Человеку цифровой эпохи, погруженному в пространство без четких границ между реальными и виртуальными событиями, приходится домысливать, насыщать образами свое представление о мире, чтобы оно было целостным. В случаях, когда это не удается, продвигаться по образовательным маршрутам очень сложно; в результате замедляется личностный рост, затруднена социализация, под вопросом профессиональный успех.
К решению столь масштабной проблемы необходимо приступать, когда ребенок еще готовится к поступлению в школу. Одним из акцентов работы педагога с детьми 5–7 лет должно стать развитие их художественного воображения. Именно в данной сфере сосредоточены большие ресурсы психики, позволяющие достигать высоких образовательных целей.
Художественно-эстетическое развитие детей находится среди приоритетных направлений ФГОС дошкольного образования. Несомненно, решение столь значимой проблемы современной педагогики возможно при условии, что педагог уделяет достаточно внимания развитию художественного воображения воспитанников.
При этом, мало разработан подход к использованию в этой сфере богатых возможностей музыкального искусства. Для того чтобы ребенок мог понять смысл звучащей музыки — искусства воспроизведения звуков, их согласованного, слаженного звучания с целью передачи чувств и настроений, необходимо, кроме музыкальных способностей, развитое художественное воображение.
Понятие художественного воображения сформировано многими учеными-психологами, педагогами. Остановимся на одном из них, являющемся базовым в нашем исследовании. Художественное воображение , по А. А. Адаскиной, — это психологические процессы построения образа результата и средств деятельности и продуцирование образов, замещающих деятельность, а также воссоздание образов по их описанию [1]. Специфика художественного воображения заключается в том, что оно включено в специфическую деятельность — процесс художественного творчества, служит решению конкретных задач по созданию художественных образов, соотнесенных с тем материалом, в котором они воплощаются и с представлениями автора о прекрасном, возвышенном, совершенном.
Развивая художественное воображение детей 5–7 лет средствами музыкального искусства, мы учим понимать смысл невербальных текстов, что возможно лишь на основе сложной поисковой аналитико-синтетической работы сознания, направленной на выделение и объединение основных элементов звуковой ткани произведения, и их осмысления на основе эмоционально-ассоциативных комплексов. Познавательное отношение ребенка к образам и идеям, воплощенным композиторами, способствует постепенному формированию способности слышать мелодические движения, кульминации, форму всего произведения и другие особенности музыки; понимать, о чем она повествует.
В опыте педагогов апробирован ряд подходов к развитию художественного воображения детей младшего возраста с использованием музыки.
К примеру, Т. А. Богатырева, воспитатель ГБОУ Школа № 1467 города Москвы, создает условия для вовлечения ребенка в собственное музыкальное творчество на занятиях с детьми младшего возраста. Вступительное слово педагога подготавливает детей к осмыслению произведений, вводит в атмосферу музыки, настраивает на восприятие, помогает ярче пережить музыкальный образ. Помогают освоить мир музыки персонажи сказок, которые раскрывают особенности мира музыки, воплощенных ею чувств. Устанавливается единство словесного и музыкального материала, стимулируя художественное воображение детей в комплексном творчестве, активизируя и другие его виды: воплощение представлений о музыке в красках, графике.
Педагог детского сада № 1 города Самары Г. Г. Бердыш использует «речевые зарядки» в процессе разучивания песен, чтобы художественное воображение детей развивалось и на этапе подготовки к пению: поэтические тексты читаются детьми с максимально выразительной мимикой.
Кандидат педагогических наук В. В. Домогацких предлагает использовать синтез музыки с эмоциональной выразительностью цвета в процессе создания ребенком воображаемых связанных с музыкальными впечатлениями картин, отмечая, что в основе восприятия музыкальных и цветовых образов у детей является эмоциональная отзывчивость на произведения искусства [2].
Выдающийся педагог-исследователь О. П. Радынова установила: художественное воображение детей развивается, когда они выбирают варианты интерпретации музыкальных произведений и поясняют эмоционально-образное содержание музыки [3]. Умея применять образные сравнения, метафоры при анализе музыкального произведения, воспитатель может помочь детям чувствовать и понимать музыку.
В работах педагогов обнаруживается заметное сходство предлагаемых методов развития художественного воображения детей в детском саду и начальной школе. Однако лишь точечно показаны переходные, узловые моменты, в которых может происходить гармонизация данного процесса, что способствовало бы, на наш взгляд, плавному, естественному переходу от детского сада к школьному обучению.
Как мы уже знаем, художественное воображение связано с различными предметными занятиями, например с изобразительным искусством. Это особенно заметно во время занятий, целью которых является формирование у детей представлений о визуальных свойствах музыки, закрепление умения определять эмоционально-образное содержание музыки, побуждение их к высказываниям о ее характере, использованию при этом новых слов.
Мы провели 2 занятия по развитию художественного воображения детей в подготовительной группе МБДОУ детский сад № 2 г.о. Самара. На 1-м занятии дети внимательно прослушали музыкальный фрагмент «Вальс цветов» П. И. Чайковского и нарисовали на листах бумаги свое представление о произведении. У ребят получились различные рисунки, не похожие друг на друга. Например, один из детей изобразил танцующие листья, второй — падающий снег, третий — плавающих рыбок.
На 2-м занятии дети посмотрели мультфильм с тем же самым музыкальным фрагментом «Вальс цветов», и рисунки получились более похожими один на другой. Дети старались копировать увиденные на экране телевизора изображения. Например, двое из них изобразили танцующие цветы, третий — Машу, танцующую с цветами. Таким образом, воображение детей ярче себя проявило, когда дети не смотрели мультфильм, а только слушали музыку, т. е. на 1-м занятии. На 2-м занятии их рисунки были похожи друг на друга. Следовательно, развитию художественного воображения лучше способствует прослушивание музыки без визуального ряда.
Выводы . Роль музыки в развитии художественного воображения детей 5–7 лет значительна, но изучена еще не полностью. Выделим целесообразность обращения педагогов к выразительному слову о музыке, творческим заданиям на основе визуализации впечатлений ребенка от звучащей музыки. Большинство исследований и наблюдений, результаты которых опубликованы, не выходят за рамки традиционных, устоявшихся взглядов на проблему, поэтому наша работа обращена к более широкому охвату вопросы, возникающих в связи с преемственностью ступеней образования, появлением нового научного знания о воображении и способах педагогического воздействия на его развитие.
Литература:
- Адаскина А. А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — М., 2001. — 24 с.
- Домогацких В. В. Игра как условие проведения эксперимента по выявлению феномена цветомузыкального восприятия // Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1995. — С. 57–58.
- Радынова О. П. Развитие основ художественной культуры у детей дошкольного возраста средствами интеграции искусств // Наука и Школа. –2020. –№ 6. — С. 221–226.