Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 04.04.2020

Статья просмотрена: 995 раз

Библиографическое описание:

Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г. Н. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68583/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последнее время существенно вырос интерес специалистов медицины, различных областей психологии, специальной педагогики к раннему развитию детей, к предупреждению возможных трудностей и ранней коррекции существующих речевых нарушений. Среди многих нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема фонематических процессов, что влияет на дальнейшее обучение в школе. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.

В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста (Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Искажения фонематических процессов признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который и определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р. Е. Левина, O. K. Маркова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Многие специалисты-практики (З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, С. Е. Большакова, Г. А. Ванюхина, Г. Г. Голубева, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкина, Н. Ю. Шарипова и др.) отмечают, что для успешного овладения фонематическими процессами необходимо развивать у детей слух, ритм, умение слушать, слышать, воспроизводить.

Новизна представленного исследования заключается в определении особенностей понимания эффективности средств коррекции, согласно современным научным исследованиям в данной области, является логопедическая ритмика, которая направлена на развитие всех фонематических процессов. Выявлена совокупность педагогических условий эффективности развития фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий эффективного развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики, которая может быть использована при подготовке специалистов по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки «Дошкольное образование»), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования).

В настоящее время проблема формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) становится наиболее актуальной, так как с каждым годом отмечается тенденция увеличения детей с ОНР. Фонематические процессы (фонематическая система) человека состоят из фонематического слуха и фонематического восприятия, при этом последнее включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Под общим недоразвитием речи понимается сложное расстройство, при котором отмечается нарушение компонентов всей речевой системы (фонетики, лексики, грамматики) [4].

Дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период усвоения речи. Специалисты медицины, психологи, логопеды обращают самое пристальное внимание на то, чтобы предупредить различные трудности и скорректировать нарушения речи у детей дошкольного возраста.

Одной из самых частых выделена проблема нарушения фонематических процессов. Здесь наблюдаются различные нарушения в звукопроизношении, в звуковом анализе, в замене и смешении звуков.

В исследованиях Р. Е. Левиной признаны ведущими искажения фонематических процессов [5].

А. K. Маркова признавала фонематические процессы ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения [4].

З. Е. Агранович отмечает, что развитие у детей слуха, ритма, умения послушать, услышать, воспроизвести необходимо для того, чтобы успешно овладеть фонематическими процессами [1].

Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекции фонематических процессов. Использование педагогом логоритмики, дает возможность более успешным организовать работу по коррекции фонематических процессов.

К тому же логопедическая ритмика позитивно влияет на все сферы развития ребенка дошкольника, при этом дети с общим недоразвитием речи испытывают положительные эмоции, их поведение становится более уверенными, наблюдается повышение самооценки ребенка.

Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи корректируются достаточно эффективно в случае использования логоритмических упражнений и организации следующих педагогических условий: организация коррекции фонематических процессов производится с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, деятельность логопеда обогащается логоритмическими материалами, которые способствуют коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

На начальном этапе экспериментальное исследование предполагало определение состояния фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Нами были использованы методики исследования фонематических процессов Т. А. Фотековой, И. Д. Коненковой, Л. Ф. Спировой [3; 6].

Учитывая теоретические положения, констатирующий эксперимент включал 4 блока.

1 блок — обследование состояния звукопроизношения;

2 блок — исследование восприятия и дифференциации звуков;

3 блок — изучение фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;

4 блок — исследование состояния звуко-слоговой структуры слов и предложений.

Далее согласно разработанным критериям и показателям, были выявлены уровни сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проводя количественный анализ результатов исследования, мы за выполнение каждого задания начисляли определенное количество баллов. Подобный способ оформления позволял не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребенка в процессе коррекционного обучения.

Приведенный количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Блок 1. С предложенными заданиями справилось 10 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Частично справились с заданием 50 % старших дошкольников экспериментальной группы и 40 % детей экспериментальной группы не справились с этим заданием, либо по разным причинам отказались в нём участвовать. Были зафиксированы следующие ошибки детей: сложности в повторении простой слоговой цепочки, неразличение звуковых комплексов или слов, состоящих из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности или отличающихся одним звуком, неверное определение звонких и глухих звуков, слабые слуховые дифференцировки у детей с общим недоразвитием речи.

Блок 2. 30 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи справились с фонематическим анализом частично. 70 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не смогли выполнить это задание, оно оказалось слишком сложным. Отмечены следующие ошибки, которые допустили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: умение определять начальный согласный в слове, умение определять последовательность и количество звуков в словах, пропуск гласных звуков, перечисление слогов вместо звуков. 70 % старших дошкольников с общим недоразвитием речи не смогли выполнить это задание, оно оказалось слишком сложным.

Блок 3. Задание на фонематический синтез правильно выполнили 10 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Частично выполнили это задание 60 % детей экспериментальной группы и совсем не справились с этим заданием 30 % детей. Дети совершили следующие ошибки: составление слов из звуков, которые даны в нарушенной последовательности, анализе и синтез слов, не понимали разницы между понятиями «звук», «слог».

Блок 4. Задание, направленное на изучение фонематических представлений, выполнили 30 % детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Испытывали трудности, не смогли подобрать слово на заданный звук определенной тематики 60 % детей экспериментальной группы. Полностью не справился с заданием 10 % старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Отмечены следующие ошибки: полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения слухового восприятия.

По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с высоким уровнем развития, к сожалению, не зафиксировано. В основном, у детей экспериментальной группы выявлен средний и низкий уровни сформированности фонематических процессов. Недифференцированность фонематического восприятия, неточность фонематических представлений, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, — все это определено нами в экспериментальной группе в процессе опытно-экспериментального исследования. Данные фонематические нарушения представлены первичным и вторичным производным характером, что может привести к нарушению связной речи в целом.

Следовательно, можно сделать вывод об организации коррекции и преодолению нарушений развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

На формирующем этапе были отобраны и реализованы методики, которые позволили выявить особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики. Для этого нами была реализована система последовательно усложняющихся задач в процессе развития фонематических процессов с учетом индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (автор программы В. А. Гринер) [2]. Вся коррекционная работа проводилась по принципу «от простого к сложному» и включала в себя все компоненты логоритмических упражнений.

Для того, чтобы выявить результаты нашей работы был проведен заключительный этап исследования — контрольный эксперимент. Его цель — определить эффективность работы по коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логоритмики. На данном этапе исследования при помощи того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе, был повторно определен уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

По результатам контрольного эксперимента 40 % детей имеют высокий уровень развития фонематических процессов. 50 % детей группы показали средний уровень развития. У 10 % детей группы — низкий уровень развития. Приведенный количественный и качественный анализ результатов контрольного исследования позволяет сделать следующие выводы: при целенаправленной и систематической работе по развитию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи действительно формируется прочный и разносторонний механизм компенсации речевого дефекта. Использование в коррекционной работе логоритмических упражнений с постепенным усложнением речевого материала, а также разнообразие видов работы с ним помогает оптимизации процесса обучения. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой работы обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, с другой — качественную подготовку к овладению грамотой и усвоение ее в пределах программы.

Проведение экспериментального исследования позволило выявить особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К таким особенностям мы отнесли: нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков), нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов), нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Анализ результатов показал, что после проведенной коррекционной работы отмечается значительное улучшение в формировании коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений / В. А. Гринер.- 2-ое изд.,- М., 2008.
  3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
  4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1991. — С. 59–70
  5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1998. — 367с.
  6. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, процесс, ребенок, экспериментальная группа, фонематический анализ, задание, смешение звуков, дошкольный возраст, логопедическая ритмика.


Похожие статьи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос