Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 16.06.2018

Статья просмотрена: 1171 раз

Библиографическое описание:

Мальцев, Г. С. Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации / Г. С. Мальцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51529/ (дата обращения: 15.11.2024).



Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (далее — АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка России в 2017 году. Суммарный объем рекламы составил за вычетом НДС 417 млрд руб. В 2017 г. на рекламу в интернете было израсходовано 166,3 млрд. рублей, что на 22 % больше, чем в 2016 г. Цифры впечатляют. По прогнозу АКАР за 2018 год доля интернет-рекламы составит половину от всех затрат [1].

Рынок интернет-рекламы растет. Однако государство не успевает обеспечить должное правовое-регулирования этого нового способа продвижения товаров и услуг. В настоящий момент учеными ведутся споры, распространяется ли действующее законодательство РФ о рекламе на интернет-рекламу.

Существует две противоположные точки зрения относительно распространения законодательства на рекламную деятельность в сети Интернет. Первая из них, основоположником которой выступает Л. К. Терещенко, считает, что “действующее законодательство не регламентирует рекламу в Интернете” [2]. Ученые, входящие во вторую группу, такие как С. В. Малахов, В. Мещенков, С. Петровский, утверждают, что Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон «О рекламе») распространяется на интернет-рекламу, но не учитывает всех ее особенностей [3].

Закон «О рекламе» дает следующее определение: Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [4]. Сеть Интернет, как средство распространение рекламы подпадает под это определение. В главе второй Закона «О рекламе» отсутствует термин «интернет-реклама». В соответствии с письмом ФАС от 19.05.2006 № АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы» интернет-реклама относится к способу распространения рекламы по сетям электросвязи. Однако, исходя из содержания статьи 18 «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы», не ясно, как это возможно реализовать на практике.

Согласно статье 2 Закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» абонент — это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации [5].

Понятие адресата содержится в статье 2 Закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат — это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение [6].

Из этого вытекает вывод о том, что рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

И здесь возникает вопрос о том, как пользователь интернета может дать согласие на получение рекламы? Например, студент, пользуясь поисковой строкой Яндекса для поиска учебника по конституционному праву, получает в выдаче объявление рекламодателя о написании курсовой работы. Получается пользователь при переходе на страницу yandex.ru должен дать согласие на получение рекламы, но на практике рекламораспространитель в интернете никогда не запрашивают данное согласие.

Многообразие способов рекламы в интернете, а также несовершенство правового регулирования данной сферы подталкивает рекламодателей к использованию незаконных методов продвижения своих товаров и услуг. Самым распространенным способом здесь являются спам-сообщения по e-mail адресам и в личных сообщениях в социальных сетях. Спам — массовая рассылка сообщений на которую пользователь не давал своего согласия. К сожалению, в российском законодательстве этот термин не закреплен. Противодействуют спаму только сами почтовые сервисы, создавая различные фильтры и блокируя ip адреса спамеров. А тем временем в более прогрессивном законодательстве США в некоторых штатах (Вирджиния, Иллинойз, Луизиана) за спам установлена уголовная ответственность в виде штрафа 10 000$ или лишения свободы сроком до двух лет.

Кроме того, стоит отметить, что многие рекламодатели используют интернет-рекламу для продвижения своих товаров и услуг, реклама на которые ограничена законодательством.

Так, например, Федеральная Антимонопольная служба России признала поисковик «Яндекс» нарушившим Закон о рекламе за гиперссылки на сайты с бесплатной игрой в покер, появлявшиеся при поиске информации об игре.

Таким образом, интернет-реклама подпадает под понятие рекламы, которое закреплено в Законе «О рекламе». Однако для полноценного регулирования этой сферы необходимо внесение дополнений в законодательство.

Считаю, что было бы целесообразно добавить в главу вторую Закона о рекламе статью, регулирующую непосредственно данный вид рекламы, которая бы законодательно закрепила понятие «интернет-реклама», виды интернет-рекламы, подпадающие под действие закона, а также ввела ограничения на данный вид рекламной деятельности.

Литература:

  1. Сатовалова, М. А. Итоги развития интернет-рекламы в России за 2017 год / М. А. Сатовалова — URL: https://elama.ru/blog/itogi-razvitiya-internet-reklamy-rossii-za-2017-god/ (дата обращения: 03.06.2018).
  2. Терещенко, Л. К. К вопросу о правовом режиме информации /Л. К. Терещенко // Информационное право. — 2008. — № 1. — С.2.
  3. Федосеева, Н. Н. Правовые аспекты Интернет-рекламы / Н. Н. Федосеева // Туризм: право и экономика. — № 5. — 2006. — С.1.
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 03.04.2018) О рекламе // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 39. Ст. 4465
  5. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О связи» // Российская Газета. — 2003. — № 28. Ст. 2895
  6. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О почтовой связи» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 140–141. Ст. 2697
Основные термины (генерируются автоматически): реклама, получение рекламы, сеть электросвязи, интернет, Распространение рекламы, рекламная деятельность, согласие.


Похожие статьи

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Конституционно-правовые аспекты публичного характера адвокатской деятельности

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в современной России

Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Актуальные проблемы реализации права на судебную защиту в Российской Федерации

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Исторические аспекты понятия должностного лица в российском уголовном законодательстве

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Похожие статьи

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Конституционно-правовые аспекты публичного характера адвокатской деятельности

Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в современной России

Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности

Проблемы правового регулирования образовательной миграции в Российской Федерации на примере зарубежных стран

Актуальные проблемы реализации права на судебную защиту в Российской Федерации

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Исторические аспекты понятия должностного лица в российском уголовном законодательстве

Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь

Задать вопрос