другому никак.

Е. О. Смирнова концентрирует внимание на том, что возрасте 4–5 лет, дети переходят на следующий этап своего психологического развития, потому что именно этот возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Мы солидарны с позициями А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. Е. Кагана, В. С. Мухиной, что именно дошкольный возраст является сензитивным, самым благоприятным для развития полоролевого сознания, формирования психики пола, что знание собственной половой принадлежности — вернее, убеждённость в определённом характере этой принадлежности — в полной мере развивается у ребёнка к трём годам, в процессе осознания своего “Я”. Важную роль при этом играет непреднамеренное обучение — например, мать и другие люди в обращении к ребёнку постоянно подчёркивают: “Ты — мальчик” или “Ты — девочка”. Убеждение формируется на основании анализа признаков собственной половой принадлежности и не является простым запоминанием.

По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет игра, а точнее сюжетно–ролевая игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Именно дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. В свою очередь сюжетно-ролевая игра является местом зарождения чувств и эмоций, которые дети учатся проявлять в определённых жизненных ситуациях, сыгранных ими в этой игре. В ней формируется эмоциональный мир ребенка и способы проявления этих эмоций научат ребёнка жить в обществе и взаимодействовать с противоположным полом, что немаловажно для становления в будущем полноценных, счастливых семей, воспитывающих женственных девочек и мужественных мальчиков.

Мы должны помочь раскрыть детям уникальные возможности, которые даны им полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ, вернее сказать «усреднённое существо».

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.. [Текст] М.; Воронеж, 2000.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] -Питер, 2000-с.400
  3. Кон И. С. Психология половых различий. [Текст] // Вопросы психологии. — 1981 № 2. — С. 47–57.
  4. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456 с.
  5. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, мир ребенка, полоролевой социализации дошкольников, эмоциональный мир ребенка, половой принадлежности, собственной половой принадлежности, мотивационной сферы, произвольности ребенка, гендерной принадлежности ребенка, развития самосознания ребенка, формирования полоролевой, ребенка главным источником, детском саду, духовный мир ребенка, Ориентация ребенка, сюжетно-ролевая игра, развитие отношений ребенка, формирования полоролевой социализации, стереотипов качеств мужественности, психологию ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос