Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безденежных, Г. А. Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста / Г. А. Безденежных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2254/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить либо полностью нейтрализовать указанные нехорошие тенденции [1].

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества) [2].

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Концепция тренировки, по определению В.К. Бальсевича, – пока единственная научно-обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека [3].

В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созревание организма. Он способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы. В связи с этим дошкольное детство нельзя упускать не только для сохранения, но и укрепления и формирования здоровья. Одним из наиболее важных факторов, способствующих этому, может быть оптимальная физическая нагрузка на организм – определенная величина физических упражнений [1; 2].

В течение учебного 2010/11 года нами была реализована система физкультурно-оздоровительной тренировки для детей старшего дошкольного возраста.

Нами был составлен физкультурно-оздоровительный комплекс занятий, рассчитанный на 10 недель. Физкультурно-оздоровительный комплекс был разделен на 3 периода:

  1. Общеподготовительный период.

  2. Период специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных занятий.

  3. Соревновательно-тренировочный период.

Продолжительность каждого периода составляет 3-4 недельных микроцикла.

Микроцикл представляет собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из 2 занятий одного типа в структуре недели, в котором решаются конкретные задачи. Данный комплекс физкультурно-оздоровительной тренировки был внедрен в учебно-воспитательный процесс детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).

В соответствии с программой «Детство» большее количество времени уделялось обучению и совершенствованию выполнения основных видов движений. На каждом учебном занятии выполнялись упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, и для удобства планирования и построения занятий, объединенные по направленности воздействия в три группы.

Таблица 1

Характеристика комплекса физкультурно-оздоровительной тренировки

Период

Задачи и

основное содержание периода

Общеподготовительный

Продолжался в течение 3 недель и включал в себя 6 занятий академического и учебно-тренировочного типа. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий, преимущественного развития ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий и подвижных игр. В течение проведения общеподготовительного периода физическая нагрузка распределялась таким образом, что к окончанию периода интенсивность, величина и объем физической нагрузки постепенно увеличивалась.

Специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных занятий

Продолжался в течение 3 недель, в него вошли 6 физкультурно-тренировочных занятий учебно-тренировочного и тренировочного типа. В этот период физическая нагрузка достигает своего максимума. На этом этапе решались задачи повышения уровня физической подготовленности, развития основных физических качеств. Продолжается развитие скоростно-силовых и силовых способностей, выносливости на основе активного внедрения в учебно-воспитательный процесс специального адаптированного для дошкольников метода круговой тренировки.

Соревновательно-тренировочный

Длительность периода составила 4 недели. В его состав вошли 8 физкультурно-тренировочных занятий. В начале периода дети выполняют задания на повышение качества выполнения основных видов движений, совершенствования основных двигательных умений и навыков. В середине периода проводятся соревнования в основных видах движений, соревнования по подвижным играм, эстафетам. В последнюю неделю периода физическая нагрузка снижается.


Для проверки эффективности разработанного комплекса физкультурно-тренировочных занятий, эффективности распределения величины, объема и интенсивности физической нагрузки нами был проведен ряд исследований. Исследование проходило в МБДОУ №193 г. Красноярска. Исследование проходило в период с 01.02.2011 по 12.04.2011, в исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

Исследования были направлены на выявление динамики основных гемодинамических показателей – частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови (ЧСС, СО, МОК).

Данные показатели отражают адаптацию организма к физическим нагрузкам и, следовательно, повышение уровня физической работоспособности организма. Данные показатели измерялись до и после применения физкультурно-тренировочного комплекса, данные показатели измерялись до и после каждого физкультурного занятия и отслеживалась динамика их изменения [4; 5].

Также для оценки эффективности разработанного нами физкультурно-тренировочного комплекса нами в начале и конце периода у детей принимались контрольные упражнения, которые отражают проявление основных физических качеств:

  1. Прыжок в длину с места.

  2. Прыжок вверх с разбега.

  3. Прыжок в высоту с места.

  4. Метание груза 250 гр.

  5. Метание набивного мяча.

Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к следующим выводам.

Реализованная в течение учебного 2010/11 года система физкультурно-оздоровительной тренировки для детей старшего дошкольного возраста позволила повысить у детей уровень физической и функциональной подготовленности.

Это выражается в приросте показателей контрольных упражнений, характеризующих проявление основных физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. В результате внедрения в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, разработанного физкультурно-оздоровительного комплекса занятий нам удалось добиться прироста результатов во всех контрольных испытаниях, наибольшего прироста мы добились в показателях, характеризующих проявление скоростно-силовых качеств (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования уровня физической подготовленности

Показатели

До исследования

После исследования

t

p

Прыжок в длину, см

115±30,77

119±13,33

0,578

Недост.

Прыжок вверх
с разбега, см

41±5,13

45±2,56

3,659

<0,01

Прыжок в высоту
с места, см

31±6,36

35±2,62

2,450

<0,05

Метание груза 250 гр., см

541±61,07

564±63,61

1,289

Недост.

Метание набивного
мяча, см

269±30,77

313±76,92

2,520

<0,05


Уровень функциональной подготовленности мы оценивали по динамике основных гемодинамических показателей, по реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и адаптацию организма детей старшего дошкольного возраста к физической нагрузке.

По окончании исследования результаты, полученные нами при изучении показателей систолического объема крови представили в виде графиков
(Рис. 1).

Рис.1. Динамика систолического объема крови в ходе проведения исследования, мл

За время проведения исследования у детей снизилась ЧСС в покое, что говорит о более экономной работе сердца в состоянии покоя и характеризует адаптацию организма к физической нагрузке. В начале проведения исследования ЧСС в покое составляла 97 ударов в минуту, после проведения исследования этот показатель снизился до 90 ударов в минуту. Систолический и минутный объем крови также снизились в состоянии покоя. Динамика изменения СО и МОК при физической нагрузке зависела от типа физкультурного занятия и характера физической нагрузки.

Результаты, полученные нами при изучении показателей минутного объема крови, представили также в виде графиков (Рис. 2).

Рис.2. Динамика минутного объема крови в ходе проведения исследования, л

Подводя итоги исследования, направленного на выявление эффективности разработанного комплекса физкультурно-тренировочных занятий, эффективности распределения величины, объема и интенсивности физической нагрузки мы пришли к следующим выводам:

  1. За время проведения исследования нам удалось добиться повышения уровня физической подготовленности, что выражается в приросте результатов контрольных упражнений, характеризующих уровень развития основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

  2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса физкультурно-тренировочных занятий, включающих в себя три периода с четким распределением величины и интенсивности физических нагрузок, обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что позволяет достичь более высокого уровня работоспособности.


Литература:
  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

  2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.

  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – 287 с.

  4. Завьялов А.И. Биопедагогика или спортивная тренировка. - Красноярск: МП "Полис", 1992. - 64 с.

  5. Завьялов А.И. Таблица систолического объема сердца // Теория и практика физической культуры. – 1978. – №8. – С. 62-65.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая нагрузка, старший дошкольный возраст, физкультурно-оздоровительная тренировка, занятие, основной вид движений, показатель, ребенок, физическая подготовленность, дошкольное детство, набивной мяч.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Похожие статьи

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования потребности к занятиям физической культурой старших дошкольников в семейном воспитании

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях