Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Я. Н. Борисенко, Д. В. Лепетуха, А. А. Сидоренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47221/ (дата обращения: 24.04.2024).



Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от отчего порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

О. Емельянова

Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти чувства необходимо прививать каждому ребенку еще с детства, когда закладываются много ценностные основы отношения к окружающему миру.

Гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев нашей страны — это и есть патриотизм. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте нам необходимо сформировать представление о подвигах нашего народа, гордость за Россию.

Патриотизм у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке. Это и есть корни, которые связываю ребенка с родным домом. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое нашей с вами страны.

В каждой семье, есть свои бесценные реликвии, семейные альбомы с фотографиями танкистов, летчиков, моряков, пограничников, их медали и ордена, шинель, похвальна грамота или знак отличия. Только вглядываясь в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

Не нужно забывать и о традициях и праздниках русского народа. Необходимо широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Организовать эту работу можно посредством:

‒ создания центра народных традиций, фольклорного уголка;

‒ повседневного общения с детьми о жизни предков, их культуре в сочетании с музыкой и рассматриванием народных игрушек, показа фото и видеоматериалов по теме;

‒ совместной деятельности педагогов, детей и родителей — сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок творчества своего края;

‒ самостоятельной деятельности детей в уголках народных традиций;

‒ культурно-досуговой деятельности и познавательных развлечений.

Не маловажную роль необходимо уделять экологическому воспитанию детей, бережному отношению к природе. К огромному сожалению современный человек позабыл о ценностях окружающей среды. Люди порвали эту тонкую связь с природой. Занятые материальным благополучием и карьерным ростом, они все больше и больше отдаляются от нее. В условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошую эколого-развивающую среду. Посадка дружным коллективом педагогов, родителей и детей плодовых деревьев, цветов, огородов, кустарников — будет хорошим примером для окружающих. Групповой уголок природы дополнит картину природного окружения ребенка. Все эти мероприятия помогут сформировать в детях экологическую культуру.

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными знаниями и адаптация ребенка к окружаемому обществу. Главная функция семьи — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.

Проблема современных семей выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении внимая к духовным ценностям. Родители плохо осознают их роль, тем самым снижают социальную установку на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряжённость в семье, негативно сказывается на развитие детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у ребенка неправильно формируется представление о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий. Одной из главных задач педагога является оказание помощи семье в возникших вопросах о нравственно-патриотическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в воспитании.

Существует множество методов и приемов организации детей по данной теме:

‒ игра;

‒ традиционные методы народной педагогики;

‒ день открытых дверей;

‒ создание патриотического музея;

‒ посещение памятных мест;

‒ включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;

‒ совместная деятельность детей, родителей и педагогов, коллективная работа.

Продуктом деятельности педагога могут являться следующие мероприятия:

‒ игры «Благодарное сердце», «Верные друзья», «Помощь друга»;

‒ чтение стихов «Я о маме позабочусь», «Мой добрый дом»;

‒ чтение сказок «Как Миша стал моряком», «Как пчелки трудятся»;

‒ выставка детского творчества «Моя страна»;

‒ выставка рисунков «Когда мои родители были маленькими»;

‒ выставка семейных фотографий «Моя дружная семья»;

‒ конкурс детского рисунка «Герои нашей страны»;

‒ конкурс рисунка на асфальте «Наша огромная земля»;

‒ музыкальное развлечение «День матери»;

‒ музыкальная шкатулка «Песни о войне»;

‒ музыкальный праздник для пап и дедушек «С праздником защитники отечества»;

‒ праздничный концерт «День Победы» и т. д.

‒ беседы о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем!

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем обозначены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев)

Литература:

  1. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 С.
  2. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.-96 с.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.-2 изд.-М.: Армита, 2011.-112с.
  4. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96 с.
  5. Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Do Diplom. http://dodiplom.ru/ready/103527
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, патриотизм, родитель, русский народ, семья, совместная деятельность детей, чувство любви.


Похожие статьи

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей

В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

Чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста.

Знания, полученные во время совместной деятельности, дети пронесут всю жизнь.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

семья, ребенок, родитель, детский сад, дошкольное учреждение, моя семья, будущий гражданин, нравственно-патриотическое воспитание детей, институт воспитания, традиция семьи.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

Совместная деятельность педагога — родителейдетей ведёт к духовной близости родителей и

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание. Похожие статьи. Технология воспитания патриота и гражданина...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу. Все это составляет понятие «патриотизм».

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

Только опираясь на семью, совместными усилиями, мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека-патриота своей страны. Большое внимание нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, патриотическое воспитание, родной край

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях...

Похожие статьи

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей

В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

Чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста.

Знания, полученные во время совместной деятельности, дети пронесут всю жизнь.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

семья, ребенок, родитель, детский сад, дошкольное учреждение, моя семья, будущий гражданин, нравственно-патриотическое воспитание детей, институт воспитания, традиция семьи.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

Совместная деятельность педагога — родителейдетей ведёт к духовной близости родителей и

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание. Похожие статьи. Технология воспитания патриота и гражданина...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу. Все это составляет понятие «патриотизм».

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

Только опираясь на семью, совместными усилиями, мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека-патриота своей страны. Большое внимание нами уделяется совместной деятельности детей и их родителей

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, патриотическое воспитание, родной край

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях...

Задать вопрос