Важную роль в обеспечении эффективности обучения и улучшения качества подготовки молодых специалистов играют мероприятия, направленные на повышение работоспособности студентов в процессе их учебы в вузе.
В условиях современного вуза на первый план выдвигается проблема адаптации студентов к новым условиям жизни и обучения [1,3].
Адаптация — процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студентов должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий [5]. Ее актуальность определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему внутривузовских отношений. Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста
Проходит немало времени, прежде чем студент приспособиться к новым требованиям обучения. Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии [4,6.].
Установлено, что адекватная физическая тренировка в процессе индивидуального развития обеспечивает достаточно высокий уровень резервных возможностей организма [1]. Как правило, лица, занимающиеся физической культурой и спортом, меньше тратят времени на подготовку к занятиям, у них медленнее развивается явление умственного утомления и быстрее восстанавливается работоспособность за счет улучшения восстановительных процессов.
Практический интерес с этой точки зрения представляют исследования по изучению совместного действия умственной нагрузки и спорта на умственную работоспособность студентов. Среди комплекса методов исследования наиболее адекватными и информативными являются методы по изучению функционального состояния центральной нервной системы.
Исходя из вышеизложенного, мы поставили целью работы на основании комплексного исследования функционального состояния ЦНС выявить влияние занятий спортом на процессы адаптации девушек в период их обучения в педагогическом вузе.
Объектом исследования служили девушки института физической культуры и спорта (22 чел). В качестве контроля были взяты девушки факультета начальных классов (25 чел.), не занимающихся спортом. Для оценки функционального состояния ЦНС были использованы следующие показатели: критическая частота световых мельканий (КЧССМ), зрительно-моторная реакция (ЗМР), слухо-моторная реакция (СМР), тест САН и корректурная проба с кольцами Ландольта. Зрительно-моторная и слухо-моторная реакции измерялись прибором КТД-* (Венгрия) с автоматической регистрацией результатов, а критическая частота мельканий прибором КЧССМ с люминесцентным индикатором. Тест САН и корректурную пробу проводили по общепринятым тестам. Исследования проводили трижды в год (в начале учебного года, в конце 1-го и 2-го семестров). Математическая обработка проводилась методом вариационной статистики.
Анализ гистограмм теста САН свидетельствует о том, что после поступления у девушек обоих факультетов было хорошее самочувствие. Они отмечали высокую работоспособность и бодрость. Однако часть студентов физической культуры чувствовали себя не совсем здоровыми, а у девушек факультета начальных классов выявлялась некоторая напряженность. В конце учебного года самочувствие ухудшилось: появились признаки слабости, вялости и падения работоспособности. Высокая активность в начале года сменялась снижение подвижности, появлением некоторой пассивности и равнодушия. У большинства девушек обоих факультетов появилось желание отдохнуть и признаки рассеянности. Настроение в оба срока исследования было хорошее. Но около 40 % девушек факультета начальных классов были озабочены. В конце учебного года отмечено ухудшение настроения: появились признаки равнодушия, озабоченности и пессимизма, которые чаще отмечались у девушек начальных классов.
Объективные методы исследования показали, что при поступлении в вуз в ЦНС девушек обоих факультетов преобладали процессы торможения, проявляющиеся низким уровнем показателей КЧССМ, замедленной реакцией на слуховые и зрительные раздражения и более длительным временем выполнения корректурных проб. Следует отметить, что уровень этих показателей у девушек начальных классов был хуже, чем у студенток спортивного факультета, что свидетельствует о частичной адаптации студенток к новым условиям. Высокий уровень ошибок при выполнении корректурной пробы у лиц контрольной группы можно объяснить не только замедленной адаптацией, но и развитием утомления, вызванного высокой умственной нагрузкой по сравнению с девушками факультета физической культуры.
На втором курсе обучения на фоне общего хорошего самочувствия после летних каникул некоторые девушки спортивного факультета отмечали расслабленность и усталость, которые у девушек контрольной группы выявлялись лишь в конце года. В это же время уже подавляющее большинство спортсменок жаловались на снижение сил и усталость. Активность у 40–50 % девушек обоих факультетов была несколько снижена, а в конце года многие высказывали желание отдохнуть. Несмотря на общее хорошее настроение, у девушек начальных классов появились признаки озабоченности и пессимизма. Аналогичная картина выявлялась при анализе гистограмм теста САН на третьем году обучения.
Значительное улучшение фоновых показателей (КЧССМ, ЗМР. СМР и корректурной пробы), выявленные на втором курсе, характеризовались их стабилизацией в последующие годы учебы. Однако у девушек начальных классов показатели функционального состояния ЦНС были хуже, чем и девушек спортивного факультета. Это проявлялось большей длительностью слухо-моторной и зрительно-моторной реакцией, а также увеличение времени корректурной пробы. Динамика изменения изучаемых показателей позволяет высказать мнение, что процесс адаптации у девушек начальных классов заканчивается в конце 3-го курса, т. е. значительно позже, чем у девушек факультета физической культуры.
На четвертом году обучения девушки обеих групп отмечали хорошее самочувствие, высокую активность и бодрое настроение. В конце же года у 50 % девушек спортивного факультета выявлялись признаки усталости и утомления, появилась рассеянность и желание отдохнуть, а у части студенток — пессимизм. Показатель функционального состояния ЦНС у девушек факультета физической культуры практически находились на уровне предыдущих лет, а в контрольной — на уровне третьего курса. В отличии от первых трех лет в конце года выявлено достоверное ухудшение большинства показателей по сравнению с фоном.
На основании проведенных исследований можно прийти к заключению, что процесс адаптации девушек к условиям вуза имеет свои особенности. Во-первых, следует отметить более выраженный уровень дезадаптации у девушек начальных классов. То обстоятельство, что процесс адаптации у спортсменок протекает легче, можно объяснить тем, что значительная часть их живет с родителями и менее дезадаптирована к новым условиям.
Во-вторых, быстрее к условиям вуза адаптируются девушки спортивного факультета. Результаты исследований показали, что если стабилизация показателей у них выявляется уже в конце первого года обучения, то у девушек начальных классов — на третьем курсе. На наш взгляд, это связано с тем, что подавляющую часть факультета составляют девушки, принятые в вуз по целевому набору и проживающие до этого в сельской местности, которые медленнее адаптируются к учебным нагрузкам и условиям проживания.
Сравнивая показатели функционального состояния в различные периоды года, следует отметить ухудшение их в конце каждого учебного года. Увеличение времени слухо-моторной реакции, снижение показателей КЧССМ и повышение времени корректурной пробы свидетельствует о развитии тормозных процессов в ЦНС. В качестве причины вызванных сдвигов следует считать развитие утомления под влиянием учебной нагрузки. Более высокий уровень показателей у девушек контрольной группы обусловлен большим объемом умственной нагрузки, так как значительное место в учебном плане факультета физической культуры занимают спортивные дисциплины, снижающие умственную нагрузку.
Таким образом, характеризуя процессы адаптации в сравниваемых группах, можно констатировать, что адаптация у девушек спортивного факультета протекает значительно быстрее, а фаза адаптации — короче. Жалобы на повышение утомления в конце учебного года можно объяснить скорее всего перегрузками спортсменок в результате частых сборов и соревнований. Объективные показатели свидетельствуют о более выраженном утомлении у девушек начальных классов. Наряду с положительным эффектом, проявившемся в процессе адаптации, занятия спортом могут приводить к развитию физического утомления. Профилактика утомления должна быть направлена на разработку расписания, сочетающего рациональное чередование теоретических и спортивных дисциплин, и эффективный контроль за здоровьем спортсменов во время интенсивных тренировок и соревнований.
Практические рекомендации:
- Для студентов первого курса в программу «Введение в специальность» ввести курс лекций по основам адаптации в условиях вузовского обучения.
- При поступлении в вуз изучить методами психодиагностики уровень адаптации у студентов.
- Организовать индивидуализированную самостоятельную работу с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации.
Литература:
- Агаджанян, Н. А. Проблема адаптации и здоровье студентов / Н. А. Агаджанян, К. Т. Ветчинкина //Научные основы охраны здоровья студентов. — М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. — С.3.
- Алехин, И. В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества /И. В. Алехин // Вестник Башкирского университета. 2008. — № 2. — С.366–368.
- Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А. А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. -№ 3. — С.37–48
- Костенко, С. С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации / С. С. Костенко // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 8. — С. 36–38.
- Соловьев, А. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. — 2007. — № 4. — С. 54–56.
- Чернова, О. В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения / О. В. Чернова, М. В. Сячин. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2008. — № 4. — С. 65–74.