Изменения в системе высшего профессионального образования дают возможность выбора траектории образовательного маршрута с учетом приоритетов, желаний и возможностей учащихся [1, 6]. При исследовании возможности образовательных траекторий представляется важным определить, как ресурс получаемого профессионального образования используется в построении и реализации жизненной стратегии студента [2, 5]. Важно понять, как траектория образования влияет на психологические особенности и построение будущей «картины жизни» студентов.
Для ответа на поставленные вопросы в 2013-2015 гг. на базе СамГУ и СГЭУ было проведено экспериментальное исследование. В работе приняли участие 99 студентов-четверокурсников, получающих специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Коммерция, торговое дело».
На основании анализа учебных планов, дополнительных программ обучения и внеучебной деятельности студентов было выделено три образовательных траектории: «когнитивная», «социальная» и «профессиональная». «Когнитивно-ориентированная» траектория образования центрирована на выполнении основной учебной нагрузки. При выборе образовательного маршрута студентам предоставляется минимальная степень свободы, поэтому в их действиях преобладает адаптивное поведение, а учебные действия по большей части носят исполнительский характер. Такой тип обучения характерен для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
«Социально-ориентированная» траектория дает студентам возможность принимать участие в различных видах внеучебной деятельности. Практически все студенты за время обучения получили опыт волонтерской работы, консультирования, оказания помощи по телефону, участия в социальных проектах, конкурсах и т.д. По инициативе студентов этих курсов были реализованы проекты развития лидерских качеств для школьников, разработаны и реализованы игры на умение разрешать конфликтные ситуации для трудных подростков, организованы курсы по освоению бухгалтерских программ учета. Кроме того, наблюдение за работой студентов показывает, что их отличает избирательность и мотивированность в освоении профессиональных дисциплин.
«Профессионально-ориентированная» модель образования построена таким образом, что позволяет студентам получать дополнительное профессиональное образование параллельно с основным учебным курсом. Студенты, обучающиеся по этой модели, помимо основных, имели возможность развивать специальные компетенции: переводчиков, медиаторов, профессиональных бухгалтеров и др.
Чтобы установить влияние траектории получаемого образования на психологические особенности студентов, мы применяли следующие методы: полуструктурированная беседа; анкетирование; опросник Нюттена (в модификации Толстых); опросник ценностей М. Рокича (RVS) (в адаптацииА. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова); опросник временной перспективы ZTPI Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой). Анализ достоверности различий в результатах проводился с использованием пакета «SPSS» (StatSoftStatistica). Устанавливая влияние типа обучения на психологические особенности студентов, мы учитывали их успеваемость. Показатели успеваемости определялись через критерии «абсолютной» успеваемости и качества обучения. Критерии успеваемости рассчитывались по формуле:
,
где – абсолютная успеваемость,
– количество студентов сдавших экзамены,
– количество студентов допущенных к экзаменам.
Показатель успеваемости рассчитывается по формуле:
,
где – абсолютная успеваемость,
– количество студентов сдавших экзамены на оценки «хорошо» и «отлично»,
– количество студентов допущенных к экзаменам.
Таблица 1
Показатели успеваемости студентов по итогам 2014/15 уч. года
№ п/п |
Тип образовательной траектории |
Абсолютная успеваемость, % |
Качество успеваемости, % |
1 |
«Когнитивно-ориентированный» тип |
95,6 |
50,0 |
2 |
«Социально-ориентированный» тип |
80,4 |
41,2 |
3 |
«Профессионально-ориентированный» тип |
87,5 |
47,2 |
При анализе результатов психодиагностического обследования особое внимание было уделено планированию будущего – самому актуальному вопросу для выпускников вуза. Полуструктурированная беседа, с использованием методики незаконченных предложений Нютенна, показала, что, несмотря на завершение обучения, для большинства студентов планы построения профессионального будущего характеризуются абстрактностью и диффузностью: цели не локализованы во времени, ожидания не привязаны к потребностям предприятий области и отличаются романтизмом. Поэтому при построении образа будущего ожидаемые цели касались жизни вообще (маркер «Жизнь»). Образ продуктивной взрослой жизни оказался более насыщенным событиями и задачами у учащихся с «когнитивно-ориентированным» подходом (бухгалетеров). При этом описанные планы часто касались совместных проектов, связанных с другими людьми, поэтому были отнесены к «историческому будущему». Выпускников «профессионально-ориентированной» модели отличало большее количество целей и задач, касающихся открытого настоящего «ОН». Это говорит о том, что полученные в процессе обучения компетенции и начатые проекты с высокой долей вероятности будут реализованы в ближайшем будущем. Результаты диагностики по методу Нюттона представлены в таблице 2.
