О возможности и необходимости внедрения рыночных механизмов в отечественную электроэнергетику
Автор: Сабирзянов Айрат Яруллович
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 29.01.2015
Статья просмотрена: 124 раза
Библиографическое описание:
Сабирзянов, А. Я. О возможности и необходимости внедрения рыночных механизмов в отечественную электроэнергетику / А. Я. Сабирзянов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7240/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современной отечественной экономической науке, исследующей проблемы развития современной электроэнергетики, фактически сложились две противоположные научные точки зрения, первая из которых возглавляется А. Б. Чубайсом и ориентирована на, так называемую, корпоративную дезинтеграцию электроэнергетики, яркими приверженцами которой являются А. Н. Раппопорт [1], В. В. Хлебников [2] и другие известные экономисты. Суть этой корпоративной дезинтеграции электроэнергетики состояла в том, чтобы разделить генерацию и сбыт электроэнергии от ее транспортировки, ссылаясь на то, что в транспортировке конкуренция невозможна в силу того, что цены на нее, в отличие от генерации, будут устанавливаться государством.
Вторая группа ученых, среди которых Г. П. Кутовой, А. М. Кузовкин, Л. Б. Меламед, Н. И. Суслов, входившая в состав рабочей группы Президиума Государственного совета по вопросам реформирования электроэнергетики и подготовившая Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики», отстаивала взгляды по формированию вертикальной структуризации электроэнергетики при сохранении РАО «ЕЭС России» или его аналога [3,4,5].
Однако необходимо отметить, что отмеченные обе точки зрения отечественных исследователей исходят из того, что реформирование и структурная модернизация электроэнергетики возможна исключительно на базе рыночных механизмов конкуренции. При этом опыт проведения подобных реформ в электроэнергетике за прошедшие два десятилетия показал, что ликвидация головной отраслевой корпорации РАО «ЕЭС России» и фактический выход государства из системы управления отраслью, проявившийся в полном выходе государства из числа собственников или снижение доли государства в акционерном капитале ниже уровня блокирующего пакета, привели к деструктуризации отрасли, снижению степени ее управляемости, экономической эффективности и росту рисков потери энергетической безопасности.
Нарастанию деструктивных тенденций в отечественной электроэнергетике способствовали и политические декларации ведущих экономически развитых стран о необходимости внедрения рыночных конкурентных механизмов в отрасль электроэнергетики, что нашло свое выражение в официальном признании в начале 90-х годов того факта, что электроэнергетическая отрасль перестала, якобы, быть неделимой естественной монополией. При этом многие развитые страны, в том числе США, пошли по пути реформирования и повышения эффективности отрасли на базе развития механизмов конкуренции. Необходимо согласиться с мнением А. В. Акулова, Э. Г. Альбрехта, В. Г. Варнавского и многих других специалистов, что апеллирование к европейскому и американскому опыту внедрения конкурентных отношений в сфере электроэнергетики, носят, как правило, необоснованный характер. Развитие различных форм обеспечения электроэнергией в этих страна носит не конкурентный, а, преимущественно, альтернативный характер с присущими каждому из них специфическими особенностями и своим потребительским рынком.
Именно альтернативность, а не непосредственно конкуренция обусловливает тенденцию к децентрализации в отрасли электроэнергетики, связанной с развитием малой энергетики и формированием предпосылок для возникновения частных структур на данном сегменте рынка электроэнергии. Так, например, все больше и больше частных предприятий появляется в электроснабжении городов и поселков удаленного доступа и жизнеобеспечения многих регионов России, относящихся к районам как децентрализованного, так и централизованного электроснабжения. Сегодня свыше 70 % территории России относится к районам, так называемого, децентрализованного энергоснабжения.
Аналогичные тенденции еще раньше, чем в России проявили себя в странах Европы и Америки, где относительно более мягкие климатические условия и сформированы все необходимые условия для ускоренного развития малой энергетики. В ряде стран Европы и в США на долю малой энергетики приходится сегоднясвыше30 % всего объема производимой в этих странах энергии. Поэтому для России с ее сравнительно большей территориальной удаленность и отсутствием инженерных коммуникаций в удаленных районах малая энергетика, как альтернативный вид обеспечения производственных и бытовых нужд удаленных регионов может стать одним из перспективных и экономически целесообразных вариантов организации устойчивого и надежного обеспечения электроэнергией этих регионов.
В своих исследованиях А. И. Татаркин [6] отмечает, что необходимость формирования и поддержания максимального уровня производственных мощностей в электроэнергетике обусловливает исключительную роль «эффекта масштаба», который в силу естественных причин оказывает огромное положительное влияние на ее деятельность. Эффекты концентрации и централизации, отражающиеся в том, что с ростом территориальных и объемных параметров деятельности естественных монополий пропорционально возрастает и экономический «эффект масштаба», что, в свою очередь сокращается доступ к нему со стороны конкурентов и, соответственно, обусловливает экономическую целесообразность наращивая собственных новых производственных мощностей, в том числе и за счет инновационных технологий.
