Автор: Пекина Олеся Викторовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Библиографическое описание:

Пекина О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1270-1272.



Формирование полоролевых представлений является процессом динамическим. И он активно проистекает на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому для того, чтобы понять систему полоролевых представлений старших дошкольников, необходимо проследить этот процесс.

Наиболее подробно и полно особенности формирования полоролевых представлений и процесс полоролевого развития ребенка в раннем дошкольном возрасте описывают в своих работах Л. В. Коломейченко, О. В. Прозументик. Авторы указывают, что, рождаясь, ребенок имеет уже определенный пол, связанный с особенностями физиологического строения. Генетальная внешность новорожденного задает программу реагирования взрослым на то, в какой половой роли должен воспитываться ребенок, и с того момента уже начинается процесс полоролевого развития [14].

К полутора годам у ребенка формируется первичная половая идентичность, когда он знает о своей половой принадлежности на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочкой или сыном, закладывают определенные предпочтения в одежде, в игрушках, манере поведения. Таким образом, первичная половая идентичность закладывает основу самосознания.

Следующий период от полутора до пяти-шести лет ребенок активно осваивает свою половую роль, он все более детально знакомится с различиями полов. Этому способствуют разъяснения взрослых, образы художественной литературы, образы, которые ребенок видит с телевизионного экрана, наблюдения за поведением других людей — взрослых и сверстников, за проявлениями мужественности и женственности, о которых говорят взрослые. На этом этапе основными механизмами формирования полоролевых представлений ребенка выступают: подражание, идентификация, моделирование, рефлексия, социальный контроль и т. д. [8].

В возрасте от 3 до 5 лет полоролевые представления являются еще неустойчивыми, лишь немногие дети могут объяснить различие полов в этом возрасте, и ребенок еще пока не осознает, что пол изменить нельзя.

К 5–6 годам формируется уже устойчиво понимание необратимости своей половой принадлежности, и формируется полоролевая идентичность. На основе представлений о себе как о представителе определенного пола, по мнению В. Е. Кагана, формируется адаптационный образ «Я» [10]. Он складывается преимущественно под влиянием существующих общественных стереотипов. И старшие дошкольники уже способны различать свои половые роли и в общих чертах обозначать их. Начиная с момента осознания необратимости своего пола, а именно в старшем дошкольном возрасте, у мальчиков и девочек начинается более четкая дифференциация различных проявлений в поведении, в том числе и полоролевых представлений, которая свидетельствует о складывающемся полоролевом поведении. Мальчики и девочки уже могут выделять какие-то черты, характерные для сверстников противоположного пола, например: девочки слабые и красивые, мальчики сильные, мальчики любят играть с машинами, девочки любят играть с куклами и т. д.

К моменту достижения ребенком 6–7 лет наступает абсолютное понимание половой принадлежности. Данный возраст характеризуется активной половой дифференцировкой поведения: мальчики и девочки выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения. Такая стихийная половая сегрегация обуславливает окончательное осознание половых различий [10].

Собственный опыт полоролевого поведения, которое воспроизводится в жизни или в играх, по мнению О. Соломенниковой, играет большую роль. Если такое поведение сопровождается удовольствием, на что в немалой степени влияет отношение взрослых, то соответствующая роль принимается быстрее. Жизнь взрослых людей становится примером в выборе половых ролей детьми. Наибольшая четкость таких ролей является образцом для дошкольника. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка [24].

Понимание ребенком своей половой роли и идентичности состоит из двух аспектов, отмечает В. Е. Каган. Во-первых, полоролевая ориентация, т. е. представление ребенка об уровне соответствия его качеств требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, полоролевые предпочтения, которые выясняются, к примеру, таким вопросом: «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком или девочкой?», а также экспериментами, когда дошкольнику нужно делать выбор между мужскими и женскими образцами. При этом важно подчеркнуть, что полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. Базой для формирования половой роли служит весь комплекс представлений женственности и мужественности какой-либо культуры [11].

В конце седьмого года жизни, перед поступлением в школу, происходит уточнение, обогащение и индивидуализация полоролевых представлений у детей, которые знаменуют вхождение детей в этап персональной идентичности, как называет ее В. Е. Каган [9] или полоролевой индивидуализации, как указывают В. А. Петровский, О. В. Прозументик [20]. Это означает, что старший дошкольный возраст играет очень важную роль в процессе полоролевого развития и подготавливает детей к тому, чтобы вступить в новый этап полоролевой индивидуализации.

Сформированные у детей старшего дошкольного возраста представления о себе как о представителе определенного пола, о сверстнике как представителе другого пола определяют многочисленные особенности поведения, которые у детей активно развиваются и закрепляются, поэтому именно в старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает педагогическая целенаправленная организация процесса полоролевого воспитания, которая будет способствовать тому, чтобы полоролевые представления у детей становились более четкими и более точными, и на и основе формировались адекватные модели полоролевого поведения [21].

Систему полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста очень хорошо представили в своей работе Е. В. Антонова, Ю. С. Григорьева, Л. В. Коломейченко [14, 19]. Эта система позволяет увидеть, какие полоролевые преставления сформированы у детей старшего дошкольного возраста, что может выступать важным диагностическим критерием для оценки полоролевого развития старших дошкольников. Охарактеризуем их более подробно.

Итак, дети старшего дошкольного возраста чаще всего имеют дифференцированные представления о своей половой принадлежности, могут выделить ее существенные признаки (феминные и маскулинные качества, особенности проявления эмоций и чувств, полоролевого поведения). У них сформировано дифференцированное представление о внутренней и внешней красоте мужчины и женщины, особенностях их внешнего вида [20].

Старшие дошкольники могут различать своих близких и дальних родственников как представителей определенного пола и возраста, могут характеризовать их признаки, имеют сформированные представления о нормах и правилах поведения людей разного пола в семье.

Старшие дошкольники уже адекватно идентифицируют себя с представителями своего пола, оценивают свои поступки по существенным признакам половой принадлежности. Также они устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин, умеют определять эмоциональные состояния сверстников и взрослых по внешним проявлениям, умеют проявлять адекватные эмоциональные реакции в общении со взрослыми и сверстниками [14].

Для детей этого возраста уже характерно более и менее прогнозировать варианты возможного разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Как правило, старшие дошкольники осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения в отношениях с детьми, и у них в целом сформирована система ном и правил поведения.

В общении со взрослыми и сверстниками они ориентируются на социально одобряемые образцы. Принимают участие в выполнении своей роли, определяемой половой принадлежностью, в игровой, театрализованной и других видах деятельности.

Литература:

  1. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.
  2. Методы педагогической диагностики полоролевой социализации / Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 151–155
  3. Прозументик, О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте / О. В. Прозументик // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 79–90
  4. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.
  5. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
  6. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. — Л., 1988. — 686с.
  7. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. Л. Белопольская. — М., 1995- 430с.
  8. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008–22с.
  9. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полоролевых представлений, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, половой принадлежности, дошкольном возрасте, детей старшего дошкольного, половой роли, формирования полоролевых представлений, старшем дошкольном возрасте, полоролевого развития, определенного пола, представителе определенного пола, полоролевого поведения, первичная половая идентичность, Совершенствование качества дошкольного, качества дошкольного образования, процесс полоролевого развития, половой дифференцировкой поведения, половой роли должен, периода дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос