К вопросу о восприятии художественных произведений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Титова, С. С. К вопросу о восприятии художественных произведений / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11228/ (дата обращения: 17.12.2024).



В процессе изучения художественных произведений, при непосредственном восприятии композиций, наблюдаем у обучаемых активизацию разнообразных ассоциаций, не только звуковых, но и зрительных, тактильных, обонятельных. Прекрасным полем для осуществления таких наблюдений являются дисциплины «Беседы о музыке», «Музыкальная литература» в рамках которых осуществляется целенаправленное изучение музыкальных произведений.

Основой содержания образов музыкальных выступают: чувства, эмоции, переживания. В восприятии музыкального произведения важную роль играют ассоциативные представления, формирующиеся на основе связи и ассоциировании элементов музыкального языка с теми или иными явлениями жизни.

Музыка может выразить зрительные ассоциации — свет, тень, тьма, цвет, объем, пустоту, массу, приближение и удаление в пространстве (полет Кикиморы в одноименном «Народном сказании» для симфонического оркестра А. К. Лядова, полет Бабы-Яги в цикле «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского).

Примеры образов природы — бесконечно льющаяся и широкая река — образ во втором фортепианном концерте С. В. Рахманинова, вешние потоки в романсе «Весенние воды», пейзажи — «Островок», «Здесь хорошо».

Другие — примеры образов света, далекой звезды — в четвертой сонате А. Н. Скрябина. Скрябин мечтал о создании нового синтетического жанра, в котором сольются не только звуки и цвета, но и запахи и пластика танца. Но он сам осознавал всю непомерную сложность своей задумки.

«Помочь» воспринять мульти-образы в своем реальном звучании призваны нередкие композиции XX века, например зарубежные. Так, сочинениями, в которых звуковые образы могут непосредственно дополняться зрительными и обонятельными [6] — выступают: мульти-композиция-хэппенинг в Бонне немецкого композитора Йозефа Антона Риeдля «Klang/Licht/Duft-Spiele´» («Звуко-цвето-запах-игра», 1967) [7], произведение Михаэля Нихауса «WaterMusicBerlin» («Берлинская водная музыка», 1977) — образец достижения мультисенсорного эффекта воздействия, при котором звуковые образы могут дополняться осязательными.

Итальянский живописец Карло Карра [1] в манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912) рассматривал принцип синестезии, утверждал, что ощущение всех невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных красок и форм: «…цельные пластические абстракции, порожденные не зрением художника, но ощущениями звуков, шумов, запахов и всех неизвестных сил, которые нас окружают».

Один из примеров музыкального произведения, активизирующее задействование многих каналов восприятия в одновременности — «Аквариум» французского композитора К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», входящее в школьную программу («слушание музыки» и «музыкальная литература») в разделе знакомство с инструментами оркестра и примерами программной музыкой.

Пассажи в исполнении арфы и легато струнных передают переливы воды, гроздья парящих аккордов, нисходящее секвенционное движение фортепиано и струнных — ассоциируется с погружением на дно морское, прерываемых паузами — всплески воды и расходящиеся круги на глади воды, повторное строение фраз со сменой гармонических функций в их завершении — передают разновекторное движение в одну и другую сторону обитателей дна морского. Яркий пример визуального воплощения данной музыкальной композиции — короткометражный мультфильм из проекта «Classical baby theartshow» — «Aquarium» (США, 2005, реж. AmyShatz, в серию мультфильмов вошли мультфильмы на шедевры из оркестровой, оперной и камерной музыки; помимо музыки серия включает знакомство с композициями в области танца, живописи, поэзии). В данном примере — наблюдаем совершенно детскую манеру восприятия, в стиле «примитивизм» как в двухмерности и плоскостности и отсутствии строгих законов перспективы в изображении видеоряда: где осьминог играет на скрипке, медуза на фортепиано, где коньки морские музицируют в паре на арфе, где рыбы-ежи надуваются до невероятных размеров, а обитатели морского дна: звезды, медузы и пр. исполняют гипнотически-завораживающие плавные круговые вращения).

По тактильным ощущениям это прежде всего общий образ представляющий легкость, невесомость, объемность, синтезированный с фрагментами почти «молекулярных» наимельчайших капелек пассажей.

Данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении учащимся как 1 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 2 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература» — большинство детей выбрали светлые оттенки — желто-рыжего и сине-зеленого спектра в акварельно-приглушенной манере нанесения без контрастной прорисовки, преобладают волнистые и витиеватые линии, при о практическом отсутствии черного оттенка в фоне и остропрямолинейных линий, у трети! детей отражена природа именно в образе воды, водоема, моря с соответствующими обитателями в виде рыб, медуз, звезд, ракушек.

Противоположный по образно-эмоциональному модусу пример сочинения — «Хабанера» из оперы «Кармен» французского композитора Ж. Бизе.

Данная композиция входит в школьную программу при изучении биографии композиторов XIX века (Ж. Бизе) в курсе Зарубежной музыкальной литературы и при изучении музыки разных стран (Испания) в курсе Слушания музыки. Темпераментная, экзальтированная эмоция, резкость, активность фраз и мелодических линий, четкая ритмическая организация, унисоны струнных, грубые окончания фраз с тембрами барабанов во вступлении, чеканность тембра кастаньет, прихотливость и извилистость непокорной мелодии в основной части.

Обволакивающий образ в пучину жгучей эмоции, вихря буйных красок.

Яркий пример визуального воплощения данной музыкальной композиции — короткометражный мультфильм серии «Волшебная флейта» (Польша, реж. Кизимеж Урбаньски).

Эта еще одна серия анимационных фильмов из 48 серий, создание которой относится к 1900 г., представляющей собой рисованные мультфильмы к наиболее известным композициям классического наследия, отрисованные в самых разнообразны техниках, стилях и жанрах (в России серия вышла в 2008 г., реж. Александр Корейво).

Образец тактильно-двигательного отображения — бесценная хореографическая трактовка сочинения М. Плисецкой (постановка хореографа Альберто Алонсо) на музыку переложения ее супругом Р. Щедриным «Кармен-сюита».

Аналогичным образом данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении образ учащимся как 2 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 3 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература» — все без исключения! дети выбрали теплые оттенки — малиново-бордово-красно-рыжего тона, преобладают в противовес первой композиции, — акценты на контрастность (сочетание с черным, темно-фиолетово-коричневым тоном), в наличии отрывистые линии, перемежающиеся с вихревыми потоками цветных штрихов, линии — напоминающие язычки пламени.

При восприятии музыки работают не только слуховые анализаторы, но и зрительные, тактильные и даже обонятельные и вкусовые.

Хрестоматийный пример, включенный для изучения в школьную программу 2 класса по дисциплине «Музыкальная литература» и 3 класс при изучении творчества П. И. Чайковского. Это триптих-дивертисмент, воплощающий карнавал сладостей: «Чай-кофе-шоколад» (испанский, арабский и китайский танцы) из сцены 3 картины 3 балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В основе дивертисмента — «История Щелкунчика» А. Дюма-отца (в переложении Э. Т. А. Гофмана). Каждый из трех танцев своеобразен по оркестровке, тонко соответствующей национальному колориту. Например «Чай» исполняют очень высокие и пронзительные духовые, проносятся свистящие звуки флейт, отрывистые терции фаготов, острые пиццикато струнных.

Здесь и образ кипящего заваренного чая и струящегося дыма и искрящиеся капли разливаемого ароматного напитка и вся тонкость и таинство чайной церемонии и нотки терпкости и обволакивающих оттенков.

«Кофе» — терпкий, неторопливый, с трелями духовых, исполняющих партию в утонченном дуэте, изысканность гармонии с задействованием воплощения специфически-восточного колорита — средствами гармонического лада (fis при g moll), на фоне мерно покачивающегося-колышущегося сопровождения бубнов.

«Шоколад» — задорно-изысканное соло трубы, сменяющееся партией кастаньет, кружение общего танцевального движения при тонкой ритмической нюансировке пунктированных фигур, хроматический звук в мелодии (cis — привносит пикантность при общем колорите Esdur), это поистине шоколад по-испански с добавлением молока. Пунктированный ритм — напоминает желеобразную консистенцию, получаемую при приготовлении по испанской рецептуре шоколада — с желатином.

