Время обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, которые возникают в процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся в течение жизни и не ограниченный стенами учебной аудитории [1].
Именно как человек видит себя в жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется периодом обучения в университете. Ведь в это время человек делает первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин и фактов. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся.
Самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности [3].
Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.
Но аспект влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе освещён слабо, вследствие чего я решила в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется мне наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.
Объект исследования:самооценка студента.
Предмет исследования:влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.
Цель исследования: выявление связи между уровнем самооценки и уровнем академической успешности студентов.
Гипотеза исследования: существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и академической успешностью обучения студента в ВУЗе.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира [4].
Критериями учебной успешности является академическая (учебная) успеваемость, отражающая в балльной оценке уровень учебных достижений, а также заинтересованность, мотивированность, качество и способы умственной работы. Вследствие индивидуально-психологических различий в структуре учебно-познавательной деятельности одни студенты довольно быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — сравнительно медленно, а некоторые вовсе не могут к ним приблизиться. В данном случае говорят о таких свойствах психического развития человека, как его обучаемость или воспитуемость, под которыми подразумевают приобретенную под влиянием образования, обучения и воспитания внутреннюю готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами последующего обучения и воспитания. Обучаемость и воспитуемость становятся важнейшими условиями и факторами дальнейшего развития человека и формирования его как личности и субъекта деятельности.
Результаты проведенного исследования уровня самооценки и успеваемости представлены в таблице 1
В ходе интерпретации проведенных методик, мы сделали закономерный вывод о том, что в целом по выборке нельзя отнести большинство опрошенных к одному уровню самооценки. У девушек результаты относятся практически ко всем интервалам: к заниженному, адекватному, и завышенному по невротическому типу. Результаты исследования у парней в большей степени относятся к адекватному уровню самооценки.
Таблица 1
Сводная таблица данных (количественных ипроцентных) психодиагностических методик.
Методики |
Мужчины (N=29 чел) |
Женщины (N=32 чел) |
Все (N=61чел) |
||||
Самооценка |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
Опрос С. А. Будасси |
заниженная |
0 |
0 |
2 |
6 |
2 |
3 |
адекватная |
18 |
62 |
9 |
28 |
27 |
44 |
|
завышена по невр. типу |
10 |
35 |
18 |
56 |
28 |
46 |
|
завышенная |
1 |
3 |
3 |
10 |
4 |
7 |
|
всего |
29 |
100 |
32 |
100 |
61 |
100 |
|
Тестирование Т.Дембо-С.Рубинштейн |
заниженная |
15 |
52 |
22 |
69 |
37 |
61 |
адекватная |
14 |
48 |
10 |
31 |
24 |
39 |
|
завышенная |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
всего |
29 |
100 |
32 |
100 |
61 |
100 |
|
По приведенным средним результатам можно наблюдать: по методике Будасси средние показатели описывают адекватный уровень самооценки у парней, и завышенный уровень самооценки по невротическому типу у девушек.
По методике Т.Дембо — С.Рубинштейн можно наблюдать схожий результат между девушками и парнями. У девушек средний результат меньше на 0,34 и относится к другому интервалу — заниженной самооценки, так как у парней самооценка по этой методике выражена по адекватной характеристике.
Таблица 2
Средние показатели результатов методик взависимости от гендера.
Показатели уровня самооценки |
|||
Пол |
N |
Среднее |
|
Опрос С. А. Будасси |
м |
29 |
0,64 |
ж |
32 |
0,74 |
|
Тестирование Т.Дембо-С.Рубинштейн |
м |
29 |
4,04 |
ж |
32 |
3,70 |
|
Мы наблюдаем разницу полученных значений в зависимости от гендерной принадлежности: в опросе С. А. Будасси 0,1, в тестировании Т.Дембо-С.Рубинштейн 0,34
Далее мы применим метод парных корреляций Пирсона, которая показала наличие связи между показателями уровня самооценки и значением академической успешности. То есть мы можем говорить о наличии достоверной прямой связи между высоким уровнем выраженности самооценки и высоким уровнем академической успешности.
Применение метода корреляций Пирсона выявило статистически значимую положительную связь между показателями уровня самооценки и успеваемости студентов. То есть, мы можем говорить о наличии достоверной прямой связи между уровнем самооценки и уровнем академической успешности обследованных. В данном случае, можно заключить, что завышенная или адекватная самооценка влечет за собой хорошую академическую успешность.
Для наглядного примера приведем пример диаграммы, показывающий в первом случае: полученные результаты исследования по методике опросника С. А. Будасси, во втором: результаты тестирования Т.Дембо-С.Рубинштейн.
Рис. 1. Процентное соотношение уровней самооценки всей выборки, выявленное с помощью методики С. А. Будасси
Рис. 2. Процентное соотношение уровней самооценки всей выборки, выявленное с помощью методики Т.Дембо-С.Рубинштейн
Проведя корреляционный анализ по двум методикам мы пришли к выводу, что по методике для исследования особенностей самооценки и самоотношения Т.Дембо-С.Рубинштейн гипотеза подтвердилась. Это явилось следствием того, что мы можем наблюдать самооценку непосредственно, но и косвенно — по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке — это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.
По тесту «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси) мы пришли к выводу, что наша гипотеза о том что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе подтвердилась.
Литература:
- А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007.-С.313
- Борисова Е. М.. О роли учебной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2009г., с.159–177
- Бороздина Л. В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие.
- Вовчик-Блакитина М. В. Некоторые индивидуально-психологические особенности хорошо успевающих студентов. Советская педагогика. 1999. № 2. С. 85–94.