Библиографическое описание:

Берникова Л. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара) // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 2-5.



Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления

В.Г. Белинский

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» г.о. Самара (далее – ДС № 3) творчески работает над реализацией приоритетного направления деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию (далее – НПВ) детей дошкольного возраста. Слова Цицерона о том, что нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви соединены в одном слове – «отчизна» отражают понимание того, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом Отечества [4]. Само время диктует необходимость активизации нравственно-патриотического воспитания. В современной России остро стоит проблема, которую иногда называют «поиском национальной идеи». Общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей остро нуждается в «векторе», который определит смысл существования не только отдельно взятой жизни, но и целого народа.

Проблематика НПВ детей и молодежи отражена во многих приоритетных нормативно-правовых документах, что доказывает непроходимую актуальность рассматриваемой темы. Президент РФ В. В. Путин в Послании определил стратегические ориентиры воспитания детей как формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Эти направления закреплены в соответствующих нормативных документах. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается потребность в активизации усилий по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Этот возрастной период сенситивен за счет повышенной любознательности детей, отзывчивости и их восприимчивости, дети с удовольствием поддерживают инициативы педагога, искренне сочувствуют и сопереживают. Соответственно, у воспитателя есть возможность организовать систематическую и последовательную работу для формирования у детей духовной основы, развития эмоциональной сферы, мыслительных процессов, социальной адаптации. Именно этот отрезок жизни маленького человека – наиболее благоприятен для эмоционально–психологического воздействия, что очень важно в воспитании патриотизма. Таким образом, необходимость приоритетности НПВ диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.

Педагогический коллектив ДС № 3 нравственное воспитание рассматривает как одну из важнейших сторон общего развития дошкольника, что предполагает функции воспитательной системы: 1) смыслообразование – определяет смысл существования и деятельности субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей)) в социокультурной среде ДОУ; 2) интегрирование – объединяет в одну систему все виды деятельности в ДС № 3 и создает особый уклад жизни; 3) регулирование – упорядочивает взаимодействие внешней среды и субъектов воспитательного процесса; 4) технологизация – обеспечивает достижение цели воспитания, превращая жизнедеятельность ДОУ в последовательность действий.

В течение 3-х лет педагогами ДС № 3 ведется систематическая работа по реализации долгосрочного проекта «Мы – патриоты!», где воспитательная система «Формирование основ патриотизма у дошкольников через приобщение к общечеловеческим ценностям» (далее – ВС) представляет собой комплекс ценностных ориентиров как результата согласования жизненных ценностей, смыслов педагогов, воспитанников, родителей, социальных партнеров.

Гипотеза проекта: воспитать патриота Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Цель проекта: построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у дошкольников.

Задачи проекта: 1) формирование мотивации к получению знаний (о семье, детском саде, родном городе, округе, России) и усвоению нравственных ценностей; 2) организация деятельности, способствующей становлению субъекта; 3) формирование социальных норм поведения (взаимодействие со сверстниками и взрослыми на основе честности, справедливости и доброты, толерантность, правильное отношение к обществу, труду, своим обязанностям дома и в детском саду, культура поведения в общественных местах, транспорте, на улице); 4) вовлечение родителей, социальных партнеров в воспитательный процесс.

Ожидаемый результат проекта: 1) устойчивый интерес детей к историческому прошлому и настоящему г. Самары, России; 2) овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе, округе, стране; 3) формирование социальной компетентности детей; 4) участие родителей, социальных партнеров в реализации ВС.

Методы работы: создание у детей практического общественного поведения: метод приучения; упражнений; пример взрослых; показ действия; организация деятельности; труд; игра; формирование нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок: беседы; художественная литература; рассказывание, рассматривание картин; диафильмы, метод убеждения, пример взрослого, педагогические ситуации, оценка взрослых, их похвала.

В основу ВС положен проектно-исследовательский метод. Основной проект предполагал подпроекты. Так, в рамках подпроекта «Эхо Великой войны в сердце моей семьи»» воспитанники вместе с родителями рассказывали о дедушках, прадедушках, об истории семьи того периода (2013 г.). В 2014-2015 гг. был успешно реализован образовательный подпроект, посвященный 70-летию Победы нашего народа над фашизмом «Вечная память». Его цель – построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с боевыми традициями народа. Подпроект был реализован во всех возрастных группах и по сути стал результатом всей предшествующей работы в течение предыдущих лет (2011-2015 гг.).

По результатам работы был проведен районный семинар «Социальное партнерство как форма организации преемственности в формировании социокультурных ценностей у дошкольников», его цель – конструирование модели, представляющей совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ как формы организации преемственности в формировании социокультурных ценностей у дошкольников. Социальные партнеры: Детская библиотека, МБУ СОШ, Центр внешкольной работы «Центр общения поколений».

В рамках проекта «Вечная память» в гости были приглашены воспитанники МБДОУ «Детского сада № 466» г.о. Самара на творческую гостиную с участием ветеранов Великой Отечественной войны, детьми фронта и блокадного Ленинграда.

В рамках недели детской книги «Что рассказывают книги о Великой Отечественной войне» совместно с МБДБФ № 15 ЦМСДБ были приглашены воспитанники МБДОУ «Детский сал № 261» и МБДОУ «Детский сал № 466» г.о. Самара на познавательно литературный досуг «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Задачи этого этапа: 1) дать знания о войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений, активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества; 2) воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов; 3) развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников.

Педагогическая работа по реализации проекта предусматривала проведение запланированных мероприятий, где были определены цели: определить содержание работы с детьми; проследить взаимосвязь мероприятий; сделать содержание проекта понятным при его дальнейшем использовании коллегами.

Родители (законные представители) воспитанников ДС № 3 были тесными сотрудниками в реализации образовательных проектов. Их силами была организована фотовыставка экскурсии детей с родителями «К памятникам и обелискам нашего города». Родители фотографировали своих детей около знаменитых памятников, достопримечательностей города.

Известно, что любовь к Родине у детей формируется под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Только в процессе совместной деятельности будут решены эти важные задачи. В возрастных группах совместно с родителями создана предметно-развивающая среда по НПВ «Мой папа – солдат». Дети с удовольствием откликнулись на предложение принести фотографии о службе папы в армии. У Ш. Монтескье есть такое изречение «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» [4]. Дети с большой гордостью рассказывают о своих отцах, о войсках, в которых они служили. Это помогает детям развивать память, запомнить названия военных, различать по форме войска. Результаты работы нашли отражение в СМИ – в «Самарской газете» от 5 февраля 2015 года «Как наши деды воевали».

Одним из направлений работы является тесная взаимосвязь с ветеранами войны. Традицией стали встречи с солдатами срочной службы, родителями воспитанников. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это мотивирует у детей интерес, осознание сопричастности к истории семьи, своего народа, своей страны.

Формы работы по патриотическому воспитанию включали: создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию; тематические занятия; беседы о Родине, о городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг, подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов; взаимодействие с родителями и социумом; проведение тематических выставок, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда; организация тематических праздников, утренников, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню матери и др.; сбор наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.

Но на этом педагогическим коллективом, творчески работающим над реализацией образовательного проекта по НПВ, не была поставлена точка. Дети продолжают интересоваться историей России, что является одним из главных критериев результативности проделанной работы. У Ш. Монтескье есть замечательные слова: «Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству» [4].

Творческий образовательный проект ДС № 3 «Вечная память» был успешно осуществлен в период с декабря по май 2015 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. Глядя на воспитанников детского сада, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить.

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\9 мая 2014\IMG_0290.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 105\IMG_4091.JPG

IMG_5452

Воспитанники ДС №3 с ветераном Великой Отечественной войны Е.В. Юрьевой

Воспитанники старшей группы в музее Боевой славы 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка легких ночных бомбардировщиков МБУ СОШ № 105 имени М.И. Рунт г.о. Самара.

Воспитанники принимают у себя в гостях солдат срочной службы ФГКУ «Волжского спасательного центра МЧС России»

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\9 мая 2014\IMG_0278.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 145\IMG_4453.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 145\IMG_4474.JPG

Воспитанники ДС №3 в музее «Боевой славы» МБУ СОШ № 145 г.о. Самара

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4174.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4177.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4846.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 466» г.о. Самара в гостях у ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 466» г.о. Самара в гостях у ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у ДС №3

C:\Users\1\Desktop\img420.jpg

C:\Users\1\Desktop\img421.jpg

C:\Users\1\Desktop\img425.jpg

Маршрут выходного дня «К памятникам и обелискам города Самара, посвященным Великой Отечественной войне

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4110.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4824.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4116.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара.

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4822.JPG

C:\Users\1\Desktop\img413.jpg

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4834.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у воспитанников ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у воспитанников ДС №3

Литература:

  1. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Метод. пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 141 с.
  3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  4. Мысли и изречения. /Сост. Карин С.Х. Алма-Ата: Казахское государственное издательство, 1964. – 791 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, МБДОУ «Детский, МБДОУ «Детский сад, формирование основ патриотизма, Великой Отечественной, патриотическому воспитанию, «Вечная память», Великой Отечественной войны, МБДОУ «Детский сал, формировании социокультурных ценностей, социальных партнеров, воспитание дошкольников, субъектов воспитательного процесса, воспитание детей дошкольного, перспективы развития логопедической, развития логопедической службы, воспитанников ДС, Педагогический коллектив ДС, воспитанию патриотизма, 3» г.о.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос