Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.12.2019

Статья просмотрена: 1210 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Влияние преподавателя на формирование положительной мотивации к процессу обучения / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65439/ (дата обращения: 17.12.2024).



Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П. Я. Гальперин

Сегодня любое учебное заведение, в том числе учреждение среднего профессионального образования обязано создать для реализации потребностей каждого ученика условия, чтобы он стал подлинным субъектом обучения. Педагогический коллектив должен приложить усилия, чтобы развивать качества личности обучающегося, которые отвечают современным требованиям информационного общества. Студенты учреждений среднего профессионального образования пришли туда получать профессию. А будущий специалист должен уметь мыслить, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельно решения. Таковым он станет только тогда, когда будет поглощать предлагаемые ему знания в полном объёме. Поэтому, вопрос о мотивации к процессу обучения в среднем профессиональном учебном заведении, является одним из главных. Впервые слово «мотивация», как утверждает Ильин Е. П., употребил А. Шопенгауэр более века назад. Теперь этот термин стал привычным при объяснении причин поведения человека и для процесса обучения и для трудовой деятельности. В колледжи из школы приходят дети с разной степенью мотивации к учению. У многих нынешних студентов учебная мотивация полностью отсутствует. Многие уже не имеют интереса к процессу обучения, другие не стремятся к получению знаний. Студенты не выполняют домашних заданий, не выпускают из рук телефон на уроках, часто прогуливают уроки. Учеба отодвигается ими на второй план.

Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учения, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у обучающихся, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности и актуализации познавательных мотивов и, как следствие, развития мотивов овладения профессией и самореализации, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни. [1] Отсутствие же мотивации приводит к снижению успеваемости, к пробелам в освоении учебного материала, а часто, и к полному отсутствию элементарных знаний по тому или иному предмету. Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, так как объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации. [1]

Я преподаю историю в колледже. Каждый год, обязательно провожу входной контроль у первокурсников по всем вопросам курса истории Отечества. К сожалению, результаты тестирования не радуют. Многие темы по предмету история усвоены были студентами основной школе слабо. Дети не помнят даты, путают события, не могут определять причины и следствия важнейших исторических событий.

В рамках среднего профессионального учебного заведения перед преподавателями ставится задача — помочь таким студентам «разбудить» внутренние ресурсы, активизировать желание учиться, стимулировать студентов к получению знаний, мотивировать студентов на получение устойчивых потребностей в знаниях.

Мотивация — это основа любой самостоятельной деятельности. Мотивация означает, что человек вкладывает свои ресурсы, свой талант, свою энергию, время, знания, свою волю в достижение желаемой цели. В педагогике мотивация трактуется как общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [7]. Мотивация — это ключевое условие эффективного процесса обучения, и оно касается всех предметов, которые преподаются в колледже. Фактически, это сознательное отношение к учебе, к жизни, к будущей специальности. Ещё Фирдоуси утверждал: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев».

Как же сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности? Методисты, психологи, педагоги давно работают над этой проблемой. Ведь важно научить студентов не только приобщиться к учёбе в колледже, но и привить желание учиться на протяжении всей их жизни. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу [2, с. 160]. Тем более, что позитивное или негативное отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии, а значит, существует риск получить неквалифицированных специалистов, не заинтересованных в качестве своей работы. [2] Кто же может влиять на мотивацию студентов? Я думаю, в равной степени все участники образовательного процесса: педагоги, родители и, конечно, сами студенты. Но мне хочется подчеркнуть влияние учителя на процесс мотивации к обучению.

Ни один психолог, ни методист не предлагает преподавателям готовых схем повышения мотивации студентов. Педагогу приходится самому искать их, учитывая условия обучения и состав учащихся. Привлечь внимание, активизировать деятельность студентов, заставить их думать, размышлять, искать, действовать — в этом проявляется мастерство педагога. Огромное значение имеет опыт преподавателя, его творческий подход к процессу передачи знаний студентам, его умение организовывать учебный процесс, постоянный поиск новых форм и приемов обучения. Педагогу необходимо постоянно искать новые способы активизации обучающихся на занятиях, разнообразить формы объяснения материала с целью повышения успешности его изучения; использовать современные формы и методы обучения, внедрять эффективные образовательные технологии: проблемное обучение, интерактивные технологии, метод проектирования, информационно-коммуникативные технологии, игровые приемы и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса у обучающихся к изучаемому материалу, а также повышению эффективности и качества образовательного процесса. [1] Всё это стало возможным при проведении уроков по ФГОС.

Обязательным условием можно считать сотрудничество всех участников педагогического процесса. Они должны совместно определять цели и задачи обучения, его содержание. Включение студента в деятельность, при которой он испытывает положительные эмоции, а участники образовательного процесса относятся к нему доверительно, приведут к формированию у студентов мотивов.

На практике, формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития ребенком своей мотивационной сферы. [3]

Одним из факторов, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, является — стиль педагогической деятельности учителя. [5] Считаю, что результативность учебно-воспитательной работы будет гораздо выше, если преподавателя уважают и любят студенты. Тогда они и учатся лучше, и знают больше. И чем выше профессионализм преподавателя, тем чаще студенты обращаются к нему за советом, помощью. Если между студентами и преподавателем нет доверительных отношений, ни о какой мотивации студентов к учёбе говорить не приходится. Учителю всегда необходимо помнить «Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения».

Огромную роль должно играть живое слово преподавателя. Подача материала с определёнными эмоциями, юмором, иронией только привлекает студентов к процессу обучения.

Обязательным условиям для достижения поставленной цели является также гибкая система поощрения и порицания по отношению к студенту. «Поощрение преподавателя, как правило, стимулирует учащегося к дальнейшему улучшению учёбы, в особенности если похвала оказывается действительно заслуженной». [6]

Преподаватель также не должен отказываться от использования групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности. Дифференциация и индивидуализация обучения даёт возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению. [4]

Проблема формирования мотивации учения приобретает особую значимость, ибо мотивация — одно из важнейших условий воспитания личности. Мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми её свойствами. Активность, увлечённость, ответственное отношение к труду взрослого человека закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребёнка [5]. А вот главным помощником для сохранения, формирования личного смысла учения у студентов СПО является преподаватель.

Литература:

  1. Клычкова Е. И. Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Образование. Карьера. Общество, 2014. № 2 (41). С. 6–9.
  2. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. г. Челябинск: Два комсомольца, 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/
  3. Винокурова Л. В. Повышение познавательной мотивации учащихся посредством применения активных методов обучения. --URL http://pedsovet.su/load/338–1-0–51351
  4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников. «Педагогическая психология: хрестоматия» — RuLit — С. 18.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 512 с.
  6. Массен Г, Конгер Дж., Каган Дж., Хастон А. Поощрение и порицание. — URL: https://psy.wikireading.ru/6326
  7. Сластенин, В. П. Педагогика/ И. Г. Исаев, В. П. Сластенин, Е. Е. Шиянов. — Спб., 2015.– С.102–116.
  8. Бабст В. Е. Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО // Молодой ученый. — 2019. — № 11. — С. 230–232. — URL https://moluch.ru/archive/249/57180/ (дата обращения: 11.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, студент, учебная деятельность, мотивация, образовательный процесс, метод обучения, получение знаний, профессиональное образование, профессиональное учебное заведение, учебный процесс.


Похожие статьи

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Похожие статьи

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Влияние общей одаренности на развитие профессиональных способностей учащихся

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Задать вопрос