Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 1478 раз

Библиографическое описание:

Ким, А. В. Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе / А. В. Ким, Н. М. Кабакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 675-677. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36346/ (дата обращения: 16.12.2024).



Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Ким Анна Валерьевна, учитель русского языка и литературы;

Кабакова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «Школа-интернат № 8» г. Саяногорска

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе с умственной отсталостью является развитие устной и письменной речи как средства общения. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений (умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме), обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2, с.3]

Однако опыт работы в коррекционной школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность,бедностьсловарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство.

Память умственно отсталых детей развита слабо. Научить ребенка писать словарные слова без ошибок — одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Из общепринятой характеристики словаря учащихся с нарушением интеллекта известно, что он беден, однообразен, неточен, невыразителен. В словаре преобладают обще обиходные конкретные слова. Большая часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в пассивном словаре.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

  1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4–6 новых словарных единиц.
  2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; — усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;

‒ усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

‒ усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.

  1. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
  2. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т. п.).

Учитывая ограниченность словаря умственно отсталых школьников, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе определяет следующие задачи работы над словом:

1. Обогащение словаря.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря. [1,с.65]

А. К. Аксенова считает, что две первые задачи должны решаться, в основном на уроках чтения. Именно на этих уроках осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. На уроках же русского языка центральной задачей, по мнению Аксеновой А. К., становится уточнение словаря, эти уроки должны быть нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формы. Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания должны идти в основном за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения, т. е. работа должна строиться с учетом отработанности значения слов.

Но практика показывает, что определенные программой словарные слова часто совершенно незнакомы учащимся и работу с ними начинаем со значения слова. Актуальными становятся все задачи словарной работы. Необходимо комплексное введение нового слова в активную речь учащихся. При этом слово должно быть введено таким образом, чтобы оно запомнилось, закрепилось в сознании и речи детей.

Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было многократным. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий.

Приведем примеры подобных упражнений.

Активизация новых слов на уровне других слов:

  1. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  2. Запись слов с доски в тетрадь в алфавитном порядке (слова записаны на доске в нарушенном порядке)
  3. Картинный диктант (демонстрируются картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  4. Списывание словарных слов в порядке возрастания слогов или наоборот.
  5. Образование единственного числа из множественного или наоборот (аппарат- аппараты, планеты-планета).
  6. Образование другой части речи (болото- болотный, пассажир- пассажирский, забота- заботиться)
  7. Подбор однокоренных слов.
  8. Образование новых слов при помощи суффикса или приставки и др.

Активизация новых слов на уровне словосочетания:

  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (верёвка крепкая, беседа интересная).
  2. Запись слов с разными предлогами (к горизонту, у горизонта, на горизонте) и составление словосочетаний.
  3. Замена словосочетания одним словом (спортивное сооружение с площадкой для соревнований и трибунами для зрителей — стадион, пешеходная дорожка с боку от проезжей части улицы- тротуар)
  4. Подбор эпитетов. Узнавание по эпитетам (спортивный, скоростной, горный — велосипед). Подобные «загадки» дети загадывают сами и др.

Активизация новых слов на уровне предложения:

  1. Дописывание предложения (в предложении пропущено словарное слово).
  2. Восстановление деформированного предложения.
  3. Распространение предложений.
  4. Составление предложения с заданным словом.
  5. Составление предложений с несколькими данными словами.
  6. Составление предложений по образцу.
  7. Составление предложений с заменой некоторых слов.
  8. Работа с пословицами и фразеологизмами.

Активизация новых слов на уровне текста:

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к названной теме)
  4. Восстановление деформированного текста.
  5. Выписывание из данного текста заданных слов.

В результате систематической и целенаправленной словарной работы на уроках письма и развития речи можно значительно расширить лексический запас умственно отсталых учащихся.

Если будут выполняться несколько условий:

  1. Нетрадиционный способ предъявления нового слова, яркая, запоминающаяся его презентация на уроке.
  2. Коммуникативная значимость новых слов для учащихся. Объяснение лексического значения слова детьми, на основе их социального опыта, контекстного понимания данного слова, ассоциативных связей.
  3. Развитие во время словарной работы других психических процессов, помимо речи: памяти, внимания, операций анализа и синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения, классификации и др.
  4. Создание на уроке ситуаций многократного повторения и закрепления на этапе активизации слова, использование его в речевом материале на других уроках.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития ребенка. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Поэтому гармонизация речи учащихся всеми средствами, в том числе и средствами словарной работы, одна из важнейших задач коррекционно-развивающего обучения учащихся.

Литература:

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. с.320
  2. Аксенова А. К., Галунчикова Н.Г Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004. с.143
  3. Барская Н. М., Нисневич Л. А. Обучение русскому языку в 5–9 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1992. с.128
  4. Программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. — М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, активизация новых слов, ребенок, русский язык, запись слов, обогащение словаря, словарная работа, составление предложений, коррекционная школа, пассивный словарь.


Похожие статьи

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Похожие статьи

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей раннего возраста

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Задать вопрос