Вопросы, касающиеся правового регулирования лоббизма в России, то и дело становятся предметов дискуссий различных учёных, общественных организаций, представителей исполнительной и законодательной власти. Ведь, как известно, 12 декабря 1993 года, в силу вступила первая Конституция Российской Федерации, которая полностью обновила общественно-политический строй нашего государства и сделала возможным развитие новых политических институтов, таких как: парламентаризм, выборы и лоббизм. Но что же такое лоббизм?
Лоббизм, как явление, возникает тогда, когда в обществе появляются социально-оформленные группы интересов. Группа интересов — группа, которая выдвигает определённые требования к другим группам для поддержания или укрепления своих интересов. И именно желание достичь реализации своих интересов подталкивает данные группы к действиям. Для достижения некоторых целей у групп интересов появляется необходимость участвовать в политике. Их действия начинают носить политический характер, и именно такие группы выступают как группы давления. Группа давления — социально-экономическая группа, основной деятельностью которой является лоббирование интересов во властных структурах. [1]. Как раз деятельность таких групп, выражающаяся во влиянии на власть, является основной проблематикой лоббизма. Существует два различных подхода к пониманию лоббизма. Первый связывает лоббизм с влиянием на структуры власти с целью достижения собственных интересов, в то время как второй подход, говорит о том, что лоббизмом занимаются только специально подготовленные люди, исполняющие заказы клиентов, связанные с продвижением их интересов в органах власти. [2]. А так, например, в энциклопедии Британника лоббизм — это любая попытка индивидуумов или частных групп интересов повлиять на решения правительства. [3].
В связи с появлением лоббистской деятельности, появилась и необходимость формирования новых отношений между бюрократически организованной властью и бизнесом.[4].
Но, как того и следовало ожидать, оба института начали вести затяжную борьбу. Власть старалась поставить бизнес под свой контроль, поэтому бизнес был вынужден уходить в тень, что ставило в опасность развитие российской экономики. В то же время представители бизнеса, путём подкупа должностных лиц получали особые выгоды или вовсе заняли престижные должности в государственном аппарате.
Поэтому, на протяжении нескольких созывов Государственной Думы, было предпринято множество попыток создать универсальный закон, который регулировал бы лоббистскую деятельность в Российской Федерации, но все они не увенчались успехом из-за давления со стороны противодействующих групп интересов.
Кратко рассмотрим шаги по регулированию лоббизма, предпринятые в странах, которые первыми смогли поставить это явление в рамки закона.
Регулирование лоббистской деятельности в США.
США — первое государство, где лоббистская деятельность подверглась законодательному регулированию, где лоббизм стал восприниматься неотъемлемой частью функционирования конституционного механизма. В США формирование законодательной базы о деятельности лоббистов происходило путём введения ограничений и запретов на определённые виды деятельности. Так, первая попытка регулирования была предпринята в штате Алабама, путём введения поправки к Конституции был запрещен подкуп должностных лиц под угрозой штрафа или тюремного заключения.
А уже в 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма в законодательной ветви власти, который выделил лоббистов в отдельную профессиональную группу и определил чёткие правовые границы лоббистской деятельности.
Но прорывом в области законодательного регулирования стал закон о раскрытии лоббистской деятельности 1995 года, утвердивший чёткие юридические критерии лица, занимающегося лоббизмом. Так, лоббистом был признан человек, тратящий не менее 20 % своего времени на лоббистскую деятельность, имеющий контракты уже не только с органами законодательной власти, но и исполнительной и получающий с контрактов не менее 5 тыс. долларов за 6 месяцев.
Таким образом Соединённые Штаты Америки стали первооткрывателями в регулировании деятельности лоббистов, задав тем самым планку для законодателей всех других государств.
Регулирование лоббистской деятельности в Канаде.
Канадцы решили не использовать опыт своих соседей, а пошли, как говорят, от противного, установив в законе 1988 года о регулировании лоббизма, что не является лоббистской деятельностью и в отношении кого данный закон не действует. Важной частью документа было разделение всех лоббистов на три категории, различающихся по количеству и длительности контрактов с заказчиком.
Как и в США, в Канаде существует система обязательного регистрирования лоббистов, а также, публикация годового отчёта о лоббистской деятельности на территории страны. Есть и определённые обязательства, накладываемы на лоббистов, например, необходимость предоставления информации о себе и заказчике.
В целом, система правового регулирования лоббизма в Канаде представляется либеральнее американской. Так, в ней отсутствует запрет на участие в лоббистской деятельности бывших госслужащих и нет чётких правил, регулирующих поведение членов парламента, вступающих во взаимодействие с лоббистами.
Регулирование лоббистской деятельности в Великобритании.
Как отмечают многие исследователи, Великобритания славится наиболее либеральным подходом к регулированию лоббистской деятельности. Возможно, это вызвано тем, что англичане отказались от создания единого закона о лоббизме, а используют множество законов и кодексов, регулирующих взаимоотношения государственных служащих и различных групп интересов. Великобритания выбрала свой особый путь регулирования, заключающийся в том, что в правовых актах в основном делается акцент на поведение и интересы членов парламента и чиновников, а не самих лоббистов. Поэтому, ведётся жёсткий контроль над всеми финансовыми интересами государственных служащих, чтобы не допустить преобладания частных интересов над общественными. Это вызвано тем, что, по мнению самих англичан, лоббирование своих интересов в парламенте и различных государственных учреждениях является неотъемлемым правом каждого гражданина. Так же, в отличие от американцев и канадцев, в Соединённом Королевстве отказались от создания единого реестра, в который был бы включен каждый лоббист, обосновывая это тем, что данное действие ограничит мобильность в данной сфере, нарушит вертикальные коммуникации в обществе, и наконец, вызовет серьезные организационные и финансовые трудности. Но стоит отметить, что данную функцию взяли на себя не государственные объединения лоббистов.
Регулирование лоббистской деятельности в Германии.
В Федеративной Республике Германия, как и в Великобритании не было создано единого закона, согласно которому осуществлялось бы регулирование лоббизма на территории страны. Поэтому контроль над деятельностью групп интересов ведётся согласно нескольким правовым актам.
«Регламент деятельности Бундестага». Данный документ позволяет включаться в работу парламента различным представителям заинтересованных объединений. В свою очередь «Единое положение о федеральных министерствах» делает возможным существование лоббизма и в исполнительной ветви власти.
«Кодекс поведения члена Бундестага». Согласно документу депутаты Бундестага могут за вознаграждение вносить на обсуждение в парламент вопросы и заниматься ими, но только при соблюдении двух условий. Во-первых, если депутат не скрывает свою личную заинтересованность. Во-вторых, информация о лоббистских кампаниях, с которыми парламентарий в данный момент находится в контакте, является общедоступной.
«Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге». Данный акт предусматривает создание реестра, в который внесены как отдельные лоббисты, так и целые организации, имеющие право на осуществление деятельности в парламенте. Зарегистрированные лоббисты получают право на официальное участие в процессе обсуждения законов, формулирование не только обращений, но и требований к депутатам. [5].
Таким образом, анализируя мировой опыт, мы видим, что пройдя длинный путь, страны запада смогли создать систему регулирования лоббистской деятельности, выведя тем самым лоббизм из тени и уменьшив коррупцию, используя для достижения данной цели в основном два способа регулирования. Первый способ предполагает создание соответствующего закона о лоббизме, как это было сделано в США и Канаде, в правовом акте чётко прописывается все аспекты регулирования деятельности групп интересов в органах власти. А второй способ заключается в решении частных вопросов, связанных с деятельностью лоббистом (регистрация, этика взаимоотношений лоббистов и лоббируемых и т. д.), путём создания нескольких специальных нормативных актов, что просматривается на примере Великобритании и Германии. [6]
Поэтому, возможно России не стоит идти по пути США и Канады и отбросить попытки регулирования лоббизма, путём создания одного, всеобъемлющего федерального закона, который закроет все щели для нелегальной лоббистской деятельности. Ведь, существуют определённые группы давления, которые всё время будут пытаться уничтожить проект закона в зародышевом состоянии, сделав невозможным приведение российского лоббизма к цивилизованному состоянию. Так, может быть, пойти по пути Великобритании и Германии, развернуть деятельность по созданию не одного универсального закона, а нескольких специализированных, каждый из которых регулировал бы определённый аспект лоббистской деятельности? Таким образом, вероятность учесть интересы всех групп интересов будет выше, а значит, противодействие ниже. Постепенно, отрегулировав все аспекты лоббизма, Россия придёт к системе цивилизованного регулирования лоббистской деятельности.
Литература:
- Иванов Н. Лоббизм в политической культуре США// Власть. — 1995. — № 8. — С. 64–67.
- Елисеев С. М. Политическая социология: учебное пособие. — СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. — 350 с.
- Lobbying, [Электронныйресурс] // Encyclopedia Britannica. Режим доступа:http://global.britannica.com/topic/lobbying
- Любимов А. П. История лоббизма в России. — М.: Фонд либеральной мысли, 2005. — 208 с.
- Баранов Н. А. Группы интересов и лоббизм в политике, [Электронный ресурс] // 2012. — Режим доступа:http://nicbar.ru/polit_soc_10.htm
- Киселев К. В. Лоббизм: проблемы правового регулирования // Предприниматель-Профи: Науч.-экон. журн. – 2001. – С. 2.