Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан [1]. Одним из направлений защиты человека (в т. ч. от самого себя) является борьба с алкоголизмом и его последствиями. Алкоголизм — явление несовместимое с социальным (общественным) образом жизни. Проблема алкоголизма многовекторна, связана с повседневной жизнью людей и отражается в своих последствиях на всех сферах жизни личности, общества, и безопасности государства. Злоупотребление алкоголем разрушает общество изнутри. Уничтожение (или самоуничтожение) общества, даже при наличии сильной армии, является одной из самых опасных угроз безопасности любого государства. Кроме самоуничтожения личности алкоголизм приводит к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики, росту инвалидности, деградации человеческого капитала, что наносит системный ущерб во всех сферах жизни. Проблема алкоголизма в России носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни человека. Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье российского общества. Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени, которая еще сильнее скажется в долгосрочной перспективе. Традиционно государственные органы накладывают разного рода запреты на продажу и употребление спиртного, прописывают в законодательных актах санкции за их нарушение. [2] При этом стоит учитывать, что только ограничительными или запретительными мерами ожидаемого результата добиться невозможно. При законодательных запретах и наличии спроса со стороны потребителей начинает развиваться теневой рынок, увеличивается количество летальных случаев, ускоренно подрывается здоровье граждан фальсифицированным алкоголем. Следует учитывать, что проблема алкоголизма имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни. В связи с этим преодоление этой проблемы возможно только при системной работе, с учетом всех причин и последствий. Меры, методы и механизмы требуют как теоретического, так и практического переосмысления. При этом, как с точки зрения законодательного ограничения, так и с точки зрения гражданской активности и консолидации всех социальных групп вокруг совершенствования профилактических мер алкоголизации и укрепления механизмов самозащиты личности. В терминологическом (сугубо научном) плане следует различать понятия «алкоголизм» как болезнь и «пьянство» как употребление спиртных напитков, приводящие к алкоголизму. Разграничение этих понятий необходимо хотя бы уже потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются преимущественно меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством — педагогического и общественного воздействия. [3] Понятие «алкоголизм» включает себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения алкоголизм рассматривается как заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость). С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. Пьянство — антиобщественная форма поведения, проявляющаяся преимущественно в злоупотреблении алкоголем. В то же время пьянство служит благодатной почвой для развития алкоголизма. Алкоголизм и пьянство, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц. Во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3,3 миллиона смертей, что составляет 5,9 % всех случаев смерти. Вредное употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами. 5,1 % общего глобального бремени болезней и травм обусловлено алкоголем, согласно оценкам в показателях ДАЛИ (годы жизни, утраченные в результате инвалидности). Потребление алкоголя приводит к смерти и инвалидности относительно на более ранних стадиях жизни. Среди людей в возрасте 20–39 лет примерно 25 % всех случаев смерти связаны с алкоголем. Существует причинно-следственная связь между вредным употреблением алкоголя и целым рядом психических и поведенческих расстройств, других неинфекционных нарушений здоровья, а также травм. В последнее время установлены причинно-следственные связи между вредным употреблением алкоголя и заболеваемостью такими инфекционными болезнями, как туберкулез, а также течением ВИЧ/СПИДа. Помимо последствий для здоровья вредное употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом. [4] Они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие. Алкоголизм и пьянство — это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Данная проблема не сугубо российская — она носит международный характер.
Обратимся к нашей стране. Сегодня в России существует множество неразрешенных проблем, периодически озвучиваемых Президентом в посланиях Федеральному Собранию, общественными деятелями, в научной и публицистической литературе и т. д. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, отмечается и проблема алкоголизации нации.
Для внедрения и совершенствования механизмов предотвращения, профилактики и общественной реабилитации последствий алкоголизма необходимо рассмотреть причины и факторы побуждающие к употреблению алкоголя. Компания друзей служит социальным коллективом, где происходит дальнейшее приобщение к алкоголю, и дальнейшее злоупотребление, где характерны азартные игры, посещение кафе, баров, где алкоголь является основным товаром — распространённая форма проведения свободного времени. Существенные факторы, побуждающие к употреблению алкоголя, перерастающие в алкоголизм, различными исследователями определяются по-разному. Из них можно выделить основные: неблагополучие семьи, позитивная реклама алкоголя в интернете, в средствах массовой информации, через юмористические передачи, большое наличие свободного времени, отсутствие знаний о последствиях алкоголизма, попытка ухода от проблем, психологические особенности личности, самоутверждение (раскрепощение); стереотипное поведение: снятие нагрузки, стресса на работе, разрешение личных проблем, домашнее насилие и психологические травмы, генетические особенности, отсутствие личной самореализации.
Последствия употребления алкоголя и алкоголизм носят комплексный характер и сказываются на всех сферах жизни личности, общества, государства, и являются всеобъемлющими. Перечислим общеизвестные (основные) и классифицируем. Для личности (в т. ч. для молодежи): потеря интереса к учёбе или работе, уход из дома, прогулы учебы или работы, бродяжничество, правонарушения, снижение качества труда, нарушения памяти, повышенная раздражительность, расстройства сна, нарушение функций внутренних органов, нарушения, передающиеся следующему поколению (в т.ч генетические). Пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые. Для общества: создание опасных ситуаций на работе, в т. ч. с возможностью возникновения техногенных аварий и катастроф, преступность (влекущие инвалидность, убийства, травмы, грабежи и т. д.), дорожно-транспортные аварии, объединение антиобщественных и криминальных групп, беспорядочные половые связи влекущие распространение венерических заболеваний, увеличение сиротства, беспризорности. Для государства: объединяя проблемы, как личности, так и общества, появляется и угроза государственной безопасности. В части государства увеличивается нагрузка на правоохранительную систему, судебную систему, систему здравоохранения, происходит разрушение семей в масштабах государства, подрывается здоровье общества, что в целом снижает обороноспособность и реализацию экономического потенциала. Социальная деградация личности в масштабах государства, приводит к тому, что большая часть социально-активного (по меркам возраста) населения выпадает из формирования государственных и общественных институтов. Увеличивается трата бюджетных средств на борьбу с последствиями алкоголизма во всех сферах. Не будем заострять внимания на причины и последствия в данной научной работе, в связи с тем, что они являются общеизвестными и не раз освещались исследователями из различных отраслей науки и практики, психологами, медиками, общественными и политическими деятелями. Однако основным вопросом остается преодоление этой проблемы и формирование действенных механизмов, приводящих к результату.
Государство рассматривает каждого человека, как часть общества. Учитывая все больший интерес к инвестированию в человеческий капитал, и осознанию того, что человек является главной ценностью для общества и государства, формирование здорового, крепкого духовно и морально человека — вопрос не прихоти, а необходимость. Общественное (и личное) здоровье сказывается на всех показателях: экономических, социальных, политических, государственной безопасности. Всё это вопрос устойчивого положения в глобальных (международных и геополитических) конкурентных процессах.
Одним из действенных механизмов борьбы с злоупотреблением алкоголя является профилактика его злоупотребления. Профилактика — это система комплексных, государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психо-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания. Первичная, или преимущественно социальная, профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью. Первичная профилактика алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния факторов алкоголизма: наличие свободного не организованного времени, антисоциальные объединения, алкогольная реклама, сверхстрессовые ситуации. Основой первичной профилактики алкоголизма является сохранение условий, побуждающих вести человека здоровый образ жизни. Ведущая задача первичной профилактики состоит предупреждение возникновения злоупотребления алкоголем и алкоголизма.
Первичная (социальная) профилактика является основной сферой применения методов и механизмов, имеющихся в арсенале некоммерческих организаций. [5] Решить проблему алкоголизации только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, используемые в деятельности НКО. Некоммерческие организации воздействуют через ряд мероприятий на социальную (общественную) адаптацию (социализацию). Спецификой человеческой социализации является то, что этот процесс связан с процессом усвоения социальных норм поведения. [6]По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации, и реализуется через действия и мероприятия. К традиционным формам мероприятий можно отнести: дискуссии, анкетирования, ролевые игры, экскурсии, организация досуговой деятельности (для заполнения свободного времени), информационное просвещение о вреде алкоголя, индивидуальная работа в школах с детьми и родителями и ряд других базовых мероприятий. Процесс социальной адаптации рассматривают на трех уровнях: общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и самооценки с позиций других индивидуумов.
