Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
Автор: Иштуганова Алёна Олеговна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 19.11.2020
Статья просмотрена: 353 раза
Библиографическое описание:
Иштуганова, А. О. Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы / А. О. Иштуганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5699/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художественного произведения через чувственное восприятие с применением элементов арт-технологии: использование различных средств искусства при анализе художественных произведений. Приводятся результаты опыта расширения информационных границ обучающихся посредством воздействия на органы чувств обучающихся в процесс восприятия художественного произведения.
Ключевые слова. краевая инновационная площадка, арт-технология, сотворчество, соавторство, органы чувств, СПО.
Формирование целостного мировоззрения, мировосприятия всегда будет актуальным в образовательном процессе. Для преподавателя литературы это особо значимая цель, поскольку литература является одним из видов искусства, изучать ее следует, привлекая другие виды искусства. Литература предполагает понимание жизни особым способом: интегрируя различные темы, идеи, подходы; проявляя творческую активность. Используя современные педагогические технологии, преподаватель ориентирует подростка на общечеловеческие ценности, осознание своей роли в обществе и совершенствование читательской культуры; развивает способность наслаждения искусством и воспитывает внутреннюю культуру.
Для эффективной работы на уроках с использованием технологии интегрированного обучения педагогу важно учитывать интересы и особенности обучающихся. Сегодня как никогда актуальной становится мысль, высказанная Антуаном де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты — главное. Главное — воспитание в человеке человеческого». В своем опыте работы опираюсь на концепции М. М. Бахтина, практический опыт Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», методику Е. Н. Ильина «Шаги навстречу».
В ходе проведения урока литературы на первый план должна выходить забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье обучающегося. Практика показывает, что достичь этого возможно средствами художественной деятельности. «Произведение литератора, — писал М. Горький, — лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» — дополнить, добавить — картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний» [1].
Автор концепции преподавания литературы как искусства Евгений Николаевич Ильин говорил, что обучение должно быть направлено на любовь, понимание, сострадание, помощь. Оптимальным на уроках литературы является использование компонентов арт-технологии. В основе ее — творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Главная задача арт-технологии в образовательном процессе — способствовать самораскрытию обучающихся, осознанию духовной индивидуальности, личностному росту. Арт-технология является прогрессивным направлением в образовании, поскольку дает возможность педагогу использовать различные средства обучения, методы и способы изложения учебной информации, а также позволяет разрабатывать различные варианты содержания образования.
Древнегреческий философ Аристотель считал, что «в уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». У человека есть пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств посылают информацию в мозг, чтобы помочь нам понимать и воспринимать окружающий мир, поэтому необходимо максимально задействовать эти органы.
Итак, рассмотрим подробно применение элементов арт-технологии через основные органы чувств.
Первое чувство — слух.
Литература немыслима без музыки:
Поэзия 19–20 века была наполнена музыкой. Можно наслаждаться песнями на стихи С. Есенина и М. Цветаевой, творчеством поэтов-бардов;
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» начинается с эпиграфа
L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Это музыкальное произведение звучит и в конце повести.
В творчестве Чехова огромную роль играет лирическая, музыкальная атмосфера. Она одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Чехов — это музыка, воплощенная в слове (это неслучайно: в детстве пел в церковном хоре, позже дружил с П. И. Чайковским). В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов “Хмурые люди” с посвящением Петру Чайковскому.
Второе чувство — зрение.
Одним из наиболее распространенных видов интегративных связей на уроках литературы является содружество словесного и изобразительного искусства. Об использовании живописи на уроках литературы и близкородственных с ней искусств написано немало методических работ, и это закономерно, так как со времени появления «Великой дидактики» Я. А. Коменского принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Арт-технология в первую очередь основывается на визуальном искусстве.
Проиллюстрируем данную мысль следующими заданиями:
Задание 1. Рассмотрите несколько отобранных в сети Интернет обложек к произведению. Какая из них на ваш взгляд наиболее удачна и почему? Давайте уберем лишние.
Задание 2. Нарисуйте афишу к произведению. Объясните, почему именно так она должна выглядеть?
Задание 3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» рассказывается про старика-азиата, который воплотил в себе дьявольские черты. Тем, у кого оказывался портрет, было несладко. Герои несли потери… А знаете ли вы, что в 1902 году венгерский художник пишет картину «Старик рыбак». Чем интересна эта картина?
