Первые годы жизни ребенка полны достижений и одним из них является осознание самого себя, как части семьи, природы. Он начинает осознавать свое место в кругу родных и близких. Раннее детство также является плодотворной почвой для закладки у ребенка основ взаимодействия с окружающим миром: миром вещей, людей, природой. В этот период задачей взрослых является научить ребенка осознавать себя, как часть природы, а природу, как значимую ценность для всех людей, живущих в нашем городе, нашей стране, на нашей планете.
Но и сама природа может выступать средством воспитания. Каменский Я. А. полагал, что, когда ребенок научится взаимодействовать с природой, видеть ее изменения, понимать их сущность и значение, можно будет говорить о природе, как источнике знаний, благодаря которым у ребенка будет гармонично и природосообразно формироваться ум, развиваться чувства, воспитывать волю. [10] Этой же теории придерживался и Ушинский К. Д., он полагал, что все полезное и важное для умственного, физического, психического развития детей имеется в природе. [9] Следует отметить что данный метод воспитания целесообразен как для дошкольников, развивающихся соответственно норме, так и для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Эти идеи продолжили раскрывать в своих научных трудах, посвященных дошкольному воспитанию, такие ученые, как О. Иогансон, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, А. М. Степанова. [3] Педагоги-дошкольники в своей работе по экологическому воспитанию, опираются на методические пособия, разработанные М. В. Лучич, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко.
Современные дети с рождения находятся под влиянием благ, которые навязывает нам научно-технический прогресс, поэтому «красной строкой» в воспитании дошкольников стоит экологическое образование, как «основа нравственной опоры» [6] для решения многочисленных вопросов, имеющих отношение к практической жизни человека. Идентификация дошкольника, как части природы само по себе говорит о том, что у него уже сформированы основы экологической культуры, компонентами которой являются: экологические знания и умения. Педагогам-дошкольникам стоит уделить особое внимание постоянному повышению экологической грамотности детей и формированию у них гуманной позиции по отношению к природе [6].
Экологическое образование играет центральную роль в воспитании, развитии, и адаптации в социуме детей с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включенные в образовательный процесс детского сада — это особая категория дошкольников, у которых отмечаются разнообразные структуры дефектов, которые могут включать в себя как двигательные, психические, так и речевые нарушения различной степени выраженности. К примеру, дети с детей с ДЦП, в силу ограничения возможности передвижения, речевых и прочих нарушений, не могут овладеть тем объемом знаний и представлений об окружающем мире, который доступен их здоровым сверстникам. А дошкольники с задержкой психического развития — в силу быстрой утомляемости и неустойчивого, рассеянного внимания [7].
Подводя итог всему выше сказанному, можно говорить о том, что при работе по формированию экологических представлений с «особенными» детьми, цели тоже должны изменяться. Целями экологического образования и воспитания детей с ОВЗ будут являться: сформировать у дошкольников нравственно‐ценностное отношение к природе и окружающим людям, что позволит в дальнейшем более гармонично выстроить свои ценностные отношения в жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой.
Процесс экологического образования и воспитания в инклюзивной группе детского сада очень сложный, потому что требует от воспитателя знания особых методов и приемов работы. Педагог-дошкольник должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОВЗ начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы сопереживать, беречь и заботиться о ней. Вызвать интерес к изучению экологии — одно из условий для развития гармоничной, цельной личности. Именно интерес формирует то, как в дальнейшем будет относится уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его помыслы и действия, как он сумеет занять свою нишу в мире людей. Особенное значение для развития дошкольника с ОВЗ имеет формирование у него представлений о симбиозе человека и природы. Ишюлитова М. В. полагает, что только при практическом взаимодействии с природой, у ребенка может наблюдаться полноценное развитие личности [8]. Это поможет ему поверить в свои возможности, что в будущем поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья, почувствовать свою значимость и позволит стать полноценным членом общества [1].
Литература:
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‐двигательного аппарата — М:Academia, 2002 г
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2007.
- Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − № 2. − С. 13.
- Ознакомление дошкольников с природой'; Веретенникова, С.А.; Изд-во: М.: Просвещение, 1980 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]//Российская газета. (Федеральный выпуск № 6241. — 2013. — 25 ноября).
- Специальная педагогика под ред. Казаковой Н. М., М. 2001 г
- Учебно‐воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно‐ двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М. В. М., 1988 г.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — 246с.
- http://yspu.org/