Кроме того, в пользу эффекта централизации говорит и тот факт, что, если «пиковый» спрос на электроэнергию не возникает у всех одновременно, то появляется возможность получения экономии за счет объединения ресурсов. Иначе говоря, при отсутствии одновременного «пикового» спроса позволяет группе генерирующих компаний, объединенных в единую сеть, задействовать меньшие мощности, а значит и меньшие затраты в расчете на одного потребителя.
Таким образом, снизить отрицательные последствия необходимости поддержания производственных мощностей электроэнергетики на уровне «пиковых» характеристик можно за счет «эффекта масштаба», получаемого в результате централизации системы электроэнергетики, когда роста количества потребителей обратно пропорционален совмещенному максимуму потребления. В результате чего, «эффект масштаба», характеризующийся объединением потребителей в единую систему, по мнению А. Г. Коржубаева, Г. П. Кутового, А. А. Макарова, В. Н. Лившица, А. Н. Ряховской, можно рассматривать как основополагающий фактор развития рынка электроэнергетики в форме централизованных систем. Так, основными преимуществами централизации в сфере естественной монополии, каковой является и отрасль электроэнергетики, А. А. Макаров выделяет следующие:
- сравнительно более высокий уровень управляемости системой;
- относительно высокая эффективность использования инструментов управления;
- относительно высокий уровень эффективности использования материальных, финансовых, трудовых, информационных и интеллектуальных ресурсов;
- более высокий уровень надежности и безопасности функционирования системы электроэнергетики;
- относительно высокая возможность эффективного использования сетевого принципа при распределении и транспортировке продукции отрасли [7].
Иначе говоря, именно технологическая обусловленность и является объективной необходимостью интеграция процессов централизации и сетевизации отраслевой структуры электроэнергетики, когда органическое сочетание этих процессов диктуется неразрывность (органическим единством) процессов производства и потребления продукции электроэнергетики, обеспечением их максимальной доступности и ростом эффективности расходов.
Естественно, одним из важнейших мотивирующих факторов централизации в сфере естественной монополии является принцип экономической целесообразности, когда его источником становится концентрация производства. Иначе говоря, чем эффект концентрации и экономической целесообразности прямо пропорционален масштабу централизации систем электроэнергетики, потому что только концентрация позволяет значительно увеличить мощность производственной единицы системы электроэнергетики, что в результате приведет к росту эффективности использования ресурсов отрасли в целом.
Источниковедческий анализ теоретических основ экономики электроэнергетики, как отрасли естественной монополии, по нашему мнению, достаточно ярко свидетельствует о том, что рынок естественной монополии является неконкурентным и им быть не может по целому ряду вышеперечисленных причин. Кроме того, необходимо выделить и такое свойство продукции естественной монополии, каковой является электроэнергетика, как низкий уровень ее эластичности. Продукция электроэнергетики носит выраженный характер незаменимости, когда невозможно отказаться от его потребления, не существует аналогов этого товара, способных удовлетворить потребность в нем. Именно эти свойства придают электроэнергии характер абсолютной неэластичности, когда изменение спроса на него никоим образом не может повлиять на его цену. Иначе говоря, для повышения цены на электроэнергию естественным монополиям нет необходимости сокращать ее производство, а зависимость между ценой и просом на электроэнергию практически отсутствует.
Отмеченные особенности феномена естественной монополии, по мнению большинства специалистов, присущи не только энергетическим компаниям федерального уровня, но и в полной мере соответствуют энергетическим компаниям регионального масштаба, так как их сфера деятельности ограничена административными и территориальными образованиями и они являются локальными естественными монополиями, входящими в систему генерации и распределения электроэнергии страны.
Таким образом, проведенный теоретический анализ экономических подходов к проблеме формирования и развития феномена естественной монополии применительно к отрасли электроэнергетики позволяет заключить, что ее продукция с позиции потребления является общественным благом и может быть отнесена к общественному сектору, с объективной необходимостью требующему государственного регулирования. Однако с производственной позиции продукция электроэнергетики может быть отнесена к естественной монополии. Иначе говоря, содержанием феномена продукции электроэнергетики является общественное благо, а организационно-экономической формой ее реализации может быть только монополия. Поиск и разрешение этого противоречивого единства в условиях вхождения в рыночные отношения и должен являться предметом исследования современной отечественной экономической науки.
Литература:
1. Раппопорт А. Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование / А. Н. Раппопорт. — М.: «Издательство «Экономика», 2005. — 213 с.
2. Хлебников В. В. Рынок электроэнергии в России /В. В. Хлебников.-. М.Владос:, 2005. — 296 с.
3. Кузовкин A. M. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность / A. M. Кузовкин. — М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2006. — 213 с.
4. Кутовой Г. П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. — 2002. — N 1. — С.8–12.
5. Меламед Л. Б. Экономика энергетики: основы теории /Л. Б. Меламед, Н. И. Суслов. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — 180 с.
6. Татаркин А. И. Энергетика и экономическая безопасность регионов России / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, A. JI. Мызин. — М.: РАН Институт народнохозяйственного прогнозирования, 2001. — 38 с.
7. Макаров A. A. Электроэнергетика России в период до 2030 года. Контуры желаемого будущего /А. А. Макаров. — М.: ИНЭИ-РАН, 2007. — 172 с.