Введение
В современном мире обучение с помощью компьютера означает получение знаний в режиме онлайн через Интернет или офлайн, использование сетевых технологий для стимулирования, предоставления и облегчения обучения в удобное время и в удобном месте.
Коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) глубоко влияет на жизнь во всем мире. Изоляция и ограничение контактов полностью изменяют психосоциальную среду. Вынужденные меры ограничений и перехода на дистанционное обучение могут серьезно угрожать психическому здоровью подростков. В результате ограничительных мер отрицательные последствия, возможно, будут преобладать над положительными, такими как: личностный рост и сплоченность семьи. [7] Основными проблемами является беспокойство, отсутствие контактов со сверстниками и ограниченные возможности для регулирования стресса.
В статье 41 Федерального закона «Об образовании» [2] здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. нашли своё отражение В работах Р.И Айзмана, Т. А. Берсеневой, В. В. Ильюшенкова, В. Р. Кучмы, Н. А. Литвиновой, Н. К. Смирнова, Б. Н. Чумакова, Ю. П. Шорина представлены современные взгляды на проблему формирования образовательной среды для сохранения здоровья подростков. В. А. Ясвина рассматривает образовательную среду, как совокупность условий для раскрытия интересов и способностей школьников, эти условия обеспечивают личностное развитие и саморазвитие [4]. В связи с переходом на дистанционное обучение из-за распространения эпидемии COVID-2019 произошли изменения в образовательной в образовательной среде.
Целью нашего исследования является изучение динамики влияния электронного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста.
Объект исследования: школьники подросткового возраста.
Предмет исследования: динамика проявления успеваемости в школе.
Экспериментальная база исследования : Частная русская школа Appletreeschool Южная Корея
Гипотезу исследования составила проверка следующих положений:
H0: Дистанционное обучение значительно не улучшает успеваемость
H1: Дистанционное обучение значительно улучшает академическую успеваемость
H0: Значительный эффект от дистанционного обучения для улучшения учебного процесса отсутствует
H1: Дистанционное обучение оказывает значительное влияние на улучшение учебного процесса.
H0: Нет значительного влияния мотивации дистанционного обучения на результаты саморазвития
H1: Дистанционное обучение оказывает значительное влияние на результаты саморазвития.
Рассмотрим эпидемиологические фазы пандемии [5]
Первый этап или подготовительный этап: правительства применяют социальное дистанцирование, закрытие и общие меры гигиены, чтобы сдержать и смягчить распространение инфекции и сузить кривую новых случаев с течением времени.
Вторая фаза или фаза максимума точки: кривая достигает наивысшей частоты новых случаев и пиков уровня смертности, включая фазу плато.
Третий этап или этап возврата к нормальной жизни: восстановление после пандемии, которое требует реорганизации и восстановления служб и практик.
Меры сдерживания и смягчения, такие как социальное дистанцирование и гигиена, могут привести к сглаживанию кривой и, таким образом, к уменьшению высоты максимума точки (числа инфицированных субъектов), но с более длительным периодом времени для возврата к нормальному состоянию.
Риски для психического здоровья детей и подростков, связанные с пандемией
С момента объявления пандемии на уровне общины имело место нарушение или более ограниченный доступ к основным услугам, таким как детский сад, школы и обычное медицинское обслуживание. Были закрыты, частично закрыты или сокращены услуги стационаров и детских садов.
Кроме того, ограничены возможности проведения досуга. Во время действия ограничительных мер детям не разрешалось пользоваться обычными игровыми площадками, деятельность социальных групп запрещена, а спортивные клубы были закрыты. Социальные отношения были сильно ограничены ближайшими членами семьи. Это может оказать негативное влияние на детей и подростков, учитывая важность контактов со сверстниками для социального развития. Школы были переведены на дистанционное обучение. Следовательно, при оценке преимуществ и недостатков этой конкретной меры необходимо учитывать возможные негативные последствия, такие как потеря времени на обучение, ограниченный доступ к сверстникам и потеря повседневной структуры.
Методы исследования
Это исследование в своем подходе является исследованием описательного характера.
Для сбора данных из полевых исследований использовалась Методика онлайн-опроса. Были проведены 2 опроса: опрос подростков и опрос родителей.
Переменные, рассматриваемые в этом исследовании, — успеваемость и учебный процесс — эндогенные переменные.
Всего приняли в опросе 106 респондентов и 92 оценены.
Для изучения изменения успеваемости школьников использовался сплошной анкетный опрос. Анкета содержала: 1. Оценки учеников по предметам до введения дистанционного обучения. 2. Оценки по предметам после введения дистанционного обучения 3. Количество свободного времени от учебы до введения дистанционного обучения 4. Количество свободного времени от учебы до введения дистанционного обучения 5. Личные характеристики респондентов 6. Хобби интересы, увлечения
Характеристики проанализированы с помощью описательной статистики, включающей частотное распределение и проценты.
Общее число респондентов — 106: 64 % мальчики; 36 % девочки.
Анализ результатов исследования свидетельствует о значительном влиянии электронного обучения на выполнение домашнего задания и саморазвитие, что приводит к улучшению учебного процесса и высокой академической успеваемости. Также большинство учащихся предпочли быть поглощенными электронными развлечениями и деятельностью в социальных сетях, которая отрицательно влияет на учебный процесс и результаты.
Существует значительное влияние процесса электронного обучения на улучшение обучения, в то время как результат саморазвития был обратно связан с улучшением процесса обучения. [8] Это указывает на то, что большинство учащихся средних школ не в полной мере использовали возможность саморазвития, получаемого с помощью электронного обучения, которое позволяет значительно улучшить процесс обучения. Следовательно, мы принимаем гипотезу о том, что исследования по упрощению формальностей электронного обучения оказывают значительное влияние на улучшение обучения отвергая нулевую гипотезу о том, что электронное обучение способствовало обучению, не влияет на улучшенные процесс изучения.
Беспокойство детей из-за COVID-19 по 10-ти бальной шкале оценили родители: 0б. — 15 %, 1б. — 5 %, 2б. — 10 %, 3б. — 20 %, 4б. — 5 %, 5б. — 20 %, 6б. — 5 %, 8б. — 20 %. Приведенные результаты объясняются тем, что у всех детей разные психотипы. У подростков при дистанционном обучении повышался уровень тревожности. Ученики испытывали стресс, от недостаточной компьютерной грамотности, когда не могли найти нужную информацию, при некорректной работе программного, от неумения пользоваться электронными ресурсами и сервисами. Повышалась нервозность, наблюдалось ухудшение сна и повышение давления. Подростки общались с одноклассниками через социальные сети и по телефону, 30 % школьников совсем не общались с друзьями и одноклассниками.
При дистанционном обучении можно выделить следующие проблемы, вызывающие стресс у школьников.
При разборе новых тем испытывали трудности 69,3 % респондентов. 2. Страдали от отсутствия личного общения со сверстниками и учителем 94,8 % респондентов. 3. Были дома одни во время дистанционного обучения, и никто не мог помочь со школьной программой и техническими трудностями 41,9 % респондентов. 4. Считают, что много времени проводят за компьютером и телефоном по не учебным вопросам 62,4 % респондентов. 5. Нет необходимой техники: принтера, компьютера и домашнего интернета у 27,3 % респондентов 6. Вызывала стресс подготовка ВПР у 11,2 % респондентов.
Заключение
Дистанционное обучение негативно влияет на здоровье и психического состояние детей подросткового возраста. Подростки испытывают наиболее острую необходимость в общении со сверстниками [1], в отсутствии которой, мотивация к обучению сильно снижается. При посещении дистанционных уроков подростки часто испытывают страх или стеснение при включении видеокамеры, учителям сложно учитывать психофизиологические, индивидуальные особенности; подростки жаловались не несправедливое оценивание. С другой стороны, родители испытывают сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за экраном телефона приводит к утомлению что приводит к дополнительной нагрузке на здоровье. Анализируя опросы можно сделать выводы о недостаточной компетентности в области возрастной психологии и компьютерной безопасности у родителей. Планируется провести следующее исследование с формированием методического обеспечения для сбережения здоровья участников дистанционного обучения.
Литература:
- Слепко Ю. Н. Психология учебной деятельности школьника: системогенетический подход: монография / Ю. Н. Слепко, Ю. П. Поваренков; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. — 263 с.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 41. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 28.04.2020)
- Эверт Л. С., Потупчик Т. В., Гришкевич Н. Ю., Ахмельдинова Ю. Р. Показатели социально-психологической адаптации и эмоционального статуса подростков и лиц юношеского возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychiatr.ru (дата обращения: 10.10.2020)
- Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365с.
- COVID-19 и рядом не стоял: самые страшные эпидемии и пандемии в истории человечества [Электронный ресурс] / Региональный информационный холдинг «ДОН-МЕДИА» 2015–2020. Режим доступа: https://don24.ru/rubric/zdorove/covid-19-uzhe-ne-tak-pugaet-spisok-samyh-strashnyhpandemiy-v-istorii-chelovechestva.htm (дата обращения: 10.10.2020)
- Holley, D. Which Room is the Virtual Seminar in Please» Education and Training. -2002. -44(3), -P 112- 121.
- Horton, W. (2005). Leading e-learning; http://www.e-learningguru.com ASTD.
- Kearsley, G. Online education: learning and teaching in cyberspace. Belmont, CA: Wadsworth. Liaw, S. S. Investigating students’ perceived satisfaction, behavioral intention, and effectiveness of e-learning: A case study of the Blackboard system. Computers & Education, 51(2), -2008. -P. 864–873.