Влияние физкультурно-оздоровительной, сюжетно-игровой образовательной деятельности на физическое и интеллектуальное развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Боровик, Н. В. Влияние физкультурно-оздоровительной, сюжетно-игровой образовательной деятельности на физическое и интеллектуальное развитие / Н. В. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4 (86.4). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16435/ (дата обращения: 19.12.2024).

Тема: Путешествие к Северному и Южному полюсу.

(Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности в физкультурно-оздоровительной образовательной ситуации)

Цель формировать и закреплять навыки правильной осанки посредством физических упражнений и интеллектуального развития.

Задачи:

·                    оздоровительные – способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, укреплению опорно-двигательного аппарата;

·                    обучающие – совершенствовать технику выполнения упражнений, ходьбы с преодолением препятствий, лазания по гимнастической скамейке;

·                    познавательные – расширять представления о географическом расположении Северного и Южного  полюса, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктики и Антарктиды; учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных; развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

·                    воспитательные – воспитывать бережное отношение к животным и птицам, чувство коллективизма, сопереживания, любознательность, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: 

Дорожка здоровья: ребристая доска, массажные коврики, гимнастическая скамейка; обруч – «озеро» для рыбок, рыбки из салфеток,  кочки, «шуршики».

Материал:

Подготовленные картинки по темам: животный мир Арктики и Антарктиды, глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние, песни  «Пингвины», «Где-то на белом свете».

Сценарий образовательной ситуации.

Инструктор

- Отгадайте-ка ребятки, вот про что моя загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она – большущий шар.   (земля)

Игровая ситуация:

– Ребята, вы уже знаете, что глобус – уменьшенная модель Земли. А я вам расскажу то, что его «макушка» выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.

Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей)

Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет.

Если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» –  огромный материк Антарктида.

Холоднее места не найдешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век (фото 1).

(фото 1 «Ты на глобус посмотри, полюса там поищи!»)

 

– Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие  по Арктике и Антарктиде.        Только слабеньким, друзья, в наш поход идти нельзя!

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

(для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело,                              - гладить ладонями шею сверху вниз

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,                       - указательными пальцами растирать

Надо носик растирать.                                   крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,                               - приложить ко лбу ладони «козырьком»

Ладошку держим козырьком.                      и растирать его движ. в сторонывместе

«Вилку» пальчиками сделай,                     - указательными и средними пальцами

Массируй уши ты умело.                              растирать точки перед и за ушами

Знаем, знаем – да – да – да! –                     - потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна! (М.Ю. Картушина [3, с.136])

Инструктор

В Антарктиде айсберги и льды.

Среди льдов пингвины и киты

Да еще китихи и китята

В общем, где пингвины и киты, -

Маленькой сосулькой стал бы ты!

А чтобы нам не превратиться с сосульку потренируем наши ножки.

Малоподвижная игра «Карусель».

(может быть гимнастикой для стоп)

Завертелись карусели и помчались с ветерком.

Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом.

Повертелись, покружились, а потом остановились.

Дети, стоя на месте, выполняют перекат с пятки на носок.

Зрительная гимнастика «Маячок»

Дети, вытянув вперед руки, сжимают и разжимают кулаки с одновременным зажмуриванием глаз.

Инструктор

Вот теперь пора идти

Ждут преграды на пути

Не цветет там мак и клевер

Царство снега – это …(север)

Антарктида – это самое холодное место на Земле: летом – 50ºС., зимой – 90ºС.

Ходьба обычная.

Ходьба на носках, руки вверх, щелкая пальцами – по сугробам

Ходьба на пятках, руки в стороны, сжимая кисти рук.

Ходьба на носках приставным шагом, руки вперед, поочередно соединяя все пальцы с большим пальцем.

По льду неуклюжа, ходят пингвины – ходьба на пятках.

Лед кругом, а эти птицы

Не боятся простудиться…(Пингвины)

Пингвины живут только на южном полюсе в Антарктиде.

В океане темно-синем,  - ходьба на внешней стороне стопы.

Лапой, выудив моржа

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Белые медведи живут на северном полюсе в Арктике.

Зверь морской клыкастый, - «черепашки», на низких четвереньках.

Вместо ног – ласты. (Морж)

Бег с захлестом голени.

В течение      всего   года   над Антарктидой и Арктикой дуют мощные полярные ветры.

Бег змейкой на носках или скамейка между ногами – через снежную гору. (фото 2)

(фото 2 «Через снежную гору)

Часто ветер поднимает снежную пыль и закручивает ее в вихрях – так  назревают снежные бураны.

Ходьба на носках, одна рука вверх другая низ; волнообразные движения вверх – вниз.

Весной и осенью в полярных областях  можно понаблюдать одно из красивейших явление природы – полярное сияние.

Ходьба на  внешней стороне стопы, руки  вверх, опустить руки через стороны вниз.

На ночном небе, загораются сверкающие дуги, переливаясь разными цветами.

Ходьба на носках, руки в стороны; сжимать разжимать кисти рук.

Этот фейерверк  устраивает Солнце.

Ходьба перекатом с пятки на носок, руки вверх, ладони соединить.

Весной  можно увидеть голубовато-зеленого цвета острова – бродяги – это Айсберги.

Дети ложатся на коврики.

Зимой в Арктике не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки -  ночь. И тянется она полгода. В центре Арктики весь покрытый льдом находится Северный Ледовитый океан.

Упражнение № 1«волны океана»

И.п.: лежа на спине, одна рука вверх, другая вниз

- поочередное поднимание и опускание рук.

А вот по океану проплывает айсберг.

Упражнение № 2«айсберг»

И.п.: то же.

- плавно поднять нижнюю часть туловища и  ноги вверх,  руками тянуться к носкам.

Но, несмотря на холод и полярную ночь живут в Арктике различные птицы и животные.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит!

Питается тюлень рыбой. Хорошо плавает, ныряет. Вместо ног – ласты.

Упражнение № 3«тюлени»

И.п.: лежа на спине, руки внизу.

- приподняться и посмотреть на «ласты».

Любят и нырять. Могут находиться под водой до 18 минут.

Упражнение № 4 «ныряльщики» (фото 3)

И.п.: то же руки вниз.

- сгруппироваться, удержаться несколько секунд.

Они замечательно плавают.

(фото 3 Упражнение «Ныряльщики»)

Упражнение № 5 «купание»

И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища одна внизу, другая вверху

- поочередное поднимание и опускание рук.

Их узкие крылья в воде действуют как ласты, а ноги как руль.

Упражнение № 6 « рулевые»

И.п.: то же, руки вдоль туловища, кисти в стороны.

- приподняться, удерживаясь на весу выполнять движения стопами - одной вверх, другой вниз.

Любят кататься на горке на брюшке.

Упражнение № 7 «катание с горки»

И.п.: стоя на коленях и ладонях.

Иногда они падают брюхом на лед и быстро скользят, помогая себе лапками и ластами – крыльями.

Многие арктические птицы откладывают яйца высоко на скалах, чтобы хищные звери не могли до них добраться.

Упражнение №8 «высокие гнезда»

И.п.: на высоких четвереньках.

- походить вокруг себя.

Прыгай в прорубь, не дрожи

Закаляйся, как… (моржи)

При помощи двух длинных клыка они выбираются на лед для отдыха. По льду и земле передвигаются, работая задними ластами. Могут находиться под водой почти 10 минут.

Упражнение №9  «моржи»

И.п.: сидя на ягодицах

- передвигаться вперед-назад.

Остаются в Арктике на всю зиму белые совы. Они гнездятся на земле, обычно на небольшом возвышении, чтобы было удобно наблюдать за окрестностями. Она не сразу откладывает все яйца, потому и птицы в одном гнезде могут быть разного размера.

Упражнение № 10 «белые совы»

И.п.: сидя на пятках, в позе эмбриона, руки вперед

- встать на колени, руки на поясе, отклоняться назад.

Живут в Антарктиде и морские млекопитающие.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит!

Тюлени весной выбираются на лед, чтобы обзавестись потомством. На суше – неуклюжие, зато в воде – замечательные пловцы, ныряют и могут находиться под водой один час, не дыша. Питаются они рыбой, кальмарами.

Упражнение № 11 «тюлени»

И.п.: стоя на коленях.

- сесть на пятки, вытянуть руки вперед, переместить центр тяжести на предплечья, подтянуть ноги.

Морские слоны – самые крупные из тюленей. Они называются так потому, что у самцов над носом есть морщинистый кожаный мешок, который они могут раздувать в своеобразный хобот. Его длина – 6 метров, вес – 3,5 тоны. У каждого морского слона несколько подруг.

Упражнение № 12 «морские слоны»

И.п.: сидя на корточках, на полной стопе.

- приподняться на носки, покружиться вокруг себя.

Самое крупное животное на Земле  - это кит. Он хоть и живет в воде, но вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. Его длина – 33 метра, вес 150 тон – тяжелее, чем пять слонов. Сердце его весит более 500 килограмм. Однако питается планктоном. У китов вместо зубов во рту – сито – китовый ус.

Упражнение №13«синий кит»

И.п.: стоя.

- вдох через нос, сомкнуть зубы – выдох – ш – ш – ш.

Дышат киты, как все звери воздухом. Когда кит выныривает из воды, чтобы сделать вдох – выдох, они выпускают фонтан высотой – 12 метров.

Дыхательное упражнение «Кит».

Носиком сейчас вдохни

И дыханье задержи

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых» мы говорим потом.

Дети – киты легко бегают на носочках по всему залу, на команду «Кит!» приседают и после максимального вдоха делают максимальный выдох и задерживают дыхание как можно дольше.

Самым крупным хищником на земле и жителем Арктики является – белый медведь.

Белые медведи немного косолапы,

Белые медведи немного толстопяты.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Его рост – 2,5 метра, а вес – 450 килограмм – это столько, сколько весят 10 человек. Он не живет на одном месте. В поисках пищи они кочуют по глубокому снегу и по дрейфующим льдам.

Ходьба по дорожке здоровья

- Ходьба по кочкам – «льдинки».

Белые медведи хорошо плавают.

- Лазание по гимнастической скамейке на животе - «плавание».

Отлично ныряют.

- Ходьба с приседанием.

Ловко лазают по скалам.

- Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке.

Медведи любят, ловит рыбку.

- Прыжки на двух ногах через скамейку, то с одной, то с другой стороны.

Любят ягоды.

- Подлезание под дугу «кусты».

У белых медведей появляются детеныши в берлоге, покрытой в толще снега. Она защищает медвежат от ветра и холода.

Подвижная игра «Белые медведи».

Выбирается водящие – «белые медведи», которые собираются в условленном месте на «льдине». Дети находятся на противоположном конце зала за чертой (в домике).

По сигналу дети выходят из «домика» и идут к льдине со словами:

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу,

Испугаться я могу.

В дом скорее побегу!

После этих слов медведи выбегают и ловят ребят. Дети должны быстро добраться до «домика», а те, кого поймают, сами становятся медведями.

Малоподвижная игра «Медведи ловят рыбку».

Дети изображают медведей. В большом обруче лежат рыбки (из салфеток) – это «прорубь». У каждого игрока своя «берлога». Звучит песня «Где-то на белом свете», дети начинают собирать ногами рыбок и переносить к себе в «берлогу».

Вразвалочку ходит, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин).

Ритмическая гимнастика «Пингвины»

Любимой пищей пингвинов является сардины, анчоусы и качки – криль.

В зоопарке карантин

Заболел малыш пингвин.

Может рыбы он объелся?

Нет, на солнце перегрелся. (И. Финк)

Игра для профилактики плоскостопия «Удержи рачка»

Дети стоят в кругу. Посреди зала лежит обруч – это «прорубь», в нем лежат «рачки - шуршики» По сигналу, они должны захватить «шуршик» пальцами ног и как можно дольше удержать.

Речевая игра «Скажи, одним словом»

Дети стоят в кругу, или на гимнастической скамейке. Ведущий бросает мяч ребенку, а те в свою очередь бросает обратно, называя правильный ответ.

Мы по кругу идем и с собою берем…сладкое, жидкое, твердое, мягкое, кислое.

Растут березы – березовая роща.

Растут сосны – сосновый бор.

Растут ели – ельник.

Растут дубы – дубрава.

Упражнение для развития мелкой моторики рук «Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8  смен позиций.

Итог занятия:

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – близко.

Скажу я слово – высоко,

А ты ответишь – низко.

Скажу тебе я слово – трус

Ты отвечай – храбрец.

Теперь – начало – я скажу,

Ты отвечай – конец.

Таким образом, играя, дети закрепили полученные знания о животном и растительном мире, климате Северного и Южного полюсов. Игровая оздоровительно-образовательная деятельность способствует интеллектуальному развитию, и оздоровлению детей.

 

Литература:

1.                  Егоров Б.Б, Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.

2.                  Ефименко Н.Н. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста». – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.

3.                  Картушина М.Ю. Быть здоровым хорошо М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.

4.                  Сиротюк А.Л.  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

5.                  Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 -104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Антарктида, Арктика, рука, лед, ребенок, упражнение, белые, гимнастическая скамейка, медведь, Ходьба.


Похожие статьи

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат учащихся

Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Похожие статьи

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат учащихся

Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Педагогическая эффективность физкультурно-оздоровительной тренировки у детей старшего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Задать вопрос