Одним из методов, непосредственно связанных с изобразительным творчеством, является метод журнального коллажа. Используя фрагменты материалов из различных печатных источников (журналы, газеты, брошюры, книги). Обучающиеся самостоятельно формируют композицию — с последующим обсуждением — в виде буклета, программки, афиши.
Идем дальше и подключаем обоняние, осязание и вкус. Обратимся к рассказу В. Т. Шаламова «Сгущенное молоко» из книги «Колымские рассказы».
Третье чувство — обоняние.
Вспомните фрагмент: «Вот и сейчас — хотелось уйти в барак, лечь на нары, а я все стоял у дверей продуктового магазина. В этом магазине покупали только по «бытовым» статьям, а также причисленные к «друзьям народа» воры-рецидивисты. Нам там нечего было делать, но нельзя было отвести глаз от хлебных буханок шоколадного цвета; сладкий и тяжелый запах свежего хлеба щекотал ноздри, даже голова кружилась от этого запаха» [2].
Запах свежего хлеба — это один из самых сильных запахов. А французы говорят, что это запах счастья. Почувствуйте этот запах! Опишите свои ощущения (можно принести буханку, а можно использовать аэрозоль).
Продолжим работу по тексту: «И я стоял и не знал, когда я найду в себе силы уйти в барак, и смотрел на хлеб. И тут меня окликнул Шестаков». Не нужно объяснять, что Шестаков не просто отвлек, он разорвал тонкую ниточку счастья героя произведения.
Четвертое чувство — осязание.
Вернемся к тексту: «Мы отошли за барак и сели на борт старого забоя. Ноги мои отяжелели, а Шестаков весело болтал своими новенькими казенными ботинками… Брюки завернулись и открыли шахматные носки. Я обозревал шестаковские ноги с истинным восхищением…» [2]. Шахматные носки в тексте появляются неслучайно. О них будет сказано дважды. Это художественная деталь, которая несет дополнительный смысл.
Задание: Прежде, чем говорить об этом смысле, выскажите свои ощущения. Прикоснитесь к ним. Почему так восхищен герой произведения? Почему именно шахматные носки?
Пятое чувство — вкус.
Рассказ, с которым необходимо продолжить работать, называется «Сгущенное молоко».
«Есть много консервов на свете — мясных, рыбных, фруктовых, овощных… Но прекрасней всех — молочные, сгущенное молоко. Конечно, их не надо пить с кипятком. Их надо есть ложкой, или мазать на хлеб, или глотать понемножку, из банки, медленно есть, глядя, как желтеет светлая жидкая масса, как налипают на банку сахарные звездочки…»
«Я заснул, и в своем рваном голодном сне я видел эту шестаковскую банку сгущенного молока — чудовищную банку с облачно-синей наклейкой. Огромная, синяя, как ночное небо, банка была пробита в тысяче мест, и молоко просачивалось и текло широкой струёй Млечного Пути. И легко доставал я руками до неба и ел густое, сладкое, звездное молоко» [2].
Задание: Кто желает вспомнить вкус молоко, может попробовать. Почему именно молочных консервов попросил герой произведения? Опишите свои чувства?
Таким образом, получив порцию впечатлений, участники образовательного процесса, более глубоко погружаются в проблему произведения, проникают в авторский замысел. Появляется субъективная оценка, точка зрения, сформированная через конкретное чувственное восприятие. Читатель становится соучастником действия произведения.
Сопричастность его вызвана личными эмоциями. Не наблюдатель-читатель, а читатель-носитель чувств и мыслей. Как утверждал М. М. Бахтин, для успешного понимания сути произведения необходимо «бывание» в авторской позиции. Это способствует выработке собственного эстетического вкуса.
Литература:
- Старикова С. В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования / С. В. Старикова // Сибирский педагогический журнал 2008. — № 8. — С. 415–420.
- Шаламов В. Т. Собрание сочинений в шести томах/ составитель Сиротинская И. Изд.: Книжный Клуб Книговек, М.: 2013. — 528 с.
- Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий / Н. Ю. Сергеева // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2016. — № 2. — С. 6–13.
Ключевые слова
СПО, органы чувств, арт-технология, сотворчество, краевая инновационная площадка, соавторствоПохожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ
В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ
В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...
Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий
В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...
Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...
Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации
Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование
В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...
Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...