Автор: Никифорова Влада Андреевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.09.2016

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Никифорова В. А. К вопросу о половом воспитании // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 374-376.



Наиболее серьезным моментов в подростковом возрасте является половое созревание, которое происходит под воздействием гормонов. На этом этапе изменяется гормональный фон. Происходит физиологическое развитие, появляются вторичные половые признаки, которые свидетельствует о формировании репродуктивной функции. В норме половое и физиологическое созревание протекает взаимосвязано. Но бывает, что в этот период в организме подростка возникают различные функциональные расстройства, что в основном связано с перестройкой нервной, иммунной и эндокринной системы. Под действием гормонов происходит феминизация фигуры девочек (нарастает жировая ткань по женскому типу, формируются молочные железы). Отмечается снижение порога возбудимости, лабильности вегетативных реакций, наблюдаются признаки эмоциональной неустойчивости. Именно в этот период наблюдается половое влечение.

На данном этапе важно своевременно и тактично разъяснить подростку о физиологических изменениях, которые характерны для этого периода. Наступление поллюций у мальчиков и менструаций у девочек иногда застает их врасплох, вызывая ряд неприятных, а порой неврозоподобных последствий. Повышенная выработка половых гормонов приводит к изменениям отношений между полами, а это уже имеет нравственную и социальную окраску. Взрослые должны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями.

Согласно общепризнанной классификации фаз полового влечения А. Моля (1909), главным элементом этого процесса является стремление к детумесценции (половому акту) и контректации (ласкам). [7]

Существуют три фазы развития полового влечения:

‒ нейтральная фаза (раннее детство);

‒ фаза недифференцированного влечения (чаще с 9–10 лет и до 20 лет или немного старше);

‒ фаза дифференцированного влечения (характерна для взрослого человека).

Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова определяли половое влечение, как особое отношение человека одного пола к человеку противоположного пола.В тот момент, когда подростки переходят от дружбы к интимным отношениям, наблюдаются четкие половые различия в мотивациях (юноши более важным считают сексуальные отношения, чем интимность, девушки наоборот, интимность более важной, чем секс). [5]

По данным Д. Ларсона с соавторами (D. Larsonetal., 1976), около 70 % старшеклассников имеют постоянного друга или подругу. При этом юноши не стремятся к прочным отношениям с девушками. Девушки же, наоборот, чувствуют себя увереннее и спокойней, имея постоянного друга. (C. Gilligan, 1982). В период юношеской любви (15–17 лет) отмечается тенденция к личностному общению, уединению, совместным прогулкам, разговорам, обсуждениям разных проблем. Основным звеном является познание объекта любви как личности. [4. с.148]

На этом этапе подростки испытывают потребность в совершении половых актов. Но, как правило, первоначально задействуется мастурбация (ипсация,от греч. ipse — сам). Средний возраст начала мастурбации, по мнению Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана(1979), составляет 14 лет с разбросом от 10 до 18 лет и продолжается 4–4,5 года. Она предупреждает раннее вступление подростков в половую связь, поэтому мастурбация имеет некоторые положительные стороны. Подростки не могут оценить душевные качества партнера, поэтому половая близость в этом возрасте не может сопровождаться положительными эмоциями, присущими любви, может нанести подростку психическую травму. Бездуховность половых отношений может зафиксироваться, и нередко именно такие отношения станут единственным способом взаимодействия с противоположным. [4 с.153]

В периодвзросленияважно побудить и научить человека укреплять собственный организм, правильно управлять своей психикой и сексуальностью. Таким образом, актуальной становится задача полового воспитания и «обучения здоровью» детей подросткового возраста. Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Опираясь на исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко следует выделить основные задачи полового воспитания: [3]

  1. Воспитание культуры взаимоотношений между представителями разных полов.
  2. Воспитание уважения к вопросам пола, умение владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и инстинктами.
  3. Воспитание самообладания, выдержки, необходимой в процессе взаимоотношения людей разного пола.
  4. Формирование чувства ответственности за партнера, уважительного отношения к нему, и развитие самоуважения.
  5. Воспитание духовности, потребности в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии.

В сферу полового воспитания должны входить не только отношения между представителями мужского и женского пола, как интимно-личностное, но и любое другое в общественной жизни, в труде, в отдыхе и так далее. [2]

Изучив и проанализировав исследования В. В. Кагана, мы сформулировали основные направления полового воспитания подростков:

‒ половое воспитание помогает формированию психологической мужественности (женственности), обучает нормальному общению со сверстниками противоположного пола;

‒ половое воспитание формирует сексуальное сознание;

‒ готовит к сознательному и ответственному супружеству;

‒ осуществляет подготовку к сознательному и ответственному родительству, способствует выработке оптимальных репродуктивных установок;

‒ формирует здоровый образ жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т. д.;

‒ способствует профилактике нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка;

‒ предупреждает растление и совращение детей и подростков;

Таким образом, здесь следует говорить о половом просвещении. Д. Слободиан Д., дала такое понятие: «половое просвещение — термин, который означает развитие физических, психических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных и аспектов личности подростков». [9]. На наш взгляд, половым просвещением старшеклассников нельзя заниматься до того момента, пока не будет воспитано высокое чувство нравственного взаимоотношения полов, сформирована воля юношей и девушек. Прежде чем сообщать юношам и девушкам какую-либо информацию, касающуюся пола, необходимо опираться на морально-этические нормы поведения в обществе. При несоблюдении этих особенностей, можно возбудить нездоровый интерес к вопросам пола. Половое просвещение должно осуществляться с учетом воспитательной системы, его нужно проводить с детьми в интимно-личностной беседе, основываясь на принципах научности, доступности и учитывая возрастные особенности. На наш взгляд, информировать подростков и половой жизни необходимо, так как полная или частичная неосведомленность, а также искаженность в формировании личности, в дальнейшем приведет к трудностям: в создании крепкой, полноценной семьи, сложным внутрисемейным взаимоотношениям и проблемам в интимной жизни. Большое беспокойство вызывает источник получаемой информации. Для подростков это, к сожалению, не родители и не педагоги, а улица (сверстники) и СМИ. Все это может привести к промискуитету, заражениям ВИЧ — инфекцией, венерическими заболеваниями, наркоманиям, алкоголизму, гепатиту, ранним беременностям.

Санюкевич Л. И. в своей работе говорит о таком явлении, как акселерация. «Проблема акселерации, или ускорения умственного и физического развития детей, занимает сейчас умы биологов, врачей, педагогов и социологов всего мира. Есть все основания говорить о биологической и социальной акселерации». [8. c.9] Переходный возраст, как у мальчиков, так и у девочек сдвинулся в среднем на 2,5–3,5 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается увеличение разрыва между половым созреванием и началом (с нравственной точки зрения) половой жизни. Это усугубляет и усложняет проблему полового воспитания. Санюкевич Л. И. отмечала, что разрыв между половым созреванием и началом половой жизни может достигать 6–8, а то и 10 лет. Половая зрелость, наступившая раньше духовной, может стать источником серьезных опасностей. Подростки, неспособные руководить своими чувствами и эмоциями, неосознанно рожают детей, не имея никакой материальной базы.

С каждым годом растет количество абортов среди девочек — подростков. Они не осознают всей серьезности последствий такого поведения. По данным Рус — инфо, каждый год в России делается около 4 миллионов абортов. В последнее время растет соотношение количества абортов к количеству родов: на 100 родов приходится более 200 абортов. [10] Нет сомнений, что неокрепший организм подростка, при беременности и родах подвергается серьезным опасностям. Нередко половые связи подростков происходят под действием алкоголя, в этой ситуации может произойти зачатие, которое в дальнейшем приведет к рождению ребенка с различными патологиями.

А. С. Макаренко выделял основным методом полового воспитания, пример поведения взрослых, достойных подражания. Большое значение он придавал беседе как методу полового воспитания. Именно на этом этапе нужно говорить о любви, о возникновении семьи, о долге и обязанностях супругов. Он никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил ««Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов». [6] Таким образом, мы считаем половое воспитание необходимо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с раннего детства.

С целью формирования эмоционально зрелой личности, а именно — подготовки подростков к взрослой жизни, обучения способности адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, необходимо устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. [1] Необходимо учитывать основные принципы полового воспитания. Мы разделяем и дополняем принципы, предложенные исследователем Ю. М. Орловым:

‒ принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).

‒ самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого несовершеннолетним надо ясно представлять себе цели и хотеть достижения их);

‒ принцип «не навреди»;

‒ принцип «не стыди»;

‒ принцип опоры на положительное, в том числе, на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа — положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности;

‒ принцип индивидуального подхода;

‒ принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом — скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации;

‒ принцип единства обучения и воспитания;

‒ принцип системности, последовательности, комплексности.

В том случае, если же на данном этапе развития подростка не были учтены все вышеизложенные особенности, то следует говорить о деформированном половом воспитании. Деформированное половое воспитание — такой стиль воспитания, при котором игнорируются все психосексуальные проявления личности подростка или они просто подавляются. Оно напрямую связано с некомпетентностью и необразованностью воспитуемого в вопросах полового воспитания. Его основные проявления: незнание особенностей сексуального развития ребенка и, соответственно, неверная реакция на это развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а также неверные установки по отношению к воспитуемым.

Для того, чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо проводить половое воспитание у подростков с учетом поставленной цели, задач и основынх принципов.

Литература:

  1. Аккузина О. П. «Вопросы психологии»//Установки подростков по отношению к началу половой жизни. — № 4. — М.: Наука, 2001.
  2. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. Пособие для вузов [Текст] / С. А. Завражин. Л. К. Фортова. — М.: Трикста: Академ. Проект. 2005. — (Gaudeamus). — 395с.
  3. Иванова О. Н. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста //дисс. канд.пед.наук. — Великий Новгород, 2006. — 33–34, с.208
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  5. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  6. Макаренко Л. С. Лекции о воспитании детей. Mн.,1978, с. 74.
  7. Молль, А. Половая жизнь ребенка / пер. с нем. Рохальского. — М.: Педагогика, 1909. — 264 с.
  8. Санюкевич Л. И. Половое воспитание детей и подростков / Санюкевич Л. И. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 48 с.
  9. Слободиан Д. Половое просвещение подростков. Теория и практика. Обобщение опыта работы Свердловского областного центра планирования семьи. Июнь 1999 — ноябрь 2000
  10. http://www.rus-info.ru/402-statistika-po-abortam-v-rossii.html
Основные термины (генерируются автоматически): полового воспитания, половое воспитание, полового влечения, половом воспитании, невозбуждения полового влечения, Санюкевич Л, половой жизни, противоположного пола, полового воспитания подростков, половое влечение, развития полового влечения, полового воспитания должны, фаз полового влечения, задача полового воспитания, проблему полового воспитания, задачи полового воспитания, методу полового воспитания, вопросах полового воспитания, методом полового воспитания, принципы полового воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос