Влияние чтения на психическое развитие дошкольника
Автор: Асаева Екатерина Сергеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 23.03.2020
Статья просмотрена: 532 раза
Библиографическое описание:
Асаева, Е. С. Влияние чтения на психическое развитие дошкольника / Е. С. Асаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5014/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу.
Николай Гоголь
Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает.
Мигель де Сервантес Сааведра (испанский писатель)
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Основными психическими процессами являются:
− ощущение;
− восприятие;
− память;
− воображение;
− мышление (речь)
Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и её высшим отделом — корой головного мозга.
Одним из видов деятельности, влияющей на развитие высших психических функций, является чтение.
Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20–30 лет назад. И все потому, что многие читающие люди перешли на электронные книги.
Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологи. Чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг.
Во время прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.
При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.
Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, т. е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
Так же известен факт о том, если произведение написано особо убедительно и талантливо, то у любого разыграется воображение.
Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли.
Достоверные факты овлиянии книг на человека.
С помощью книги…
− Расширяется кругозор
− Расширяется словарный запас
− Улучшается внятное и чистое выражение собственных мыслей
− Развивается мышление, фантазия, концентрация внимания
− Появляется уверенность в себе
− Повышается профессиональный рост
− Увеличиваются знания об окружающем мире
− Появляетсяумение выводить причинно-следственные зависимости
− Обучение становится лёгким
− Происходит защита от деградации ума, сохраняется молодость, формируются положительные качества личности
− Наступает психологический комфорт
− Наступает спокойный сон
Готовность ребенка к школе обусловлена не только готовностью физических качеств, но и психических. Психическое развитие дошкольника происходит через формирование основных психических процессов.
Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализоваться в обществе, быстро обучаться и расти.
Развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:
− воспитания и обучения;
− активности самого ребёнка;
− среды;
− наследственности.
Психика ребёнка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Одним из направлений обучения в ДОУ, является ознакомление детей с произведениями художественной (и не только художественной, но и познавательной, православной) литературой. Умение воспринимать художественную литературу у детей дошкольного возраста не проявляется сама по себе, оно проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в ДОУ.
Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста.
В дошкольном возрасте значение книг очень велико!
Зная о влиянии чтения на развитие мозга и становление личности, можно с уверенностью заключить, что чтение и ознакомление с произведениями разной литературы, благотворно влияют на психическое развитие дошкольников.
Польза от чтения велика! Книги не дают мозгу расслабиться, в том числе и мозгу дошкольника.
С помощью книги удошкольника…
− Расширяется представление о мире, формируется мировоззрение, ценности, убеждения. Появляется личная философия.
− Обогащается и активизируется словарный запас, развивается связная речь
− Развиваются все психические процессы
− Формируется усидчивость, появляются навыки самостоятельной работы
− Научаются устанавливать причинно-следственные связи
− Появляется привычка к чтению и любовь к письменному слову
− Формируются положительные качества личности (читающие дети отличаются спокойным характером, уравновешены, уверены в себе)
− Развиваются навыки коммуникации
Важно знать ипомнить:
− Читая, ребенок становится полноценной развитой личностью
− Необходимо сохранять и передавать потребность чтения в семье дошкольника
− Любая литература становится основой всего русского языка
Далее в данной статье я хочу привести примеры рассуждений, высказываний детей старшего дошкольного возраста во время восприятия произведений художественной литературы. Должна заметить, что очень интересно с помощью наводящих или прямых вопросов по содержанию произведений, получать ответы детей. Каждый раз чувствуешь, как протекают мыслительные операции. Только вот увидеть весь этот мыслительный процесс, увы, невозможно.
Литература:
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
- Гурович Л. Ребенок и книга. — Спб.: Питер, 2014. — 310 с.
- Журнал «Молодой учёный» № 21, Ноябрь 2015г. / Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. — 707 с.
- Журнал «Образование и воспитание» № 1, Февраль 2018 г. / Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е. А. — с. 3–6
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1999г. — 736 с.