Группа, возраст: общеразвивающей направленности, разновозрастная (5–7 лет).
Цель — создать условия для активизации работы:
— по формированию знаний об особенностях природных условий Арктики, о разнообразии животного мира;
— по развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, познавательных способностей в процессе игры.
Задачи:
1. Образовательные:
— уточнить и расширить знания об Арктике;
— формировать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
— продолжать формировать грамматически правильную речь, умение вести диалог;
— расширять словарь.
2. Развивающие:
— развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
— развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию, исключение);
— расширять зрительную и слуховую память, внимание.
3. Воспитательные:
— продолжать формировать эмоциональную сферу, умение сопереживать;
— воспитывать умение общаться во время игры, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Приоритетная область : «Познавательное развитие».
В интеграции с областями : «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Ожидаемые результаты:
— у детей сформировалось представление о том, что Арктика — самая северная точка на планете Земля;
— дети узнали о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);
— дети научились различать и называть представителей животного мира Арктики.
Предварительная работа:
— чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик», занятия и беседы по теме «Загадочная Арктика»;
— опытно-экспериментальная деятельность;
— подвижные и дидактические игры по теме;
— рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, чтение статей о животных в детских энциклопедиях, книгах;
— продуктивные виды деятельности по теме;
— чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование : телевизор, флеш-карта, презентация со слайдами животных и северным сиянием, сундук с предметами (бинокль, географическая карта «Животный мир», емкости с водой, полоски бумаги, смазанные жиром, и обычные (по количеству детей), влажные салфетки, пакет конфет M&M’s, бутылка с молоком, коробка с конфетами «Мишка на севере» и «Умка», коробка с белым пухом, мехом, изображение банки жира, карточка-схема «Приспособление животных к условиям Арктики»).
|
Этап, продолжительность |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат деятельности |
|
Организационно-мотивационный этап (1 минута) |
Воспитатель и дети входят в группу. Приветствие Дети сидят на ковре в кругу. Утром солнышко встает ( поднять руки вверх ), Всех на улицу зовет ( согнуть руки в локтях к груди ). Выхожу из дома я ( показать рукой на себя ): «Здравствуй, улица моя!» ( выпрямить руки в стороны ). Отвечаю солнцу я ( поднять руки над головой ), Отвечаю травам я ( опустить руки на ковер ), Отвечаю ветру я ( поднять руки над головой и покачать ими ): «Здравствуй, Родина моя!» ( взять друг друга за руки ) |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контакта и т. д. Организация образовательного пространства |
Задают и отвечают на вопросы |
Психологическая готовность. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
|
Этап актуализации знаний (3 минуты) |
В условленном месте стоит сундук. Воспитатель ( обращает внимание детей ): «Ребята, вы когда пришли утром, заметили сундук около дверей в нашу группу? Давайте занесем его в группу. Хотите посмотреть, что в нем? Открываем. Ой, как здесь много предметов, давайте по порядку рассматривать.( Достает флешку. ) Что это? ( Предполагаемый ответ : флеш-карта.) Давайте вставим ее в телевизор и посмотрим, что на ней». Дети смотрят отрывок из мультфильма «Умка». Воспитатель: «Узнали героя мультфильма? Кто это? Где живут белые медведи? Правильно, в Арктике. Ребята, кто знает, что такое Арктика? Где она находится? ( Предполагаемые ответы: на севере, там холодно, снег, лед. ) Ребята, мы с вами уже знакомились с климатом Арктики. Давайте вспомним, какая там погода? ( Ответы детей: в Арктике царствуют холод, вечная мерзлота, сильные ветры, погода холодная, ветреная, морозная, сырая, студеная, вьюжная. ) Молодцы, ребята! Давайте присядем и понаблюдаем, что еще есть удивительного в Арктике». Слайд «Северное сияние». Воспитатель: «Ребята, что вы видите? Что это такое?» Дети: «Северное сияние!» Воспитатель: «Это очень красивое, удивительное