Формирование интереса к учению — проблема, которая не потеряла актуальность и сегодня. Разный бывает уровень знаний и умений учеников, которые учатся у одного и того же учителя. К неодинаковым успехам в обучении приводит то, что учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал. Из наблюдений педагогов и психологов следует, что хорошие результаты учебной деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту деятельность, т. е. зависеть от мотивов. Поэтому важным компонентом учебной деятельности является мотивация. Успешность обучения зависит во многом и от того, как удаться развить мотивацию учения у детей, желание учиться и понимания необходимости в знаниях.Для того чтобы развивать учебную мотивацию, необходимо выявить её реальный уровень и понять возможные перспективы развития у каждого ученика и класса в целом. Существуют различные уровни учебной мотивации. Психологи и педагоги особенно выделяют следующие 5 уровней учебной мотивации.
Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвёртый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень — негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучение, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.
Большинство детей, которые идут учиться в школу, хотят учиться. Тогда возникает вопрос, почему по мере пребывания их в школе у них пропадает желание учиться, то есть снижается учебная мотивация? Почему для ребёнка, процесс обучения становиться тяжёлой повинностью, трудной и не интересной работой? Кто виноват в том, что учащиеся теряют интерес к учёбе? И что нужно делать для дальнейшего развития учебной мотивации? Понятно, что в первую очередь интерес детей к учению во многом зависит от содержания образования. Поэтому проблема снижение положительной мотивации школьников остаётся актуальной до сих пор. Когда чаще всего происходит это? Чаще всего снижение мотивации наблюдается у детей подросткового возраста. Каковы причины спада учебной мотивации? Их много, но мы выделим некоторые из них:
- Личная значимость предмета
- Непонимание цели учения
- Умственное развитие ученика
- Сложность учебного материала
- Страх перед школой
- Негативное воздействие со стороны сверстников
- Отсутствие взаимопонимания и взаимодействия между учеником и учителем
- Снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания
- Лень
Кроме того, учебная мотивация определяется рядом факторов:
- Образовательное учреждение.
- Организация образовательного процесса.
- Особенности школьника (возраст, пол, умственное развитие, способности и т. д.)
- Специфика учебного предмета, содержание учебного материала.
- Личностные особенности учителя, его педагогическая деятельность, умение общаться с учениками.
Одними из важных факторов, влияющих на формирование учебной мотивации, могут стать индивидуальный педагогический стиль учителя, стиль педагогического
общения и организация образовательного процесса.
«Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по — другому, чем то, что говорит чуждый им человек».
Н. К. Крупская.
Когда ребёнок приходит в школу, в его жизни появляется ещё один взрослый — это учитель, влияние, которого иногда больше влияния родителей. Из чего же складывается авторитет учителя? В основном из сочетания двух компонентов, которые можно считать важнейшими личностными и профессиональными качествами педагога. Это личностный и профессиональный компонент. Рассмотрим их:
Личностный компонент— это |
Профессиональный компонент— это |
1. Любовь к детям и педагогической |
1. Знание своего предмета и профессии владение методикой |
2. Уважение и доверие к школьнику, культура поведения учителя |
2. Умение хорошо объяснить материал |
3. Правильная и выразительная речь |
3. Владение педагогическим мастерством |
4. Педагогический оптимизм |
4. Эрудиция и самообразование |
5. Настойчивость и последовательная требовательность |
5. Обладание наблюдательностью и знаниями психолога |
6. Обладание педагогическим тактом. |
Ещё Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Учитель не должен быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ученика, он должен стимулировать её развитие различными приёмами и методами. На становление ученика как личности оказывает огромное влияние учебная мотивация. Она влияет на характер деятельности школьников, на отношение ребёнка к учению. Желание ребёнка показать себя с самой лучшей стороны, хорошо выполнять все требования педагога и является одним из главных мотивов, который заставляет его проявлять активность в учебной деятельности.
Если у ребёнка низкий уровень учебной мотивации, то наблюдается снижение школьной успеваемости. Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся. Ведь, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя характерное только для него сочетание задач, средств, способов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним.
В стиле педагогической деятельности учителя находят отражение:
- Коммуникативные возможности педагога
- Сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся
- Творческая индивидуальность педагога
- Индивидуальные особенности педагога
В работе учителя важен стиль педагогического общения — это поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности, в которых проявляются качества личности учителя и его манера общения с детьми.
Можно выделить несколько стилей педагогического общения:
- Авторитарный
- Попустительский
- Демократический
- Общение — заигрывание
- Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности
- Общение — дистанция
- Общение — устрашение
Самый эффективный стиль общения — демократический. Он оказывает наибольшее влияние на развитие мотивации учащихся. Так же важно в формировании положительной учебной мотивации правильная организация педагогом образовательного процесса, т. е. урока. Ученики говорят, если интересно на уроке, то тогда все понятно. Надо сделать так, чтобы на уроке ученику было интересно. Это тоже зависит от учителя. Какие приемы формирования мотивации учения у школьников может использовать учитель на уроке:
- Создание общей положительной атмосферы на уроке.
- Включение ученика в самостоятельную работу, она активизирует деятельность учеников.
- Организация групповых и коллективных форм деятельности.
- Создание на уроке проблемных ситуаций
- Использование игровых ситуаций
- Организация поисковой деятельности на уроке и дома
- Использование разнообразных методов обучения через новизну материала
- Организация работы в паре «ученик — ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценке
- Использование различных, в том числе и технических источников знаний
- Сотрудничество учителя и ученика (помощь в виде советов на принятие правильных решений
- Занимательность изложения, необычная форма преподнесения учебного материала
- Анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной т личной значимости знаний в дальнейшей жизни.
- Привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценке.
- Использование на уроке ИКТ.
Залогом успеха влияния личности учителя на мотивационную деятельность ученика является взаимопонимание, налаженный контакт, стремление и готовность в преодолении трудностей в учебном процессе. Если педагог сумеет понять сложный мир ребёнка и станет тем человеком, который поможет в трудную минуту, которому можно будет доверять, то это придаст учащимся уверенность в своих силах, повысит самооценку и желание учиться.
Литература:
- Учителю о педагогической технике./ Под ред. Л. И. Рувинского, М.: Техника, 1987.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Академия: 2002 г.
- Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач. М.,1987.
- Красникова Е. А., Соснин В. А. Социальная психология PDF. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
- https://infourok.ru/roditelskoe_sobranie_motivaciya_uchebnoy_deyatelnosti-392855.htm
- https://multiurok.ru/files/mietody-motivatsii-i-stimulirovaniia-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki.html
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер, 2000.