Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.11.2019

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Садыкова, С. Р. Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД / С. Р. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63464/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящий момент процесс развития начальной школы вступает в новый этап, обусловленный введением федеральных государственных стандартов начального образования и профессионального стандарта педагога [6,5]. Разработчики универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская и др.) понимают под термином «комплекс вариантов действия учащегося (а также связанные с ними навыки учебной деятельности), которые обеспечивают его способность к осуществлению самостоятельного усвоения новых знаний и умений, в том числе организация данного процесса» [4, с.27]. В качестве одного из таких факторов выступает условие наличия у педагога комплекса рефлексивных способностей, а также навык проектирования педагогической деятельности с применением специфических научных критериев. В случае должного уровня развития рефлексивных способностей у учителя начальных классов, он сможет более продуктивно реализовать свою деятельность в условиях разнообразных педагогических систем и вариативно построить сценарии уроков в аспекте обучения, развития и воспитания младших школьников [7].

Определим основные характеристики методической компетентности учителя начальных классов. Методическая работа — это «элемент системы непрерывного образования педагогов, воспитателей, цель, которой заключается в освоении максимально продуктивных методик и способов обучения и воспитания учеников; повышение степени общедидактической, и методической готовности педагога к процессам организации и ведения учебно-воспитательной деятельности; осуществление обмена опытом в коллективе, определение и распространение наиболее актуального педагогического опыта» [7, с.569].

Работы по осуществлению исторического анализа особенностей содержания и организации методической деятельности с педагогами проводил Э. М. Никитин, А. П. Ситник, результаты исследований были опубликованы в их научных трудах. С точки зрения ученых начальный этап организационного оформления методической деятельности произошел в начале XX века, в этот же период был создан институт методистов [5].

Существует несколько вариантов организационных форм методической деятельности: общешкольные (совокупность единых методических тем, проведение психолого-педагогических семинаров, практикумов, научно-практических конференций и педагогических чтений, читательских и зрительских конференций, методических выставок и т. д.); групповые формы (в виде методических объединений, творческих микрогрупп учителей, создание школ передового опыта, методы взаимопосещения уроков и т. д.); индивидуальные модели методической деятельности (организация стажировок, индивидуальных консультаций, собеседований, развитие наставничества, программы индивидуального самообразования) [2]. Требование внедрения универсальных учебных действий в рамки системы методической деятельности педагога начальных классов содержится не только в ФГОС НОО к уровню достижений обучения, оно также позволяет младшим школьникам самостоятельно реализовать ведущую деятельность данной возрастной категории — деятельность, связанную с учением [8].

Универсальность характера учебных действий заключается в ряде характерных особенностей:

1) обладают надпредметным и метапредметным характером (А. Г. Асмолов) [1];

2) полужены в основу процессов организации и регуляции разнообразной предметной, и социальной направленности;

3) «позволяют обеспечить целостность системы общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и личностного самосовершенствования» (мнение А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской и др.) [4].

Технологический процесс педагогического управления выработкой УУД детей младшего школьного возраста сквозь систему методической деятельности педагога начальных классов формируется как целостный нелинейный механизм содержания и процесса деятельности учителя, сформированный с соблюдением принципов научной аргументации, непрерывности, системности, диагностико-прогностического направления, субъектности и взаимной рефлексии участников процесса образования [2].

Субъектность позиции учеников в рамках формирования универсальных учебных действий проявляется в том, что школьники овладевают всеми элементами универсальных учебных действий, и соответственно могут управлять процессом своего учения. Система методической деятельности педагога, связанная с формированием УУД младших школьников, должна выстраиваться на ряде общих характерных черт:

− выполнение прогностической функции, выход за границы простых авторитарных манипулятивных влияний, прогнозирование возможных ситуаций общения и поведения членов процесса взаимодействия, направленность на формирование навыка самоуправления;

− осуществление постоянного диалога членов процесса взаимодействия с соблюдением морально-этических принципов, обусловленного таким выбором методик, приемов и инструментов управленческого влияния, которые смогут ограничить возникновение ситуаций противодействия;

− проведение предварительного анализа ситуации в целом, прогнозирование предполагаемых вариантов по изменению ситуации;

− создание ситуаций «субъект-субъектного» управления, которые предполагают личностно-равноправные позиции [3]. В качестве оснований для оценки степени подготовки педагога начальных классов к исполнению методических функций выступают: целевые ориентации в методической работе (мотивационные критерии); фактор сформированности навыка осуществления методического анализа, проектировки и моделирования педагогической работы (операционный критерий); адекватность применяемых в рамках проведения данного анализа и моделирования инструментов мышления (рефлексивно-методологический параметр) [3].

Таким образом, требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС НОО определяют совершенно иную структуру педагогической компетентности учителя начальных классов. Особое внимание следует обратить на методическую составляющую педагогической деятельности, а именно умение применять деятельностные технологии обучения и развития младших школьников.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Асмолов // Психолого-педагогический поиск. — 2010. — № 2. — С. 21–39.
  2. Бабанский, Ю. К. О методической работе в школе / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник//Народное образование. — 1987. — № 11. — С.71–77.
  3. Давыденко,Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография/ Т. М. Давыденко / Научный редактор Т. И. Шамова; Моск. пед. гос. ун-т, Фак. Т. М. Давыденко подготовки и повышения квалификации организаторов образования, Белгор. гос. пед. ун-т им. М. С. Ольминского. — М.; Белгород: БГПУ, 1995. — 250 с.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 162 с.
  5. Никитин, Э. М. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России.// Э. М. Никитин, А. Г. Ситник. — М.,1993. — 214с.
  6. Профессиональный стандарт педагога //Российская газета от 18 декабря 2013 года // https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т /гл.редактор В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия,1993. — 608 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая деятельность, методическая деятельность педагога, действие, класс, методическая работа, педагогическая деятельность, Профессиональный стандарт педагога, школьник.


Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Способы формирования коммуникативной компетенции дошкольника через систему логопедических занятий

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Задать вопрос