небесное явление природы. Его можно наблюдать весной и осенью на Северном и Южном полюсе. На ночном небе загораются сверкающие дуги и переливаются разными красками. Ребята, вам нравится?» Дети: «Да, очень красиво». Воспитатель: «Значит, самое время заглянуть в сундук». Достает из сундука пакет конфет M& M’s и бутылку с молоком. Воспитатель: «Сейчас мы сделаем свое северное сияние. Вот тут придет на помощь чудесный опыт с M&M’s». Через несколько секунд ребенок наглядно видит, что такое северное сияние . Воспитатель: «Заливаем M&M’s молоком — появляется красивая радуга, подождем еще чуть-чуть. Неужели здесь совсем нет жизни, только снег?» Ответы детей. Воспитатель: «Там, где все покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные». |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы Выполняют практическую работу |
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
|
Этап усвоения / расширения имеющихся знаний (15 минут) |
Воспитатель: «Давайте заглянем в сундук, может, там есть подсказки о животных Арктики». Достают бинокль и карту «Животный мир». Смотрят в бинокль, находят животных Арктики и рассказывают про них по очереди (домашнее задание-заготовка). Воспитатель: «Вы будете с помощью бинокля находить по карте животных в Арктике и рассказывать об интересных фактах жизни найденного животного». Первый ребенок смотрит в бинокль и находит белого медведя. Слайд 1. Белый медведь — самый крупный хищник на суше! Главное оружие медведя — мощные когтистые лапы. Слайд 2. Медведь прекрасно ныряет и плавает. В воде он не мерзнет, ведь под кожей у него — толстый слой жира, да и густая, теплая шуба защищает от холода. Слайд 3. Одним ударом он может оглушить крупного тюленя и еще охотится за рыбой, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. Воспитатель хвалит ребенка, дополняет рассказ . Слайд 4. Зимой у белых медведей появляется потомство. У таких гигантов медвежата рождаются очень маленькими (детеныш поместится у меня на ладошках) слепыми, глухими. Медведица кормит их молоком, держа на брюхе и прикрывая лапами. В снежной берлоге малышам тепло и безопасно. Слайд 5. Апройдет два месяца, и мать выведет медвежат на первую прогулку. Второй ребенок смотрит в бинокль, находит тюленя. Слайд 1. Обитают в Арктике и ластоногие: тюлени, моржи. Их конечности похожи на ласты. Это позволяет им плавать в воде с большой скоростью. Слайд 2. Тюлень очень неуклюж на суше. Тело тюленя гладкое и покрыто шерстью. Тюлень имеет крупные плавники. Передние плавники — вместо весел, а задние — как руль. Слайд 3. Тюлени питаются рыбой, осьминогами и креветками. Слайд 4 . Детенышей тюленя называют бельками, потому что они рождаются белыми (белая шубка позволяет им быть невидимыми на снегу). Через три недели шубка у малышей меняется на серую. Слайд 5. Уже в возрасте одного месяца тюленята пробуют плавать. Под водой тюлени могут оставаться больше 20 минут. Воспитатель ( хвалит ребенка и предлагает детям ): «Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение». Дыхательная гимнастика Цели: учить детей дышать через нос; способствовать укреплению здоровья детей. Воспитатель ( читает текст и показывает на своем примере ход выполнения упражнения ): «Холодно, кругом снега! Зиму с радостью встречаем, Свежий воздух мы вдыхаем. Руки дружно опускаем, Медленно все выдыхаем. Вниз посмотрим, чьи следы Нюхать будем жадно мы? На снежок мы приседаем, Рыскать по следам устали. Вдох и выдох — вместе встали! Но тюленю обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы его набрать. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лед, чтобы не задохнуться». Третий ребенок смотрит в бинокль и показывает моржа. Слайд 1. На ледниках можно увидеть огромные по численности стада моржей. Слайд 2. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде. Слайд 3. Видит плохо, но имеет хорошее обоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожие на щетку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине подо льдом почти ничего не видно. Приходится ему искать пищу на ощупь. В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба. Продолжает четвертый ребенок. Слайд 4. Моржи очень сильны и обладают мощным оружием — бивнями, которыми при опасностях они защищаются. С помощью бивней они могут удерживаться на льдинах, цепляясь бивнями, как крючками, защищаться от белых медведей. Слайд 5. Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Если мать погибает, заботу о сироте берут на себя остальные члены стада. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого моржа. Воспитатель подводит итог рассказа детей, предлагает физминутку |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. |
Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы |
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности и т. д. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
|
Динамическая пауза (2 минуты) |
Физминутка «Север» Здесь всюду холод, лед и тень ( дети обнимают себя за плечи ), Полгода — ночь ( закрывают глаза ладонями ), Полгода — день ( поднимают руки вверх ). Из льда здесь люди строят дом ( показывают руками крышу ), И океан покрыт весь льдом ( разводят руки в стороны ). Зверей ты здесь почти не встретишь ( ставят ладонь над бровями ), И птиц ты в небе не заметишь ( машут руками, как крыльями ). Лишь мишка белый, словно иней ( идут вперевалочку ), — Хозяин ледяной пустыни ( ставят руки на пояс ) |
Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Участвуют в игре |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
|
Этап усвоения / расширения имеющихся знаний (5 минут) |
Воспитатель: «Мы узнали, какие животные живут в Арктике. Теперь нам нужно выяснить, как им удается выжить в таких холодных условиях. Посмотрите на обитателей Севера — они все разные. Как вы думаете, почему им не холодно? Почему у большинства животных белая окраска? Для этого мы заглянем в сундук и найдем подсказку». Достает белый мех и пух, карточку с изображением баночки с жиром. Воспитатель: «Что это? Какого цвета?» Ответы детей . Воспитатель делает вывод:животным помогает выжить густой, теплый мех, а белая окраска помогает им оставаться незаметными на снегу. Дети приклеивают на схему карточки: «мех», «белая окраска меха» . Воспитатель: «Теперь подойдем к льдине и посмотрим, кто на ней сидит». Дети подходят к льдине, на которой сидят белый медведь, тюлень, морж. Воспитатель: «Обратите внимание: у моржа и тюленя нет густого и теплого меха. Почему они не замерзают?» Ответы детей . Делается вывод:не только мех помогает животным не мерзнуть. Под их кожей находится толстый слой жира, который их греет. Добавляют на схему картинку с жиром. Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами выясним, почему медведь и другие животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду, проверим, как влияет жир на то, что животные выходят сухими из воды» |
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. |
Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы |
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности и т. д. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
|
Практическая работа (5 минут) |
Достают из сундука оборудование и материал для опытно-экспериментальной деятельности: полоски обычной бумаги и бумаги, пропитанной жиром. Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с бумагой» Воспитатель: «Предлагаю вам поработать парами. Подходите к столам и занимайте места. Опускайте в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем — полоску бумаги, смазанную жиром». Дети опускают полоски в воду. Воспитатель: «Какой можно сделать вывод? Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от воды, поэтому и шерсть животных не намокает и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут, даже когда плавают в ледяной воде». После выполнения опыта дети рассаживаются на стулья |
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений |
Выполняют практическую работу |
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
|
Заключительный этап. Рефлексия (3 минуты) |
Итог. Рефлексия. Дидактическая игра «Закончи предложения» — Погода в Арктике… — Снег не тает, потому что… — На ночном небе можно любоваться… — В Арктике обитают… — Животные не замерзают из-за… — Животные не мокнут из-за… Воспитатель: «Ребята, а вот и последний предмет из сундука. Это конфеты «Мишка на Севере» и «Умка». Это угощение для вас, наверное, Умка передал». |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки |
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д. |
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса |

