Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 1633 раза

Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/6/184/ (дата обращения: 20.08.2018).

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.

 

Постановка проблемы. Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Раскрытие нравственных качеств личности в ребенке дошкольного возраста представляется возможным через приобщение его к культуре и традициям своего народа, поскольку приобщение детей к наследию отечества призвано воспитывать у детей уважение, гордость за свою Родину, чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, и вместе с этим у ребенка формируются нравственные качества. Таким образом, возникает некое противоречие между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника и эффективностью использования для этой цели патриотического воспитания. В работе воспитателя необходимо использовать такие средства и методы патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.

Целью статьи является изучение методических основ формирования у дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств воспитания привычек нравственно поведения у дошкольников на основе их патриотического воспитания.

Анализ литературы. В педагогике в целом, и в дошкольной педагогике в частности, проблема нравственного воспитания детей, как и проблема патриотического воспитания, разработаны разносторонне такими исследователями, как: M. Л. Афанасьева, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, Т. С. Комарова, А. М. Князев, В.Маркова, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, Э. И. Сокольникова, В. Г. Нечаева, О. Сакавичене, С. Т. Шамкий и многие другие. Однако, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, можно отметить, что в основном исследователями освещаются лишь отдельные стороны нравственного и патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет единой методической системы, отражающей всю глубину данного вопроса.

Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит в конечном счете от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы [4].

Изложение основного материала

Дети дошкольного возраста по своей психологической природе воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому нравственные качества личности в патриотическом воспитании проявляются в процессе восхищения ими своим городом, своей страной [3].

Невозможно сформировать эти чувства посредством проведения нескольких занятий с детьми, их сформированность может стать результатом поэтапного, длительного, систематического и целенаправленного воспитания. Работа по их формированию должна строится таким образом, чтобы она проходила через каждого дошкольника. Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу [2].

Формирование нравственных качеств личности через патриотичекое воспитание дошкольников станет эффективным при условии организации определенных педагогических русловий, которыми, согласно Е. Ю. Александровой, могут выступать [5]:

-          обеспечение понимания детьми нравственно-патриотических категорий и осознание их морали;

-          комплексное решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни;

-          стимулирование оценочно-контрольной деятельности в нравственно-патриотическом поведении детей).

Наиболее эффективными формы работы с детьми в данном направлении, как отмечает Н. В. Алешина, могут выступать [1]:

-          Творческая деятельность педагога с детьми.

-          Фронтальная работа в виде проведения праздников и развлечений.

-          Индивидуальная работа педагога с детьми.

В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:

1 этап. Началом такой работы должно являться создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая способствовала бы патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, района, государственной символики. Здесь же можно организовать «Уголок родного края», в котором расположить фотографии, атрибуты, книги, журналы, открытки и т. п., посвященные изучению родного города.

2 этап. Дальнейшей работой по патриотическому воспитанию, с целью формирования нравственных качеств может стать ознакомление детей с народным фольклором, в котором наиболее доступно для детей данного возраста раскрываются нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, верности, трудолюбии. На этом этапе работы необходимо знакомить детей с загадками, половицами, поговорками, сказками, частушками, тем самым, приобщая детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

3 этап. Следующим этапом работы должно являться знакомство с народными традициями, как один из главных методов приобщения детей к народной культуре. На данном этапе можно использовать такие методы как ведение народного календаря, фиксирование изменений в природе, при этом можно использовать приемы сравнения с народными приметами. Уместными на данном этапе могут стать беседы о труде человека, раскрытие взаимосвязи между природой и обычаями народа.

Основополагающей целью данного этапа должно выступать формирование у дошкольников интереса к культурному наследию страны. При этом нужно развивать у детей такие качества как любознательность, активность, самостоятельность.

4 этап. На данном этапе патриотического воспитания основной задачей должно выступать непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной.

На данном этапе работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками. Предусмотренными программой обучения дошкольников: «Моя семья», «Моя улица», «Мой город», «Моя страна» и т. п.

В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность. Одним из главных приемов на данном этапе должна выступать игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т. п.

На данном этапе нужно уделять внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту природы родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание сделать что — то полезное для других людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовать природоохранные акции, такие как: «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево для города» и т. п.

5 этап. На последнем этапе работы стоит закрепить полученные навыки у детей. С этой целью организовываются праздники, вечера развлечений, проекты. Среди них могут быть такие: «Моя малая Родина», «День Защитника Отечества», «Великая Победа» и другие.

В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные утренники: «День России», «День города», «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам».

Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Реализация работы по воспитанию нравственных качеств средствами патриотического воспитания может показать такие результаты:

-          Знакомство детей с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми.

-          Формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.

-          Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

Выводы. Таким образом, основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов: создание благоприятной развивающей среды, ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями, непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление.

Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.

 

Литература:

 

1.                  Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н. В. Алешина — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.

2.                  Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева — М.: Сфера, 2010

3.                  Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К.: Сфера, 2013. — 144 с.

4.                  Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

5.                  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, нравственное качество личности, дошкольный возраст, ребенок, этап, родной город, родной край, реализация работы, благоприятная развивающая среда, детский сад.

Ключевые слова

патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста, нравственное развитие, нравственно-патриотические чувства.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Особенности патриотического воспитания в детских...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа.

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.

Особенности патриотического воспитания в детских...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа.

Актуальность нравственно-патриотического и социального...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос