Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 01.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте / М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115025/ (дата обращения: 30.06.2024).



Актуальность данной темы вызвана начальным формированием мотивации достижения в младшем школьном возрасте, что подводит к необходимости формирования у детей здоровой самооценки, которая поможет им в будущем развитии и получении профессии. Сфера мотивации достижения и самооценки неразрывно связано с коммуникацией детей между собой, что крайне важно в младшем школьном возрасте для будущей устойчивой жизненной позиции, а также формирования притязаний.

Проблеме мотивации достижения посвящены работы зарубежных (Дж. Аткинсон, А. Мюррей, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, К. Левин и др.) и отечественных ученых (М. Ш. Магомед-Эминов, Н. А. Батурин, Ю. М. Орлов, Е. А. Воробьева, В. И. Степанский, Т. О. Гордеева, Н. В. Афанасьева, С. А. Шапкин и др.).

С. В. Рубцов отмечает, что теория мотивации достижения происходило в трех основных областях. К данным аспектам ученый относит когнитивный, бихевиористский, биологический [1].

Самооценку же психология рассматривает с точки зрения комплекса знаний человека о самом себе. Такое знание формируется в первую очередь в сравнении собственного образа, с образами окружающих. Создание комплекса знаний, основанных на данном сравнении, играет весомую роль в формировании у человека целостного образа представления самого себя [2].

Проблема исследования : каковы особенности связи мотивации достижения с уровнем самооценки младших школьников?

Цель исследования : выявить особенности связи мотивации достижения с уровнем самооценки у младших.

Гипотеза исследования : существует связь мотивации достижения и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, а именно: чем выше уровень самооценки личности, тем выше мотивация достижения в младшем школьном возрасте.

Мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения человека. Данная проблема изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множественность понимания сущности и структуры проблемы мотивации, что объясняет её сложность и многоаспектность.

База и выборка исследования : МБОУ «СОШ № 20», младшие школьники в возрасте 7–8 лет, всего 30 человек.

Исследование проходило в очном формате с использованием анкетирования. Испытуемые являются жителями города Белгород. Детям был дан распечатанный материал для прохождения исследования.

Для определения уровня мотивации достижения была использована Методика «Мотивация к успеху» за авторством Т. Элерса. Для определения уровня самооценки детей была использована методика «Лесенка самооценки», разработанная В. Г. Щур. Для поиска статистически достоверной связи был использован корреляционный критерий Пирсона.

Распределение респондентов по уровню мотивации достижения

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню мотивации достижения

Согласно результатам исследования, у 50 % детей наблюдается повышенный уровень мотивации. Это может свидетельствовать о том, что данные школьники предпочитают средний уровень риска, а также обладают умеренным уровнем притязаний на успех.

У 33 % младших школьников данной выборки был выявлен средний уровень мотивации среди детей. Это может значить, что данные школьники имеют более низкую готовность к риску.

Высокий уровень мотивации набрали 14 % респондентов в выборке. Такая мотивация может привести к снижению готовности к риску у детей.

Лишь у 3 % младших школьников был обнаружен низкий уровень мотивации достижения. Такие дети предпочитают либо совсем не рисковать, либо имеют высокий уровень риска. При этом, их надежда на успех несколько выше.

Перейдем к анализу и интерпретации данных, полученных при изучении уровня самооценки младших школьников.

Распределение респондентов по уровню самооценки

Рис. 2. Распределение респондентов по уровню самооценки

Перейдем к анализу и интерпретации данных, полученных при изучении уровня самооценки младших школьников. Проанализировав полученные данные, можно заметить, что большой процент детей имеют завышенную самооценку (43 %). Это может свидетельствовать о том, что данные дети проявляют активность и уверенность в учебной деятельности, не зажимаясь в рамки и не стесняясь себя.

Адекватной самооценкой обладает 33 % респондентов. Это сидетельствует о наличии у ребенка сформированного положительного отношения к себе; он умеет оценивать себя и свою деятельность. Они отличаются стремлением к достижению успехов в учебе, с проявление самостоятельности.

Заниженный уровень самооценки был выявлен у 10 % детей в выборке. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Такие дети могут стараться реализовывать себя вдали от школьных уроков. При этом, может произойти компенсация и переход самооценки на завышенную из-за успехов в сугубо посильных делах.

Резко заниженная самооценка получила чуть большее количество респондентов (14 %). Исследователи упоминают, что обычно в классе можно наблюдать от 8 % до 10 % детей с таким уровнем самооценки. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т. д.

Данные демонстрируют наличие статистически значимой связи мотивации достижения и самооценки младших школьников в данной выборке (р ≦ 0,01). Таким образом, на основании корреляционного анализа мы можем заключить, что существует прямая связь между мотивацией достижения и самооценкой младших школьников (r = 0,532, р ≦ 0,01). Характер полученной связи может говорить о том, что чем выше уровень самооценки младших школьников, тем выше уровень мотивации достижения в процессе обучения. Данное исследование подтвердило поставленную ранее гипотезу.

Литература:

  1. Кручинин В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте [Текст]: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. — 155 с. ISBN 978–5-87941–609.
  2. Семенова, А. В. Анализ влияния самооценки на ее поведение в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс] / А. В. Семенова // Ивановский государственный университет. 2015.- Режим доступа: https://studfile.net/preview/2838903/page:3/.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень самооценки, младший школьный возраст, ребенок, уровень мотивации достижения, школьник, изучение уровня самооценки, интерпретация данных, мотивация достижения, особенность связи мотивации достижения, распределение респондентов.


Похожие статьи

Задать вопрос