Библиографическое описание:

Князьевская С. В., Демидова Л. В., Канапеева Э. Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 35-38.



В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции, социальный опыт

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной. Так К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным,должно быть народным. Именно онввел термин «народная педагогика». считаяфольклор блестящим средством раскрытиянациональной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал,что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества,их красоты и величия. Большой вкладвнаучное обоснование нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации — «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) — является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, па любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно ориентированной дидактики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.

В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов в том, что внравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

‒ Ознакомление дошкольников сродным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

‒ Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам.

‒ Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И, Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности.

‒ Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

‒ Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

‒ Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество. Пасха и др.), познакомиться с жителями города — носителями социокультурных традиции в области ремесел, песни, танца и т. п.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

‒ Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокуйбышевска.

Интеграция в педагогическом процecce ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлении и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается детское сообщество.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.

‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что кремль — это крепость?).

‒ Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».

‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина...) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города. Его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

‒ Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

‒ Формировать умение ориентироваться в природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Литература:

  1. Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45.
  2. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва: Линка-Пресс, 2003.
  3. С любовью к России: методические рекомендации. — Москва: Воспитание дошкольника, 2007. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родным городом, краеведческого материала, Ознакомление дошкольников, воспитания дошкольников, дошкольников сродным городом, Патриотическое воспитание дошкольников, формирования социальной компетенции, патриотического воспитания дошкольников, проблемам приобщения дошкольников, обоснование нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников, успешность развития дошкольников, внравственно-патриотическом воспитании дошкольников, нравственно-патриотического воспитания дошкольников, дошкольников исторического сознания, образовании дошкольников, родным городом должен, ознакомление дошкольников, момент ознакомления дошкольников, ознакомлению дошкольников, патриотическое воспитание.

Ключевые слова

социальный опыт, патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос