Конспект непосредственно организованной деятельности «Познание» по теме «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Хламова Наталья Анатольевна, Новикова Наталья Анатольевна, Голиусова Юлия Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 10.11.2016
Статья просмотрена: 2375 раз
Библиографическое описание:
Хламова, Н. А. Конспект непосредственно организованной деятельности «Познание» по теме «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Ю. И. Голиусова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1523/ (дата обращения: 16.12.2024).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская.
Цели:
‒ закреплять умение зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля;
‒ упражнять в порядковом и обратном счете;
‒ познакомить детей с природой северного полюса;
‒ дать представление о народностях, проживающих на крайнем севере, их занятии, быте;
‒ развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать;
‒ развивать речь, внимание, упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
‒ активизировать словарь детей: северный полюс, полярная ночь, северное сияние, яранга, чум, эскимосы, чукчи, оленеводство;
‒ воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
‒ воспитывать любовь к природе, целеустремленность, умение работать в команде.
Целевые ориентиры дошкольного образования: ребёнок умеет поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.
Предварительная работа:
‒ Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; А. Членов «Как Алешка жил на Севере»; Н. Емельянова, В. Челинцева «Олеся — труженица»;
‒ Просмотр мультфильма «Умка»;
‒ Беседы о животных Северного полюса;
‒ Заучивание стихотворений о животных Арктики;
‒ Рассматривание иллюстраций;
‒ Просмотр документальных фильмов о животных;
Материалы иоборудование:
‒ иллюстрации крайнего севера;
‒ гимнастические палки;
‒ глобус, карта Северного полюса;
‒ картинки с изображением нескольких видов транспорта;
‒ эмблема «Руководитель экспедиции, «Руководитель экспедиции»;
‒ запись «Шум самолета»;
‒ для опытов: тарелочки со снегом, полоски бумаги, жир;
‒ мультимедийное оборудование, презентация «Жители Севера»;
‒ «Снежки» для подвижной игры;
‒ Акварельные краски, шаблоны «одежды».
Методы иприемы:
‒ словесные (задачи, объяснения);
‒ игровые (создание игровой ситуации);
‒ практические (экспериментирование).
Форма проведения занятия: подгрупповая
Содержание организованной образовательной деятельности:
- Введение вситуацию:
Педагог: Ребята, сегодня по радио я услышала сообщение, о том, что на северный полюс отправилась экспедиция ученых. А что вы знаете о Северном полюсе? (Ответы детей)
Педагог: Сегодня я расскажу вам много нового и интересного об этом необычном месте на планете Земля. И мы с Вами тоже отправимся в экспедицию на Северный полюс! — На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты — Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
- Актуализация знаний:
Педагог: Что мы там с вами будем там делать?
‒ мы будем изучать, почему на северном полюсе не тает снег?
‒ мы с вами узнаем, почему животные не мерзнут на северном полюсе;
‒ мы узнаем, как и в каких жилищах живут люди на крайнем севере, и чем они занимаются.
- Затруднение вситуации:
Педагог: Вы знаете, где расположен северный полюс? Посмотрим на глобусе. Глобус — это миниатюрная модель земли. Кто может показать северный полюс на глобусе? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, посмотрите на картинки, на чем мы туда отправимся? (Ответы детей: самолет, теплоход, машина, поезд, воздушный шар)
Педагог: На чем быстрее мы туда доберемся? (на самолете)
Прежде, чем мы туда отправимся, нам надо выбрать руководителя экспедиции. Какой должен быть руководитель экспедиции? (Ответы детей: самый умный, самый сильный, самый ловкий, самый честный)
Педагог: Посовещайтесь и выберите руководителя экспедиции. (Выбранному ребенку дается эмблема «Руководитель экспедиции»)
Теперь руководитель экспедиции выберет модель самолета, на котором мы быстро и безопасно домчим до северного полюса. (Дети собирают выбранную модель самолета на ковре из гимнастических палок)
Педагог: Самолет построили. Занимайте места в самолете, пристегивайтесь. Что бы взлететь, считаем вместе до 10. (Звучит запись «Шум самолета»)
Педагог: Смотрите, мы уже долетели до северного полюса. Чтобы приземлиться, считаем от 10 до 1.
Вот мы и прилетели. (Дети выходят из «самолета» и подходят к карте Северного полюса)
- Открытие нового знания:
Педагог:Северный полюс — это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.
Педагог: А вы знаете, что такое полярная ночь? (Ответы детей)
Педагог: Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.
А ещё наСеверном полюсеможно чаще всего наблюдатьсеверное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой.(Дети рассматриваютсеверное сияние на картине)
Педагог: Акто виделсеверное сияние?(ответыдетей)
Педагог: На смену длинной ночи приходит полярный день — это когда всё время день, светло. В это время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность Земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. НаСеверном полюсехолодно в течение всегогода: и зимой и летом. И день, и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём.
Педагог: Асейчас,унашей экспедиции появилось первое задание: изучить снег.
Ребята, мы с вами должны выяснить, почему снег на северном полюсе не тает. Проведем эксперимент? Ребята, поделитесь на две команды. Теперь каждая команда должна выбрать руководителя эксперимента. Это должен быть самый аккуратный, самый умный, самый ловкий. Дети выбирают руководителя эксперимента. (Выбранному ребенку дается эмблема «Руководитель эксперимента»)
Педагог: Ваша задача, сделать вывод, что произойдет со снегом в течение одной минуты. Одну тарелку со снегом мы будем нагревать, а другую нет. Ваша команда будет делать вывод о снеге, который мы будем нагревать, а ваша — о снеге, который не будем нагревать. (Дети проводят эксперимент)
Педагог: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно. А еще, ребята, обратите внимание, получившаяся вода от растаявшего снега, очень грязная, по сравнению с водой водопроводной, а это объясняет, почему нельзя есть снег!
Педагог: Дальше, мы будем изучать животный мир Северного полюса. Как ни сурова природаСеверного полюса, там обитают многие животные. Можете мне их назвать?
Дети: Тюлени, моржи, белые медведи. (Дети рассматривают иллюстрации животных)
Педагог: Правильно! Как вы думаете, чем питаются моржи и тюлени? (Предположительные ответы детей)
Педагог: Они питаются рыбой, которой много в этих местах.
Но самый главный жительсеверабелый медведь — это самый крупный хищный зверь. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей. Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных — тюленей и моржей.
Педагог: У меня такой вопрос: почему люди тепло одеваются в теплые шубы, а животные не мерзнут? Почему им не холодно? Почему им не холодно, когда они ныряют в ледяную воду? Предлагаю провести эксперимент:
Разделитесь на две команды. Руководитель первой команды опустит в воду полоску бумаги. Руководитель второй группы опустит в воду полоску бумаги, которая смазана жиром. (Дети проводят эксперимент)
Педагог: Какой вы сделаете вывод? (Ответ детей: полоска, смазанная жиром, не намокает)
Педагог: Жир защищает животных от воды, не пропускает воду. Шерсть животных не намокает в воде. Жир также не пропускает холодный воздух. Поэтому животные не мерзнут.
Педагог: Теперь, мы будем изучать — людей! (Дети садятся на стулья. Показ презентации)
Педагог: На севере живут эскимосы, чукчи (и много других народностей). Они живут в жилищах. Которые называются яранги.
Люди занимаются оленеводством. Олени дают людям молоко, на оленях люди передвигаются по крайнему северу.
- Введение новых знаний всистему знаний:
Педагог: Ребята, а во что же на крайнем севере играют дети? Дети крайнего севера любят играть в игру «Меткий охотник». Возьмите по два «снежка» и постарайтесь попасть в цель. (Дети играют в игру)
Педагог: Ребята, посмотрите, какая красивая и необычная одежда у народов севера. На рукавах и на подоле шубы повторяющийся узор — орнамент. (Дети рассматривают иллюстрации)
Педагог: У вас на столах лежат бумажные шаблоны, это одежда — шубы, которые носят люди Севера, но они не раскрашены. Давайте украсим одежду орнаментом. Но сначала подготовим пальчики к работе. Проведем пальчиковую гимнастику «Кто на Севере живет?»:
— Кто на Севере живет? Кто там ест, и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг о друга)
—Звери необычные, к холоду привычные (обнимаем себя за плечи, показываем, как мы замерзли)
—Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
—Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательными и средними пальчиками)
—Ну, а морж, как капитан, покоряет океан (ладони складываем «лодочкой» и «плывем» волнообразно вперед)
—Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
—Грузы возит целый день (одна рука «шагает» большим и указательными пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)
Педагог: Молодцы! А теперь приступаем к работе. (Дети выполняют работу с помощью красок)
Педагог: Пора возвращаться домой! Занимайте места в самолете, пристегивайтесь. Что бы взлететь, считаем вместе до 10. Смотрите, мы уже долетели до детского сада. Чтобы приземлиться, считаем от 10 до 1.
Рефлексия. Ребята, какое у вас сейчас настроение? Если бодрое, веселое, приподнятое, то повести на доску — «веселое солнышко», а если грустное, то — «грустную снежинку».
- Осмысление:
Педагог: Ребята, где мы с вами были? Что мы делали? Что было самым интересным?
Литература:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. — Волгоград: учитель, 2015. — 382 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. — 400 с.