Сегодня уже не нужно убеждать никого, что все дети разные, в каждом классе есть успевающие и неуспевающие, непоседы и тихони, одним нужно подробно объяснять, что и как, а другие любят дойти до всего сами. Один ребёнок тянет руку даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, а другие медленно включаются в работу и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память. Разные дети требуют разного подхода в обучении, то есть индивидуального дифференцированного подхода.
Дифференциация — означает разделение целого на различные части, формы, ступени. Это разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. Эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение как постоянным, так и временным. Дифференциация обучения создаёт условия для обучения детей, имеющих различные способности, путём организации учащихся в однородные группы.
Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
− систематическое изучение каждого ученика;
− постановка педагогических задач в работе с каждым учеником;
− выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
− фиксация и анализ полученных результатов;
− постановка новых педагогических задач.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармоничной и всесторонне развитой личности.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
− уровень обученности и обучаемости;
− уровень общих внутренних способностей;
− скорость усвоения;
− индивидуальный стиль умственной деятельности;
− психологические особенности учащихся.
Создание однородных классов позволяет реализовать следующий положительный потенциал дифференцированного обучения:
- исключается уравниловка и усреднение детей;
- повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
- в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
- отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в обучении.
Создание гомогенных классов влечёт за собой и негативные последствия:
- средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных, лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
- перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
- понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;
- перекомплектовывание разрушает классные коллективы.
С первых дней обучения учителю необходимо определить «контингент риска», то есть детей, с которыми будет труднее всего и им уделять особое внимание.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния ребёнка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребёнка. В процессе обучения необходимо иметь ввиду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это «обучаемостью», понимая под этим ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при равных условиях зависит успешность обучения. Степень обучаемости определяет ту меру напряжения усилий, которые потребуются организму и которые он платит за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а цена превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья.
Есть основной показатель правильности выбора структуры урока, его конструкции. Он чётко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Существуют основные закономерности изменения умственной работоспособности. Эти закономерности учитель должен не просто знать — их необходимо учитывать при организации педагогического процесса, на основе этих закономерностей конструировать урок.
Вначале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимизма, потом появляются первые признаки утомления: снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Получается следующая конструкция: первые 3–5 минут — приспособление к деятельности, следующие 10–15 минут — оптимизм, дальше — снижение работоспособности.
Однако хорошо продуманный урок увеличивает работоспособность, сокращая период приспособления и удлиняя период оптимизма.
- Создание ситуации игры, интереса, высокой мотивации сокращает период приспособления к деятельности.
- Удлинить период оптимизма можно за счёт чередования видов деятельности, набора интересного материала.
- Для снижения падения работоспособности можно использовать компенсаторную перестройку. Это может быть рассказ, просто отдых и так далее.
С учётом фактора утомляемости следует строить каждый урок, оценивать по трём параллелям:
− Т — трудность (в зависимости от мысленной деятельности);
− Н — насыщенность (по числу видов учебной деятельности);
− Э — характеристика эмоционального состояния (которая складывается из оценки положительных реакций на учебную нагрузку, особенности изложения учителем материала, формы, характера учебного задания).
Каждый из этих показателей в разной степени влияет на утомляемость, но они компенсируют друг друга при правильном подходе, то есть при высокой трудности материала не стоит перевозбуждать учащихся и наоборот, при невысокой сложности следует делать урок разнообразным, насыщенным и эмоциональным.
Для осуществления дифференцированного подхода при опросе детей применяются два переносимых стенда, на которых расположены в четыре ряда ячейки-кармашки. Все кармашки пронумерованы. В ячейки первого стенда кладутся задания. Обычно это определение какого-либо термина и необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются на нахождение соотношения между какими-либо явлениями. А четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Задания первого и второго рядов рассчитаны в основном на работу памяти, а задания третьего и четвёртого ряда на работу мышления, умение рассуждать, находить сходство и различие.
Первый ряд вопросов самый лёгкий, второй — более трудный, третий — ещё сложнее. Самый сложный — это четвёртый ряд. Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго — двумя, третьего — тремя, четвёртого — четырьмя баллами. Учащиеся имеют право самостоятельно выбрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации. Если же ребёнок не справился с заданием, то он может его обменять на более лёгкое задание из нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать то количество баллов, которое соответствует нерешённому заданию.
Правильность ответов учащиеся сверяют на доске самоконтроля, в которой в кармашках под такими же номерами даны ответы на задания. Если ответ правильный, учащийся ставит себе на листочке где он выполнял задание соответствующее количество баллов, если нет — разменивает на более лёгкие задания. Одновременно у стенда самоопроса может работать любое количество человек. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется незаметно для самого ученика.
Рассмотрим, что даёт такой подход в педагогическом и психологическом планах:
− ликвидируются противоречия в определении содержания учебного задания — несоответствие содержания, степени трудности и познавательных возможностей сильных и слабых учеников;
− в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям ученика, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения;
− данный подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.
Обычно при использовании такого дифференцированного подхода учащиеся получают хорошие отметки. Но отметка отметке рознь. Четвёрка, полученная на заданиях первого ряда, в глазах учащихся имеет совсем другую ценность, чем четвёрка полученная на задании четвёртого ряда. Это побуждает учащихся брать более сложные задания, но для того чтобы их выполнить, надо хорошо знать материал, а значит надо быть внимательным при объяснении материала, хорошо готовиться дома. Обычно учащиеся начинают с лёгких заданий, а затем переходят на более сложные, а задания нижнего ряда берут лишь в крайнем случае.
Данный подход снимает психологическую напряжённость у учащихся перед опросом: вызовут или не вызовут? Исчезает страх перед вопросами учителя, перед возможностью получения отрицательной оценки. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя равным со всеми, даёт возможность к самосовершенствованию.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей. Только зная потребности, интересы, познавательные особенности ученика можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками.
Литература:
- Бутузов И. Г. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. — М.: Педагогика, 1968. — 140 с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: КГУ, 1969. — 278 с.
- Селевко К. Г. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование. 1998. — 256 с.
- Уит И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990, с. 80–98.
- Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.