Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние чтения на психическое развитие дошкольника

Развитие дошкольника
23.03.2020
586
Поделиться
Библиографическое описание
Асаева, Е. С. Влияние чтения на психическое развитие дошкольника / Е. С. Асаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5014/.


Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу.

Николай Гоголь

Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает.

Мигель де Сервантес Сааведра (испанский писатель)

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основными психическими процессами являются:

− ощущение;

− восприятие;

− память;

− воображение;

− мышление (речь)

Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и её высшим отделом — корой головного мозга.

Одним из видов деятельности, влияющей на развитие высших психических функций, является чтение.

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20–30 лет назад. И все потому, что многие читающие люди перешли на электронные книги.

Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологи. Чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг.

Во время прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, т. е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Так же известен факт о том, если произведение написано особо убедительно и талантливо, то у любого разыграется воображение.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли.

Достоверные факты овлиянии книг на человека.

С помощью книги…

− Расширяется кругозор

− Расширяется словарный запас

− Улучшается внятное и чистое выражение собственных мыслей

− Развивается мышление, фантазия, концентрация внимания

− Появляется уверенность в себе

− Повышается профессиональный рост

− Увеличиваются знания об окружающем мире

− Появляетсяумение выводить причинно-следственные зависимости

− Обучение становится лёгким

− Происходит защита от деградации ума, сохраняется молодость, формируются положительные качества личности

− Наступает психологический комфорт

− Наступает спокойный сон

Готовность ребенка к школе обусловлена не только готовностью физических качеств, но и психических. Психическое развитие дошкольника происходит через формирование основных психических процессов.

Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализоваться в обществе, быстро обучаться и расти.

Развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:

− воспитания и обучения;

− активности самого ребёнка;

− среды;

− наследственности.

Психика ребёнка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Одним из направлений обучения в ДОУ, является ознакомление детей с произведениями художественной (и не только художественной, но и познавательной, православной) литературой. Умение воспринимать художественную литературу у детей дошкольного возраста не проявляется сама по себе, оно проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в ДОУ.

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста.

В дошкольном возрасте значение книг очень велико!

Зная о влиянии чтения на развитие мозга и становление личности, можно с уверенностью заключить, что чтение и ознакомление с произведениями разной литературы, благотворно влияют на психическое развитие дошкольников.

Польза от чтения велика! Книги не дают мозгу расслабиться, в том числе и мозгу дошкольника.

С помощью книги удошкольника…

− Расширяется представление о мире, формируется мировоззрение, ценности, убеждения. Появляется личная философия.

− Обогащается и активизируется словарный запас, развивается связная речь

− Развиваются все психические процессы

− Формируется усидчивость, появляются навыки самостоятельной работы

− Научаются устанавливать причинно-следственные связи

− Появляется привычка к чтению и любовь к письменному слову

− Формируются положительные качества личности (читающие дети отличаются спокойным характером, уравновешены, уверены в себе)

− Развиваются навыки коммуникации

Важно знать ипомнить:

− Читая, ребенок становится полноценной развитой личностью

− Необходимо сохранять и передавать потребность чтения в семье дошкольника

− Любая литература становится основой всего русского языка

Далее в данной статье я хочу привести примеры рассуждений, высказываний детей старшего дошкольного возраста во время восприятия произведений художественной литературы. Должна заметить, что очень интересно с помощью наводящих или прямых вопросов по содержанию произведений, получать ответы детей. Каждый раз чувствуешь, как протекают мыслительные операции. Только вот увидеть весь этот мыслительный процесс, увы, невозможно.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
  3. Гурович Л. Ребенок и книга. — Спб.: Питер, 2014. — 310 с.
  4. Журнал «Молодой учёный» № 21, Ноябрь 2015г. / Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. — 707 с.
  5. Журнал «Образование и воспитание» № 1, Февраль 2018 г. / Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е. А. — с. 3–6
  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1999г. — 736 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный