В настоящий момент процесс развития начальной школы вступает в новый этап, обусловленный введением федеральных государственных стандартов начального образования и профессионального стандарта педагога [6,5]. Разработчики универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская и др.) понимают под термином «комплекс вариантов действия учащегося (а также связанные с ними навыки учебной деятельности), которые обеспечивают его способность к осуществлению самостоятельного усвоения новых знаний и умений, в том числе организация данного процесса» [4, с.27]. В качестве одного из таких факторов выступает условие наличия у педагога комплекса рефлексивных способностей, а также навык проектирования педагогической деятельности с применением специфических научных критериев. В случае должного уровня развития рефлексивных способностей у учителя начальных классов, он сможет более продуктивно реализовать свою деятельность в условиях разнообразных педагогических систем и вариативно построить сценарии уроков в аспекте обучения, развития и воспитания младших школьников [7].
Определим основные характеристики методической компетентности учителя начальных классов. Методическая работа — это «элемент системы непрерывного образования педагогов, воспитателей, цель, которой заключается в освоении максимально продуктивных методик и способов обучения и воспитания учеников; повышение степени общедидактической, и методической готовности педагога к процессам организации и ведения учебно-воспитательной деятельности; осуществление обмена опытом в коллективе, определение и распространение наиболее актуального педагогического опыта» [7, с.569].
Работы по осуществлению исторического анализа особенностей содержания и организации методической деятельности с педагогами проводил Э. М. Никитин, А. П. Ситник, результаты исследований были опубликованы в их научных трудах. С точки зрения ученых начальный этап организационного оформления методической деятельности произошел в начале XX века, в этот же период был создан институт методистов [5].
Существует несколько вариантов организационных форм методической деятельности: общешкольные (совокупность единых методических тем, проведение психолого-педагогических семинаров, практикумов, научно-практических конференций и педагогических чтений, читательских и зрительских конференций, методических выставок и т. д.); групповые формы (в виде методических объединений, творческих микрогрупп учителей, создание школ передового опыта, методы взаимопосещения уроков и т. д.); индивидуальные модели методической деятельности (организация стажировок, индивидуальных консультаций, собеседований, развитие наставничества, программы индивидуального самообразования) [2]. Требование внедрения универсальных учебных действий в рамки системы методической деятельности педагога начальных классов содержится не только в ФГОС НОО к уровню достижений обучения, оно также позволяет младшим школьникам самостоятельно реализовать ведущую деятельность данной возрастной категории — деятельность, связанную с учением [8].
Универсальность характера учебных действий заключается в ряде характерных особенностей:
1) обладают надпредметным и метапредметным характером (А. Г. Асмолов) [1];
2) полужены в основу процессов организации и регуляции разнообразной предметной, и социальной направленности;
3) «позволяют обеспечить целостность системы общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и личностного самосовершенствования» (мнение А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской и др.) [4].
Технологический процесс педагогического управления выработкой УУД детей младшего школьного возраста сквозь систему методической деятельности педагога начальных классов формируется как целостный нелинейный механизм содержания и процесса деятельности учителя, сформированный с соблюдением принципов научной аргументации, непрерывности, системности, диагностико-прогностического направления, субъектности и взаимной рефлексии участников процесса образования [2].
Субъектность позиции учеников в рамках формирования универсальных учебных действий проявляется в том, что школьники овладевают всеми элементами универсальных учебных действий, и соответственно могут управлять процессом своего учения. Система методической деятельности педагога, связанная с формированием УУД младших школьников, должна выстраиваться на ряде общих характерных черт:
− выполнение прогностической функции, выход за границы простых авторитарных манипулятивных влияний, прогнозирование возможных ситуаций общения и поведения членов процесса взаимодействия, направленность на формирование навыка самоуправления;
− осуществление постоянного диалога членов процесса взаимодействия с соблюдением морально-этических принципов, обусловленного таким выбором методик, приемов и инструментов управленческого влияния, которые смогут ограничить возникновение ситуаций противодействия;
− проведение предварительного анализа ситуации в целом, прогнозирование предполагаемых вариантов по изменению ситуации;
− создание ситуаций «субъект-субъектного» управления, которые предполагают личностно-равноправные позиции [3]. В качестве оснований для оценки степени подготовки педагога начальных классов к исполнению методических функций выступают: целевые ориентации в методической работе (мотивационные критерии); фактор сформированности навыка осуществления методического анализа, проектировки и моделирования педагогической работы (операционный критерий); адекватность применяемых в рамках проведения данного анализа и моделирования инструментов мышления (рефлексивно-методологический параметр) [3].
Таким образом, требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС НОО определяют совершенно иную структуру педагогической компетентности учителя начальных классов. Особое внимание следует обратить на методическую составляющую педагогической деятельности, а именно умение применять деятельностные технологии обучения и развития младших школьников.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Асмолов // Психолого-педагогический поиск. — 2010. — № 2. — С. 21–39.
- Бабанский, Ю. К. О методической работе в школе / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник//Народное образование. — 1987. — № 11. — С.71–77.
- Давыденко,Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография/ Т. М. Давыденко / Научный редактор Т. И. Шамова; Моск. пед. гос. ун-т, Фак. Т. М. Давыденко подготовки и повышения квалификации организаторов образования, Белгор. гос. пед. ун-т им. М. С. Ольминского. — М.; Белгород: БГПУ, 1995. — 250 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 162 с.
- Никитин, Э. М. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России.// Э. М. Никитин, А. Г. Ситник. — М.,1993. — 214с.
- Профессиональный стандарт педагога //Российская газета от 18 декабря 2013 года // https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т /гл.редактор В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия,1993. — 608 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.