Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Каменская Оксана Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2016
Статья просмотрена: 1236 раз
Библиографическое описание:
Каменская, О. А. Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О. А. Каменская. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11360/ (дата обращения: 17.12.2024).
Известно, что дошкольный период — самый чувственный для ребёнка. Именно в дошкольном детстве закладываются и оформляются многие эстетические качества, развиваются фантазия, воображение, творческие способности, умение выражать своё отношение к окружающему миру, тонко чувствовать увиденное и услышанное. О своих переживаниях и чувствах в тот или иной момент дошкольник может рассказать, используя выразительные средства любого вида искусства.
Одним из эффективных двигателей сопереживания прекрасного для детей являются такие виды искусства, как музыка и живопись. Очень тесно связаны эти музы выразительными средствами, среди которых важное место занимает ритм.
Тема ритма берёт своё начало с античных времён философии Гераклита и Пифагора. Понятие «Ритм» означало у древних греков чередование равномерных звуков, исполняемых в определенной последовательности. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении) [5, с. 680] Трактуется ритм в научной сфере по-разному. Учёные утверждают, что ритм существует во многих сферах человеческой деятельности: ритм музыкальный, стихотворный, чувства ритма и т. д.
По древнему изречению «Музыкальный ритм — категория, отражающая Время, которое: Самое быстрое и самое медленное, Самое долгое и самое короткое, Самое близкое и самое далёкое, Чем больше всего пренебрегаем и О чём больше всего сожалеем» [1, с. 179].
Изучением музыкального ритма занимались И. Шилленгер, Э. Ж. Далькроз, А. А. Мазель, В. А. Цукерман, Ильина Г. А., В. Н. Холопова. Исследователи А. А. Мазелъ и В. А. Цуккерман дают понятие ритма в узком его значении как временную закономерность, являющейся организацией звуков по их длительности, т. е. музыкальный ритм, стоит на одном уровне с ритмическим рисунком. Основоположник системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарский педагог и музыкант Э. Ж. Далъкроз связывает ритм с движением: «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма, не может быть воспринят ритм музыкальный».
Понятие «музыкальный ритм» в дошкольном детстве в большинстве случаев связывают с понятием «ритмика». В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой одно из определений слова ритмика — это «ритмические движения с музыкальным сопровождением» [5, с. 680]. Ритмика — это занятия, развивающие способности детей эмоционально воспринимать музыку через движения танца с помощью мимики и жестов. Занятия ритмикой представляют собой исполнение простых и легких танцевальных движений. Веселые танцевальные занятия под музыку доступны ребенку любого возраста и чрезвычайно полезны для физического, эмоционального здоровья. Сегодня социальное положение людей определяется, прежде всего, его успешностью и эффективностью, а если быть более точным, то перспективной полезностью для окружающих. Различные формы общения на занятиях ритмикой, в ракурсе выражения и восприятия мыслей, эмоций и чувств, способствуют развитию эмоционального интеллекта. Ритмика в этом направлении является эффективным средством формирования гармоничного развития личности ребенка. Именно в танцах, танцевальных этюдах, танцевальных играх может выразить свои чувства и переживания дошкольник. Но прежде, чем воспроизвести какое-то движение, создать тот или иной образ, нужно прослушать музыку. Доминирующее место занимает музыка и только потом — движения.
Например, педагог предлагает детям под музыку К. Сен-Санс «Аквариум» превратиться в морских обитателей. Для этого он использует элементы костюмов (шапочки с изображением морских обитателей, газовые платочки для изображения плавников, ленты на палочке для имитации водорослей), картинки с изображением морских животных.
Педагог показывает картинки с изображением морских животных, предлагает детям назвать их.
– Сегодня мы послушаем произведение композитора Камилла Сен-Санса «Аквариум». (Дети слушают музыкальное произведение).
– Это необычная музыка. Почему? Как вы думаете? Что вы представили себе, когда слушали эту музыку? (Ответы детей: музыка плавная, нежная, солнечная, булькающая; в музыке вода переливается на солнце; рыбки светятся в лучах солнышка, им весело; рыбки плавают, резвятся в море, догоняют друг друга).
– В мелодии слышны нежные звуки скрипки, переливчатые пассажи фортепьяно, красивый звон челесты. И все эти звуки рождают наши фантазии. Давайте представим себе, что наш зал — море, а мы — морские обитатели. Покажите, как они живут, что едят, как добывают пищу, с кем дружат, кого боятся.
Педагог предлагает детям превратиться в морских обитателей и «пожить» их жизнью под музыку К. Сен-Санса. Затем проводит беседу о том, кто каким животным был, что делал, что видел вокруг себя, заметил ли других морских обитателей. Дети будут слышать музыку плавную, переливистую соответственно и ритм их внутреннего мира будет соответствовать услышанной музыке, их движения станут пластичными, гибкими, спокойными, текучими и т. д.
Дошкольники охотно выполняют такие мини-этюды как «Шаловливый ручеёк» под музыку Аренского, «Весёлые цыплята» под музыку Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» и т. д. В них они получают возможность самовыражения и самообучения в результате творческого процесса с педагогом и со своими сверстниками. Такие этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т. п. Создавая музыкально-художественный, игровой образ, ребята проживают музыку в движении. Это помогает развивать фантазию, воображение и чувства ритма у детей, услышать ритм героя и изобразить его согласно музыке. Этот процесс приносит ребёнку радость, помогает почувствовать уверенность в себе и активно способствует оздоровлению как физическому, так и эмоциональному.
Ритм музыкальный находится в тесном переплетении и с изобразительным ритмом. Можно сказать, что изобразительный ритм зависим от музыкального ритма. Прослушав музыкальное произведение или во время его прослушивания, художник может представить художественный образ или пейзаж и воплотить его на своём холсте, выразить, таким образом, своё видение окружающего, передать кистью своё настроение, чувства
Ритм в изобразительном искусстве представляет собой линии, пятна, оттенки цвета, чередованием фигур людей, их рук или ног или другие элементы рисунка и т. д. Одни художники ритм считают правилом композиции (А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим начало композиции. В XV веке приёмы и правила композиции наиболее последовательно и успешно разрабатывали Мазаччо, Боттичелли, Мантенья. Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Художники XVII — XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения. Характер ритма значительно усложнился, он стал более динамичным.
Прослеживается связь между музыкой и живописью. Многие термины в музыке заимствованы из живописи, и вообще изобразительного искусства для того, чтобы объяснить понятия и явления в музыке, которые особым образом имеют смысл с точки зрения общей эстетики. Музыкальные произведения, также как и произведения изобразительного искусства имеют неповторимый и индивидуальный язык общения. Языком музыки являются организованные звуки, языком же изобразительного искусства являются сочетания разного рода линейных и цветных ритмов. Несмотря на различия языков искусства все-таки можно при помощи ассоциаций видеть музыку и слышать живопись. Нельзя сказать о том, что изобразительное искусство всегда вызывает музыкальные ощущения, а музыка всегда вызывает зрительные представления. Следовательно, каждое из этих искусств, всегда дополняют друг друга. Как, например, подходящая музыка всегда углубляет, дополняет и даже развивает эмоциональное состояние того, кто смотрит на предмет изобразительного искусства. Именно поэтому основной целью работы с детьми, конечно же, является донесение и раскрытие смысла любого из видов творчества и развитие мышления художественным образом.
Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного цвета к светлому цвету и при этом поет гамму в восходящем направлении. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка — это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).
Дети старшего дошкольного возраста, слушая ритмы музыкального произведения, могут отразить своё творчество, настроение, видение окружающего на бумаге, используя ритмы изобразительного искусства. Музыкальные ритмы играют огромную роль в создание живописной картины юных художников. Художественный образ зависит напрямую от музыкального воздействия. Если ребёнок услышит плавную музыку, напевную, спокойную, соответственно и кисть его изобразит спокойные, придержанные, может быть даже минорные цветовые тона, оттенки. Бодрая, задорная, весёлая музыка предрасполагает к яркой, игристой цветовой гамме.
Так, можно предложить ребятам нарисовать пейзаж, слушая «Осеннюю песню. Октябрь» П. И. Чайковского и «Осень» Антонио Вивальди. Результат не заставит себя ждать. Ведь дошкольники данной возрастной категории отчётливо понимают и разделяют динамику цветовой гаммы: яркие цвета и бледные, мрачные и т. д. Например, в начале занятия педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение того или иного композитора, затем выбрать цветные воздушные шарики и объяснить свой выбор. (Музыка прозвучала весёлая, я выбрал красный шарик, а я выбрал жёлтый, а я — оранжевый и т. д.). Это ребятам поможет вспомнить мажорные и минорные тона. В рисунках детей находит отражение и ритм музыки.
Дети «проживают» ритм с помощью собственного тела при воплощении музыки в творческом музыкальном движении, а затем он начинает «звучать» и в их рисунках. Наиболее интересны темы для рисунков, те, в которых дошкольники воплощают ритмически яркую танцевальную музыку: «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев», «Танец русских самоцветов» и др. Ритм музыки находит отражение в чередовании цветовых пятен, снежинок, волнообразных линий и т. д.
Таким образом, ритм обладает мощным, энергетическим воздействием на ребёнка-дошкольника при самовыражении своей личности, а также является важнейшим средством выразительности не только в музыкальной, но и в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
Литература:
- Бергер Н. А. Рождённый движением (О ритме в жизни и в искусстве) //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 87, 2009, С.179
- Жак-Далькроз Э. Ритм. — М.: Классика XXI, — 2001. — 248 с.
- Иванова Е. М. Иосиф Шилленгер о музыкальном ритме. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 171, 2014, С. 131–139
- Коротеева Е. И. Связь музыки и живописи в развитии художественного образного мышления школьников. // Искусство в школе. 1996. № 1. С. 35–38.
- Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка./РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд. — М., 2008. — 944 с.
- Соломенникова О. А.Радость творчества: Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.
Похожие статьи
Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.
Похожие статьи
Ритмопластика как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В рамках данной статьи раскрыт вопрос развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в процессе выполнения пластических этюдов по ритмопластике.