Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор: Бучнева Анастасия Юрьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 24.11.2022
Статья просмотрена: 1105 раз
Библиографическое описание:
Бучнева, А. Ю. Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Ю. Бучнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7795/ (дата обращения: 24.12.2024).
Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Бучнева Анастасия Юрьевна, студент магистратуры
Донецкий национальный университет
В статье рассмотрены понятия «речь» и «фонетико-фонематическое недоразвитие», раскрыты группы нарушений речи и их проявления, уделено внимание особенностям логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Ключевые слова: речь, фонетико-фонематическое недоразвитие, логоритмические занятия, дети дошкольного возраста.
Речь является сложной психической деятельностью, которая имеет разные виды и формы. Выделяется экспрессивная и импрессивная речь. Экспрессивная речь подразумевает высказывания с помощью языка, проходящее этапы замысла, внутренней речи, внешнего высказывания. Импрессивная речь — это процесс понимания речи окружающих, проходящий этапы восприятия речевого материала, выделения важных моментов, формирования у внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения [2].
Дети со схожими нарушениями речи объединяются в группы для эффективной организации и проведения коррекционной работы. Выделяются следующие группы нарушений:
– фонетико-фонетические нарушения (ФФНМ, дети с нарушением звукопроизношения: с функциональной и механической дислалией, ринолалия, лёгкими формами дизартрии);
– общее недоразвитие речи (ОНР, дети с нарушениями лексико- грамматической стороны речи, разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалии, афазии, дизлексии и Алексии, дизграфии и аграфии);
– нарушение мелодико-интонационной (ринофония, дизфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия) [1].
Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с разными речевыми расстройствами в результате дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированное произношение звуков может выражаться вариативно. Здесь звонкие звуки заменяют глухие. Иногда дошкольники целую группу свистящих и шипящих звуков заменяют звуками [т], [д].
Иногда дифференциация звуков ещё не произошла, и ребёнок может произносить неотчетливый звук, к примеру: мягкий звук [щ’] вместо [ш], вместо [с] — [с’], вместо [ч’] — [т’] и т. п.
Итак, недостатки звукопроизношения можно свести к таким проявлениям:
– замена звуков более простыми по артикуляции;
– наличие диффузной артикуляции звуков, которая заменяет целую группу звуков;
– нестабильное использование звуков в разных формах речи;
– искаженное произношение звука [4].
Состояние фонематического развития дошкольников влияет на овладение звуковым анализом.
Низкий уровень — фонематическое восприятие с наиболее отчетливо выражается так:
– нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);
– неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
– затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечают:
– общую смазанность речи;
– «сжатую» артикуляцию;
– недостаточную выразительность речи [3].
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они сложнее запоминают речевой материал, допускают большее количество ошибок при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью.
Наиболее распространенная форма нарушения — это искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется сходность звучания с нормативным звуком.
В условиях дошкольного образовательного учреждения проводится логопедическая ритмика, которая состоит из занятий на протяжении учебного года (как правило, по два занятия в неделю) и проходит в несколько этапов.
1 (подготовительный) этап предполагает обследование, которое проводится в первых числах сентября. С целью определения состояния моторики и речи детей дошкольного возраста применяются такие методы:
– анализ особенностей раннего речевого развития;
– анализ особенностей общего моторного развития;
– обследование моторных функций и речи.
2 этап — это основной, направлен на создание условий для развития и совершенствования моторики и речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Целью основного этапа выступает оказание содействия логопедической работе по коррекции речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством организации и проведения разных упражнений, которые сочетают музыку, движение и речь.
3 этап называется заключительным, предполагает подготовку и проведение показательного занятия логопедической ритмикой. В рамках третьего этапа логопедом проводится повторное обследование моторики и речи, анализируются моторные умения, приобретенные за учебный год, определяются упражнения, которые освоены полностью и те, которые вызывают затруднения у детей [5].
Упражнения, которые используются в процессе проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны способствовать:
– регуляции мышечного тонуса;
– развитию речевого дыхания и голоса;
– совершенствованию дикции и артикуляции;
– развитию статической и динамической координации движений и речи, моторики, чувства ритма.
Выделяют особенности проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, среди которых:
– проведение два раза в неделю со всей группой дошкольников после обеденного сна и приема пищи, продолжительностью 30–35 минут (зависит от возраста детей);
– подбор материала при опоре на двигательные и речевые возможности дошкольников.
– планирование работы с подгруппами согласно их возможностям и потребностям: детям, имеющим средний уровень моторики, больше внимания стоит уделять развитию координации, пластичности, гибкости, а у дошкольников, отличающихся низким уровнем моторики, развивать точность, чёткость, последовательность.
– нагрузка на протяжении занятия должна распределяться равномерно;
– содержание материала может варьироваться, исходя из уровня сформированности моторных навыков;
– занятия будут более благоприятными, если проводятся одним логопедом, присутствие воспитателя обязательно [2].
Примерный ход логоритмического занятия для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен на рис. 1.
Рис. 1. Примерный ход логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с разными речевыми расстройствами в результате дефектов восприятия и произношения фонем. Упражнения, которые используются в процессе проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, должны способствовать: регуляции мышечного тонуса; развитию речевого дыхания и голоса; совершенствованию дикции и артикуляции; развитию статической и динамической координации движений и речи, моторики, чувства ритма. Существуют особенности проведения логоритмических занятий для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые должны учитываться при их проведении.
Литература:
- Акарина, Н. И. Вопросы изучения детской речи/ Н. И. Акарина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ДРОФА, 2017. — 311 с.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. П. Глухов. — М.: Аркти — 2006–144 c.
- Гурченко, В. И. Проблемы и гипотезы развития речи у детей / В. И. Гурченко. — М.: Флинта; НОУ ВПО МПСИ, 2019. — 237 с.
- Зацепина, М. Б. Логопсихология / М. Б. Зацепина, С. Н. Тепилюк, Г. М. Ламина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 400 с.
- Конышева, Н. М. Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР: учеб. пособ./Н. М. Конышева. — М.: Ассоциация, 2018. — 204 с.
Ключевые слова
речь, дети дошкольного возраста, фонетико-фонематическое недоразвитие, логоритмические занятияПохожие статьи
Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Особенности фонематического восприятия у детей с косоглазием и амблиопией
Статья посвящена изучению особенностей развития гностических процессов у детей с косоглазием и амблиопией. Особое внимание уделено исследованию фонематического восприятия, как интегративного процесса, формирующегося на основе слухового и зрительного ...
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...
Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...
Похожие статьи
Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...
Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...
Особенности фонематического восприятия у детей с косоглазием и амблиопией
Статья посвящена изучению особенностей развития гностических процессов у детей с косоглазием и амблиопией. Особое внимание уделено исследованию фонематического восприятия, как интегративного процесса, формирующегося на основе слухового и зрительного ...
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, ос...
Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...