Таблица 2
Особенности временны́х перспектив студентов разных образовательных маршрутов
ВО* Тип обучения |
Т |
М |
В |
О |
С |
ОН |
Ж |
П |
ИБ |
«Когнитивный» |
2,8 |
- |
30,7 |
8,6 |
0,7 |
4,9 |
46,6 |
1,5 |
1,4 |
«Социальный» |
1,0 |
0,6 |
15,4 |
2,0 |
0,6 |
3,2 |
74,9 |
0,6 |
0,6 |
«Профессиональный» |
4,5 |
0,8 |
21,9 |
2,6 |
0,3 |
8,6 |
60,1 |
0,7 |
0,4 |
ВО* - Временная перспектива, удельный вес, % по шкалам: Т – настоящий момент, М – в ближайший месяц, О – период обучения, В – взрослость, продуктивный период, С – старость, «третий возраст», Ж – вся жизнь, ОН – «открытое настоящее», П – упоминание о прошлом, ИБ – «историческое будущее»
Для определения направленности временнóй перспективы использовался опросник ZTPI Ф. Зимбардо. По его результатам, все студенты ориентированы на будущее, но ярче всего это проявляется у когнитивно- и профессионально-ориентированных студентов. Они также больше довольны своим прошлым. Студенты «социально-ориентированного» типа обучения в большей степени ориентированы на гедонистическое и фаталистическое настоящее. Их планы на будущее основаны на проектах настоящего, при этом дальние цели не связаны напрямую с настоящим и не локализованы во времени. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Временнáя ориентация студентов разного типа обучения
Временная ориентация
Тип обучения |
Негативное прошлое |
Гедонистическое настоящее |
Будущее |
Позитивное прошлое |
Фаталистическое настоящее |
«Когнитивно-ориентированный» |
2,75 |
3,43 |
3,92 |
3,80 |
2,66 |
«Социально-ориентированный» |
3,02 |
3,77 |
3,52 |
3,61 |
2,92 |
«Профессионально-ориентированный» |
2,79 |
3,43 |
3,71 |
3,79 |
2,63 |
Особенности ценностных ориентаций определялись с помощью методики М. Рокича. На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что, несмотря на индивидуальные и групповые различия, всех выпускников характеризует наличие «ценностного ядра» ‒ устойчивых доминирующих базовых ценностей. К ним относятся здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. «Материально-обеспеченная жизнь» является ценностным приоритетом для студентов с «профессионально-ориентированным» типом подготовки. Учащиеся с «когнитивно-ориентированным» подходом значительно выше остальных ценят «жизненную мудрость». Для студентов «социально-ориентированного» типа важна «активная деятельная жизнь». Полученные результаты можно объяснить спецификой осуществляемой деятельности, т.к. профессионально-ориентированные и дополнительные курсы для бухгалтеров требуют аккуратности, осторожности, обдуманности, жизненной мудрости, в то время как успешное выполнение проектной деятельности студентами управленческой и экономической специальностей требует прежде всего, активности, гибкости и динамичности. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Ранговые значения «ядерных» ценностей студентов
№ п/п |
Тип обучения Ценность |
Когнитивный |
Социальный |
Профессио-нальный |
1 |
Здоровье |
1 |
1 |
1 |
2 |
Счастливая семейная жизнь |
2 |
2 |
2 |
3 |
Любовь |
3 |
3 |
4 |
4 |
Активная деятельная жизнь |
9 |
5 |
6 |
5 |
Жизненная мудрость |
6 |
11 |
9 |
6 |
Материально обеспеченная жизнь |
13 |
10 |
3 |
Для определения взаимосвязи полученных данных использовался однофакторный дисперсионный анализ и метод ранговой корреляции Спирмана. Значения достоверности взаимосвязи ценностей и временных ориентаций студентов представлены в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь временных ориентаций и базовых ценностей студентов
Временная перспектива Ценность |
Негативное прошлое |
Гедонис-тическое настоящее |
Будущее |
Позитивное прошлое |
Фаталис-тическое настоящее |
Активная жизнь |
-0,10 |
-0,18 |
-0,20 |
-0,04 |
0,30 |
Здоровье |
0,08 |
0,02 |
0,09 |
-0,24 |
-0,16 |
Материальные ценности |
0,08 |
0,03 |
-0,02 |
0,08 |
0,27 |
Призвание |
-0,2 |
0,03 |
0,12 |
0,13 |
-0,29 |
Познание |
0,04 |
0,25 |
-0,24 |
0,05 |
0,01 |
Развитие |
0,07 |
0,21 |
-0,21 |
0,05 |
0,20 |
Развлечения |
-0,22 |
-0,24 |
0,28 |
0,20 |
-0,10 |
Свобода |
0,23 |
-0,17 |
0,01 |
-0,14 |
-0,01 |
Власть |
0,04 |
-0,09 |
0,26 |
0,08 |
-0,06 |
Статистические подсчеты показывают, что временнáя ориентация «фаталистическое настоящее» связана с такими ценностями, как «активность», «материальная обеспеченность», «общественное признание». Особенностью «фаталистической установки» является отсутствие ви́дения способа достижения желаемого. Такие студенты смотрят в будущее с надеждой и тревогой, ожидая, что судьба и удача «сделают» их жизнь.
Временнáя ориентация на позитивное прошлое связана со «здоровьем». Вероятно, это можно объяснить пониманием здоровья как данности, которую призывали беречь с детства. Негативное прошлое связано с ценностями «общественное призвание», «развлечение», «свобода». Полученную связь можно объяснить возможными запретами на праздность или трудностями с получением общественного признания во время обучения в школе и вузе. Можно предположить, что студенты ощущают недостаток свободы и возможности самовыражения в ходе обучения. Гедонистическое настоящее связано с такими ценностями, как «познание», «развитие» и «развлечение». Особенностью такой позиции является сосредоточенность на текущем моменте, нежелание заниматься чем-то, требующим длительных усилий и упорства. Временнáя ориентация на будущее связана с такими ценностями, как «познание», «развитие», «развлечения» и «власть».
С целью сравнения зависимости результатов нескольких групп использовался однофакторный дисперсионный анализ. Учитывались значения р-уровня <0,1 и p<0,05, которые говорят о наличии статистической тенденции и статистической значимости различий. Значимость ранговых различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образования не отражается на таких критериях, как успеваемость студентов (р = 0,557), общая удовлетворенность жизнью (р = 0,572), целеустремленность или «фиксация на цели» (р = 0,987). Доминирующими ценностями для студентов всех групп являются: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Успеваемость студентов тем выше, чем более насыщена целями и лучше выстроена траектория личного развития (р = 0,035).
Студентов «когнитивно-ориентированной» стратегии отличает временнáя ориентация, направленная на «негативное прошлое», и «фаталистическое настоящее», не зависящее от них самих. Доминирующей ценностью данной группы является «общественное призвание» (rs = -0,29). Временнáя ориентация на негативное прошлое приводит к доминированию ценностей «развлечений» (rs = -0,228) и «свободы» (rs = 0,232). «Фаталистическое настоящее» связано с ценностями «активной деятельностной жизни» (rs = 0,307) и «материально обеспеченной жизни» (rs = 0,277).
Для студентов «социально-ориентированной» образовательной траектории характерно максимальное значение индекса удовлетворенности учебным процессом. Доминирующими временны́ми ориентациями являются «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое», которые связаны с ценностями «здоровья» (rs = -0,243), «познания» (rs = 0,257) и «развития» (rs = 0,211).
«Профессионально-ориентированный» подход повышает субъективный уровень уверенности в своем будущем (р = 0,049). Временнáя ориентация будущего связана с такими ценностями, как «познание» (rs = -0,241), «развитие» (rs = -0,212), «развлечения» (rs = 0,285), «власть» (rs = 0,262). Для студентов данной группы характерны высокие показатели временнóй компетентности, умения планировать и проектировать деятельность.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что выбор траектории образовательного маршрута отражается на личностных качествах, направленности деятельности и особенностях построения стратегии индивидуального жизненного развития.
Литература:
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. ‒ М.: Просвещение, 2011.
- Горькая Ж.В. Влияние междисциплинарных образовательных программ на развитие профессиональной состоятельности будущих специалистов // Образование в современном мире: роль ВУЗов в социально-экономическом развитии региона. – Самара: Изд-во СамГУ, 2014. – С. 57-60.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2011. – № 8. – С. 3-15.
- Нюттен Ж. Мотивация действия и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004.
- Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Академический проект», 2004.
- Федеральные гос. образовательные стандарты, 2015. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1.