В данном балете мы встречаем еще одно отображение образа сладостей — «Танец феи Драже» (в образе неразрывно слит, к сожалению, с видеорядом несменно транслируемого на телеэкранах рекламного ролика драже «М-ms») — редкий тембр инструмента челесты — привносит неземной, игрушечный колорит (удары молоточков инструмента не по струнам, а металлическим пластинам) — пронзительно, будто маленькие колокольчики, будто россыпь маленьких разноцветных и очень нереально вкусных сладчайших драже.

А такие названия сочинений: прелюдия № 4 К. А. Дебюсси «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» (по ст. Ш. Бодлера), романса «Сирень» (на сл. Е. Бекетовой) С. В. Рахманинова — говорят сами за себя.

Аналогичный процесс задействования каналов восприятия можно наблюдать и при общении с литературными произведениями.

Идея не нова. Ряд бытующих и по настоящее время выражений подтверждение тому. Перейдем к примерам — таково высказывание И. В. Гете, являющееся парафразой изречения греческого поэта С. Кеосского: «Живопись — немая музыка, а поэзия — говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» И. В. Гете говорит: «Архитектура — онемевшая музыка». В «Лекциях по философии искусства» Ф. Шеллинга встречается афоризм: «Архитектура — застывшая музыка».

Так, воплощением запахов и ароматов в других видах искусства — поэзии («немой музыке») предстает сонет «Соответствия» в перев. В. Иванова – четвертый в сборнике «Цветы зла») Ш. Бодлера (1855), в литературе — роман «Парфюмер. История одного убийцы» немецкого драматурга и прозаика П. Зюскинда (1985).

Рубеж 19–20 вв. ученым Х. Риндисбахером [8] обозначен присутствием «ольфакторного взрыва» — при котором в искусстве не достаточно языка слов-понятий и вводятся язык запахов. А П. Флоренский [9] исследовал механизмы эквивалентности перевода невербального языка запахов в поэтический текст. Примеры в литературе, например авторов серебряного века: З. Гиппиус «Цветы ночи», Б. Пастернака «Елене», К. Бальмонта «Арум», модернистов: В. Нарбут, А. Белый, Н. Клюев.

Литература:

  1. Карра К. Живопись звуков, шумов, запахов / К. Карра Режим доступа: http://asaartgallery.ru/karlo-karra-zhivopis-zvukov-shumov-zapahov/ Дата обращения: 05.10.2016 г.
  2. Марцинковская Т. Д. Психология восприятия абстрактного искусства / Т. Д. Марцинковская // Вопросы психологии, 2008. — июль. Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/213/17664-psixologiya-vospriyatiya-abstraktnogo-iskusstva.html Дата обращения: 27.09.2016.
  3. Мешкова А. С. К проблеме «произведения» в алеаторике / А. С. Мешкова // Омский научный вестник. — 2007. — № 2 (54). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-proizvedeniya-v-aleatorike дата обращения: 06.10.2016 г.
  4. Мороз Н. В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности / Н. В. Мороз. Режим доступа: http://academicon.ru/publ/psihologic/moroz_n_v_vosprijatie_iskusstva_kak_osnova_formirovanija_khudozhestvennoj_kultury_lichnosti/1–1-0–371 Дата обращения: 27.09.2016.
  5. Чередниченко Т. Музыкальный запас: Александр Бакши / Т. Чередниченко // Неприкосновенный запас. — 2000. — 6(14). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2000/6/chr.html Дата обращения: 07.10.2016 г.
  6. Огданец М.Гибрид / М. Огданец // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/95913/avtorov-kollektiv-leksikon-nonklassiki-khudozhestvenno-esteticheskaya-kultura-xx-veka-56.php Дата обращения: 07.10.2016 г.
  7. Josef Anton Riedl Komponist. Режим доступа: http://www.musik-film-marathon.de/josef-anton-riedl-1.html Дата обращения: 07.10.2016.
  8. Риндисбахер Х. Д. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» / Х. Д. Риндисбахер // Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. – Т. 2. – С. 69.
  9. Гришин А. А., П. А. Флоренский и В. В. Розанов: диалог священника и семьянина/ А. А. Гришин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – № 44 (6) / 2012. – С. 117-123. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-pavel-florenskiy-i-v-v-rozanov-dialog-svyaschennika-i-semyanina Дата обращения: 05.10.2016.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная программа, визуальное воплощение, музыкальная композиция, музыкальное произведение, немая музыка, образ, французский композитор, Чайковский.