Стоит обратить внимание на особенности социализации, проходящих в некоммерческих организациях. Многие аспекты социализации в НКО и её реализация исходят из психологии, педагогики и философии. У НКО есть определенная структурированная модель социализации, и большинство организаций используют её осознано или нет. Социализацию в общественных организациях можно разделить на несколько этапов. Каждый этап социализации предполагает развитие индивидуума, как в вопросах теории, так и практики. Теория и практика нераздельны по сути, однако для удобства можно разделить компоненты на получаемые навыки. Использование модели делегирования ответственности, на основе модели «Лидер — Ведомый» с адаптацией в НКО. [7] Базовый механизм деятельности как с точки зрения роста навыков каждого индивидуума, так и с точки зрения формирования устойчивой антиалкогольной поведенческой модели. Первый этап — теория: ознакомление (адаптационный период) когда человек в рамках организации знакомится с другими членами организации, с корпоративной культурой, узнает азы работы НКО. На этом этапе новому члену организации поручаются легкие задачи, не требующие специфических знаний или опыта. Второй этап — теория: углубленное изучение — погружение в организационную структуру, изучение организационных моделей организации и стиля работы со стороны. В практической части это: «Внедрение» (зона средней ответственности), практическая апробация организационной культуры, исполнение задач и поручений, требующие начальных специфичных навыков работы в НКО. Третий этап — изучение специфики, передача принятого опыта от зоны ознакомления и углубленного изучения (теоретическая база), передача от зон малой и средней ответственности (практический опыт) членам организации, находящимся на первом и втором этапе социализации. В практической части этапа: руководство процессами групп (зона высокой ответственности). Четвертый этап — теория и практика объединены и происходят синхронно. Член организации несет представительские функции руководителя — уровень взаимодействия с партнерами, большими социальными группами, органами власти, объединениями общественных организаций (молодежные объединения, объединения организаций, молодежные парламенты, общественные палаты различных уровней и ассоциации. Это зона повышенной ответственности. Зона повышенной ответственности свидетельствует о завершении процесса социализации в рамках структуры, и человек становиться агентом активной социализации социальных групп и других организаций в т. ч. общегражданских социальных процессов (через координирующие советы — молодежные советы, молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные собрания. Со временем индивиды организации становятся активными агентами, формирующими как самих себя, так и окружающий мир. Своими действиями они изменяют мир, в котором живут, и в свою очередь формируются и изменяются в результате собственной деятельности. Общественные организации в рамках общества работают: с большими группами людей — государственные институты, крупные компании, государственные компании; средними группами — средние коммерческие кампании, другие общественные организации и институты гражданского общества; малыми — индивидуальные предприниматели, руководители организаций, члены непосредственно самой организации и другими организациями на неофициальном уровне. На каждом из этих уровней при взаимодействии с НКО «производятся» продукты социализации. Сущность продукта социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкурентного общества. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью социального статуса. Можно сделать вывод, что НКО являются фабрикой социального лидерства, несущие позитивные общественные изменения на всех уровнях: личном, общественном, государственном, а так же в различных отраслях: в зависимости от направления деятельности организации (волонтерские, благотворительные, экологические, правовые ассоциации, медицинские ассоциации и т. д.). Социализация с привлечение некоммерческих организаций, современных механизмов вовлечение детей, молодежи, и общества в целом способны охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты. По итогам проведения мер социализации индивида, возможно, не только достигнуть результата «самозащиты» человека от алкоголизма, но и включить его в активный процесс влияния на социальные группы, с которыми контактирует человек.
Важно отметить, что ряд общественных организаций использует так называемый механизм «Равные — равным». Суть данного инструмента подразумевает близость возрастной группы, проводящей мероприятие (акцию, тренинг, занятие и др.), и группу, на которую необходимо оказать позитивное воздействие. Таким образом, достигается максимальный эффект, путем создания образа примера. За здоровыми, активными людьми своего возраста, которые показывают пример поведенческих установок, повторять проще. При отказе от данного инструмента, наоборот, возможно отторжение информации или навыков, формируемых в рамках занятия. Если старшее поколение («Старшие-младшим») информирует подростков о вреде алкоголя (или наркомании, или курении) возникает информационное отторжение, так как схожую информацию с одной стороны предоставляют родители, с другой стороны включаются механизмы переходного возраста, что ведет к прямому отторжению информации: «Опять меня будут учить жизни». В первую очередь возникнет именно такая мысль. При проведении мероприятия более младшими лекторами (модель «Младшие-старшим», перед старшей аудиторией (например, школьники — студентам)), возникнет отторжение информации, так как по ощущениям старшей группы у лекторов отсутствует социальный опыт, и они не прошли через то, на кого нацелено проведение занятия. При таком подходе вред куда меньший, чем пре вышеизложенном подходе («старшие — младшим»). Однако достижение необходимого эффекта (профилактики) будет также малозначительно. В связи с этим, ряд некоммерческих организаций, грамотно пристраивающие механизмы достижения социального эффекта, подбирают группу влияния (лекторов) и группу воздействия (слушателей) максимально близких по возрасту. Стоит обозначить, что такие информационные занятия, при некорректной подготовке способны нанести больше вреда, так как при подаче информации лектором о вреде подростки будут стремиться, как и с родительским воспитанием, сделать все наперекор. Еще одним важным моментом является то, что при проведении таких занятий вред может нанести сама информация об алкоголизме. В ходе таких занятий не раз упоминается, что это вредно, что кто-то таким образом снимает стресс, уходит от проблем. В подростковом возрасте тот, кто ранее не употреблял алкоголь и даже не задумывался об этом, при наличии семейных или межличностных проблем, может возникнуть алогическая цепочка, которую можно охарактеризовать: «Если те, у кого есть проблемы, употребляет алкоголь, возможно, мне стоит попробовать и это поможет мне в моих проблемах». Таким образом, через такие занятия, можно нанести, куда больший вред, чем, если их не проводить. Поэтому в ряде общественных организаций при проведении таких мероприятий проходят предварительные консультации с экспертами, психологами, педагогами на предмет информации (в т. ч. сценарный план, где прописано каждое слово, которое говорит лектор), которая будет преподноситься — презентация, видеоряд, музыкальное сопровождение и т. д. Любое занятие должно быть качественно и всесторонне простроено.
Таким образом, школьники выступают перед школьниками, студенты перед студентами, старшее поколение — перед старшим поколением. Данным механизмом снимаются с одной стороны вероятные негативные последствия информации, передаваемой в ходе занятия, а эффект достигает максимальных значений.
Одной из форм достижения максимального эффекта профилактики являются многоступенчатые (модельные, квестовые, многоходовые) мероприятия. Главное отличие, что такой подход носит, во-первых системных характер, во-вторых менее формален, в-третьих позволяет осуществлять контроль над изменениями (или их отсутствием) в группах, где проводиться многоступенчатое мероприятие. Так на первом занятии происходит знакомство лектора с коллективом, могут проводиться занятия по командообразованию, выявлению лидеров групп и т. д. По итогам занятия существует возможность дать домашнее задание, которое можно проверить, к примеру, через месяц. На втором занятии проводится проверка исполнения задания (или заданий) укрепление команд, ведется персональная работа с выявленными лидерами в их командах, даются более сложные задания для исполнения. На третьем занятии можно проинформировать, что между разными группами (к примеру, между школами) проходит соревнование и от того, насколько качественно и какое количество хороших дел совершит группа, тем больше призов они получат. На этом этапе запускается механизм конкуренции и мотивации, создаётся поведенческая установка на то, что необходимо совершать действия направленные на развитие коллектива (класса, школы, или города — в зависимости от масштаба мероприятия). Каждая группа может также написать и провести свой проект. В группе возможно, привить навыки социального проектирования, а также нацелить на проектирование собственной жизни. Необходимо проводить проверку исполнения заданий, а также подводить итоги как по каждой группе: анализ личных и командных результатов, закрепление установок путем самоанализа каждого участника (устно или письменно) «почему лидерство и здоровый образ жизни лучше, чем алкоголь». Таким образом, суммарно по итогам проведения многоступенчатых мероприятий достигается ряд эффектов, которые недостижимы при одной лекции, а именно:1) создание долгосрочных позитивных поведенческих установок; 2) навыки работы в команде, ответственность за собственные и командные поступки; 3) ориентация на лидерство; 4) раскрытие потенциала коллектива и каждого участника в отдельности; 5) получение новых знаний и навыков участниками группы; 6) через реализацию заданий, можно вовлечь благополучателей социальных услуг (к примеру, детские дома, интернаты, коррекционные школы, или дома престарелых) [8] 7) раскрепощение замкнутых членов коллектива, с их дальнейшей самореализацией 8) получение большого объема нужной информации в рамках многоступенчатых занятий; 9) навыки проектного управления и социального проектирования (при проведении профильных занятий).
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что данная форма проведения занятий, с использованием технологий «Лидер-ведомый», «Равные-равным», игротехники, интерактивные технологии подачи информации и т. д. несут больший эффект, и большую социальную пользу, нежели разовые мероприятия в форме лекций, например, о здоровье.
Важным механизмом в борьбе с алкоголизацией можно рассматривать ориентиры общества и личности на «успех» и «лидерство». Новые возможности, которые предоставляет рыночная экономика, развитие финансовых инструментов и финансовой грамотности молодежи [9] новые пути самореализации и достижения жизненного успеха способны влиять на жизненный путь отдельно взятого человека, в т. ч. молодежи. У молодых людей больше шансов сделать карьеру в бизнесе, что связано с распространенной в молодежной среде ориентацией на успех и ряд поведенческих установок: инициативность, мобильность, склонность к риску, способность учится и переучиваться, стремление к новизне и другие, что в совокупности с динамикой развития формирует негативное отношение к алкоголю как к сдерживающему фактору личного развития. Алкоголь попросту мешает быть успешным.
Также, одним из важных компонентов является отсутствие самореализации личности. С течением времени, этот эффект только усиливается и накапливается. Одним из механизмов в отношении несамореализованности является профессиональная ориентация (профориентация). Профориентация — это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию труда человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы, молодым людям оказывается недостаточная помощь и информация. СССР профориентация строилась исходя из возможностей человека, потребностей самореализации, потребностей общества и уровня образования. Возможно имеются расхождение теории и практики такой модели, но к её реализации стремились на государственном уровне. Если образование техническое — значит, человек шел дальше по технической профессии с четким планом дальнейшего развития, повышением квалификации, и дальнейшим карьерным ростом в зависимости от достижений. Т. е. образование определяло профессию и деятельность. Человек знал, куда идет работать, что делать, а на производстве лишь оттачивал навыки. Это давало возможность государству планировать и управлять процессами производствами через квоты образования. Для человека же это была уверенность в завтрашнем дне, сокращение времени на социализацию к производству, сокращение времени на поиск работы. Тем самым это давало возможность планировать семью, будущее, и иметь более устойчивое психологическое состояние. На данный момент образование, профориентация, трудоустройство подчинено спросу и предложению. Происходит отмиранию старых и появление новых профессий. Большая часть деятельности кадровых агентств выстраивается на собственных методиках, или сводится к получению данных от соискателя и передача работодателю, т. е. человек не получает в рамках профориентации в кадровых агентствах новых навыков и умений. Таким образом, система образования, стажировок, практики, дальнейшего трудоустройства — процессы крайне хаотичны. Любые кризисные явления лишь разогревают и ухудшают ситуацию с рынком труда и трудоустройством человека. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне, кризисными явлениями, отсутствие внутренних (личных) сдерживающих фактор, отсутствие механизмов профориентации на государственному уровне, появляется еще одна причина побеждающих к употреблению алкоголю, а в дальнейшем алкоголизму. Также при отсутствии четких моделей личного и финансового роста в рыночной экономики, в связи со свободой выбора во всех отношениях, побуждающим фактором является бедность и отсутствие финансовой грамотности, что может привести к потерям уже имеющихся материальных ресурсов у гражданина. Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств.
Отсутствие средств, безвыходность, отношение человека «которому ничего терять» побуждает в психологическом плане снимать стресс через употребление алкоголя. Методом профилактики такой группы населения может являться именно повышение финансовой грамотности, для того что бы уберечь и предостеречь от сомнительных финансовых инструментов. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проблема алкоголизма является многогранной, затрагивает все сферы жизни населения, а факторы риска являются разнообразными.
Общественные организации выработали и продолжают вырабатывать целый ряд новых методов ориентации человека на активность, социальную пользу, профилактику негативных явлений. Однако существует ряд барьеров, не позволяющих в полной мере задействовать сам ресурс некоммерческих организаций: 1) накопленный опыт между НКО разных субъектов РФ не ретранслируется, а замкнут внутри региона или только в самой организации 2) отсутствие понятных механизмов тиражирования лучших практик между некоммерческими организациями и между регионами. 3) мероприятия по профилактике алкоголизма в НКО, являются некоммерческими и осуществляются за счет грантов и спонсорской поддержки, или за счет энтузиазма актива организации. Однако эти виды финансовой поддержки являются крайне нестабильными, что тормозит деятельность НКО, негативно сказывается на качестве проведения мероприятий. 4) низкий уровень освещения проблемы алкоголизма в СМИ, в т. ч. в сфере социальной рекламы. 5) Наличие сильного алкогольного лобби, которое влияет как на сами антиалкогольные мероприятия, так и на совершенствование законодательной базы. 6) реабилитационные центры с сомнительной репутацией зарегистрированы в форме благотворительных или общественных организаций, что наносит имиджевый ущерб всему Третьему сектору. [10,11]
Так как проблема алкоголизма носит системный характер, необходимо консолидировать различные отраслевые группы в связке социального партнерства: государство-общество-бизнес-СМИ. Используя модели социального партнерства, накопленный опыт, согласованность общих действий, появится и возможность решать глобальные задачи, которые стоят перед государством. Таким образом, в России на сегодняшний день использованы не все возможные способы борьбы со злоупотреблением алкоголем. Социализация с привлечение некоммерческих организаций, современных механизмов вовлечение детей, молодежи, и общества в целом способны охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты. Представленные выше механизмы могут дополнить действующие меры и программы, и со-временем способны внести вклад в улучшение ситуации в нашей стране в области борьбы с алкоголизмом и его последствиями.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
- Официальный сайт: «Медицинская энциклопедия» http://www.medical-enc.ru/ [Электронный адрес доступа] доступ http://www.medical-enc.ru/alcoholism/terminologia.shtml.
- Официальный сайт: «Всемирная организация здравоохранения» http://www.who.int/ru/ [Электронный адрес доступа] http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs349/ru/
- Горный М. Б. Общественное участие некоммерческих организаций // Публичная политика Гор— 2006. Сборник статей. / Под редакцией А. Ю. Сунгурова. — СПб: Норма., 2006. С. 10–30.
- Милославский В. Г., Милославская Е. С., Герасимов В. С., Ларгин Я. В. Особенности и этапы процессов управления социализацией в общественных организациях // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 254–258. –
- Автор модели Золотарев Б. Е., кандидат физико-технических наук МНУЦ “Дельта — информ”, г.Москва
- Милославский В. Г., Герасимов В. С., Жмурко А. Е. Общественные организации в предоставлении социальных услуг: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 550–552.
- Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 452–456.
- Официальный сайт: Информационно-аналитическое сетевое издание «Российская газета» https://rg.ru/ [Электронный адрес доступа] https://rg.ru/2014/04/04/sekta-site-anons.html
- Официальный сайт: информационно-аналитическое сетевое издание «Комсомольская правда» https://www.yamal.kp.ru/ [Электронный адрес доступа] https://www.yamal.kp.ru/daily/24514/664032/