Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Измаханова, М. А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности / М. А. Измаханова, К. М. Сейтжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8.1 (88.1). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17630/ (дата обращения: 17.12.2024).

Физическая культура и спорт представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студентов, физическая культура представляет собой обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется путем гармонизации духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [2,8].

Процесс совершенствования системы физического воспитания студентов основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических и естественных наук, но на протяжении последних лет достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к занятиям физической культурой. В последнее время наблюдается общая тенденция возрастания роли физической культуры и спорта в жизни студентов, повышается уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни.

Исследования в среде студентов, по нашему убеждению, имеют существенное практическое значение для оптимизации системы физического воспитания.

Как показывают научные исследования, мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Для студентов младших курсов спорт и физическая культура не являются ничем, кроме как учебной дисциплиной в вузе. Студенты-старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Само понятие «спорт» девушки и юноши рассматривают по-разному. Для большинства девушек занятия спортом – это одно из средств, направленных на обладание красивой фигурой, правильной осанкой. Для юношей более характерно стремление максимально совершенствоваться в данном виде спорта для достижения наивысших результатов [2, 4].

В своей работе нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов, позволяющей выявить на основе выраженности конкретных мотивов деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию [1,9]. От опрашиваемого требовалось дать оценку значимости мотивов по пятибалльной шкале. Для статистической обработки данных был использован процентный t-критерий Стьюдента.

Выборка студентов включала 55 человек, студенток – 45 человек. Общая величина выборочной совокупности – 100 испытуемых.

Заинтересованность спортом проявляется следующим образом: среди студентов 8 % опрошенных читают спортивные газеты, 38% – смотрят спортивные передачи, 25% – посещают спортивные мероприятия, 29 % – ничем не интересуются.

При проведении исследования, мы выделили три блока мотивов, подходящих для исследования мотивации к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов: мотивы укрепления здоровья, мотивы развития двигательных и волевых качеств, эмоциональные мотивы. К мотивам укрепления здоровья относятся мотивы: стремление к укреплению и поддержанию здоровья, хорошее физическое самочувствие после занятий. В структуре мотивов развития двигательных и волевых качеств мы различаем такие мотивы: развитие силы, развитие выносливости, развитие скорости. К эмоциональным мотивам относятся мотивы: удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий [1,18].

Другой теоретической основой нашей работы для изучения мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза является концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, не связанных с ней (мотивы престижа, стремление получить зачет и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные.

Результаты исследований показали, что в настоящее время формирование у молодежи потребности к физическому самосовершенствованию актуально и должно быть долгосрочным позитивным результатом всей работы по физическому воспитанию. Вопрос физического воспитания рассматривался многими специалистами. Однако проблему повышения эффективности физического воспитания студентов в настоящее время нельзя считать достаточно решенной. Сегодня актуальной задачей для преподавателей физического воспитания является формирование у студентов позитивной мотивации к физической культуре и спорту. Поэтому наиболее важным в структуре личной физической культуры студента является мотивационный компонент.

Проблема исследования определялась противоречием между постоянно растущими требованиями к подготовке студентов вузов по физической культуре и не всегда достаточным уровнем мотивации к физической культуре и спорту.

В ходе исследования было выявлено, что в блоке мотивов укрепления здоровья наиболее значимыми являются мотивы стремления к укреплению и поддержанию здоровья (студенты – 58% и студентки – 46%), т. е. юноши достоверно (p<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культуры как к важному фактору укрепления здоровья.

При сравнении мотива «хорошее физическое самочувствие после занятий» не обнаружены значимые различия в оценках студентов и студенток педагогического вуза (студенты – 52% и студентки – 49%).

В группе мотивов развития двигательных и волевых качеств наибольший вес имеют мотивы развития силы и развития выносливости. Результаты сравнительного исследования мотивов развития силы показывают, что эти мотивы студентов достоверно (p<0,05) отличаются от мотивов студенток. Больший удельный вес в мотивационной структуре студентов имеют и мотивы развития выносливости, (студенты – 64% и студентки – 52%). Если студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и волевых качеств, то для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с точки зрения развития двигательных и волевых качеств.

Результаты исследования показывают, что эмоциональные мотивы (удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий) не имеют большого удельного веса для мотивации учебной деятельности к занятиям физической культурой. Лишь третья часть опрошенных студентов педагогических вузов указали на положительное значение эмоциональных мотивов.

Для сравнения мотивационных компонентов (внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации) студентов и студенток нашего вуза нами был использован t-критерий студента.

По полученным данным видно, что достоверных различий по внутренней мотивации между студентами и студентками не наблюдается.

Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации студентов и студенток педагогических вузов преобладает внешняя положительная мотивация, а на второй позиции у студентов находится внутренняя мотивация, а у студенток – внешняя отрицательная мотивация.

Кроме того, можно заметить, что более высокие показатели внешней положительной мотивации студентов педагогических вузов достоверно (p<0,05) отличаются от внешней положительной мотивации студенток. Данный факт в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как фактор, указывающий на половые различия. Студенты и студентки института, судя по результатам исследования, сильно отличаются по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. У студенток стремление избегать критики со стороны преподавателей или друзей, а также уход от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности на занятиях физической культуры, чем у студентов. Таким образом, результаты исследования подтвердили то, что мотивационная структура студентов и студенток в ракурсе исследуемой проблематики отличается.

В заключение сопоставим полученные результаты с итогами исследований, проведенных другими учеными. Наши данные совпадают с результатами, представленными в работах. Вероятно, что сохранение интереса к двигательной активности соответствует психологии современной молодежи. Поскольку здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, то важно поддержать интерес к физической культуре, положительное мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании. Для этого следует смещать акцент внимания с нормативных показателей физкультурно-спортивной деятельности и как можно чаще разнообразить практические занятия, путем включения в них современных средств физической культуры и форм занятий [3, 4].

На вопросы о том, как привлечь студентов к занятиям физической культурой и что нужно сделать для того, чтобы занимающиеся как можно дольше с ними не расставались, можно ответить только при хорошем знании системы мотивов, побуждающих студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, система занятий физической культурой должна быть таковой, чтобы полноценно реализовывать задачу развития систем внутренней и внешней мотивации личности. Наше исследование показало, что теперь в процессе занятий физической культурой действует в основном внешняя мотивация, поэтому первостепенное значение должно уделяться вопросу формирования внутренней мотивации. В заключении отметим, что исследование мотивационных особенностей студентов вуза может служить исходным основанием для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств учебного процесса на занятиях физической культурой.

 

Литература:

1.      Баламутова, Н. М. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 1. – С. 79–85.

2.      Коник, Г. А. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений / Г. А. Коник, В. А. Темченко, Т. Е. Усова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2006. – № 4. – С. 107–108.

3.      Конкина, М. А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи / М. А. Конкина // 2008. – С. 1–3.

4.      Коноплева, Е. Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов не физкультурных вузов посредством лекционных занятий по теории и методике физкультуры / Е. Н. Коноплева // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2008. – № 3. – С. 45–51.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, студент, внешняя положительная мотивация, внутренняя мотивация, внешняя отрицательная мотивация, студентка, физическое воспитание, внешняя мотивация, мотив.


Похожие статьи

Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста

Влияние физкультурно-оздоровительной, сюжетно-игровой образовательной деятельности на физическое и интеллектуальное развитие

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Похожие статьи

Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста

Влияние физкультурно-оздоровительной, сюжетно-игровой образовательной деятельности на физическое и интеллектуальное развитие

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Задать вопрос