Библиографическое описание:

Савченко Л. В., Зиновьева В. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 917-919.



В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности [9,2].

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала.

Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

Углубленное обогащение образовательной программы ДОУчерез систему работы способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством широкого использования музейной педагогики с учетом краеведческого компонента позволит:

‒ сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре;

‒ усвоить своё культурное наследие;

‒ овладеть поведенческими нормами, принятыми в обществе;

‒ воспитать патриотические чувства, духовно-нравственные качества.

Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства для реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников выступает музей как развивающая среда. Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы [22,1]. Эффективное использование этого потенциала для воспитания дошкольников в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач этнографического музея ДОУ «Русская горница». Основные формы работы с детьми: игра, предметная деятельность, общение, труд, обучение, экскурсии.

Музейно-педагогический аспект предполагает возможности, добиться пробуждения у ребят творческой активности, ведь интерес к теме возникнет у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально — чувственная сфера [28,1]. В музее экспонаты используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов музея. Здесь дети имеют зрительный образ, чтобы правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, учатся воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, знакомятся с утилитарным назначением предметов и осваивают манипуляции с ними.

На базе музея организована кружковая работа «Наши корни». Методика построения непосредственно образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию включает три блока: народоведение; музыкальный фольклор; народно-прикладное искусство.

На примере обустройства нашей «горенки» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для своей семьи и обитателей дома. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В связи с этим были организованы выставки: детских рисунков «Семья», поделок «Вместе дело спорится». Родители оформили фотоальбом «Чтобы жизнь повторилась сначала…», альбом «Колыбельная моей мамы». В рамках детско-родительского проекта «Моя родословная» многие дети совместно с родителями презентовали свои материалы. Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием: «Мир русской избы», «Милости просим в нашу горенку», презентация «Наша горенка», с помощью которых созерцание музейных предметов превращается в созидательный процесс.

Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия), значения Белгородской области в истории и культуре России [48,1].

Для наглядности, обогащения и расширения знаний детей педагогами ДОУ в музее «Русская горница» были оформлены стенды: «Мой дом — Россия», в котором были помещены геральдика страны, области, района; «Троицкий — благословенный край судьбы моей» повествующий о достижениях героев мирного труда, о героическом прошлом нашего края, об интересных людях поселка. Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны. Каждый год проводятся тематические недели, посвященные Дню Победы.

Совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, методики, новые проекты, использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия.

Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [74,1]. В преддверии праздника дети знакомятся с соответствующими обрядами: катание с ледяной горки, прощание с зимой, расписывание пасхальных яичек, катание их по траве, завивание березки. Широко включается народный фольклор (песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Дети знают, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, поэтому готовятся угощения. Формируя представления детей о музыкальной жизни Белгородского края, используются музыкальные традиции края, народная музыка, ее исторические и жанровые формы, народные музыкальные инструменты. В игре на народных ударно-шумовых инструментах в ансамбле ложкарей «Русский сувенир» решается множество воспитательных и образовательных задач. Воспитанники освоили приемы игры на ложках и свободно владеют ими.

Народное искусство близко по своей природе творчеству дошкольника. В музее собран материал об истории возникновения народных промыслов и образцы народно-прикладного искусства, работает художественная мастерская, в которой дети самостоятельно лепят и расписывают свои изделия, затем дарят их детям и гостям детского сада.

Знакомство с этнической культурой своего региона является первым шагом для дошкольника в усвоении общечеловеческих ценностей. В беседах с интересными людьми поселка, дети узнают о различных видах народных промыслов: резьба по дереву, вышивка, кружевоплетение и др. В музее организуются встречи с мастерами, выставки их работ «Красное — прекрасное». Это способствует слиянию воедино красоты зримой и духовной, их прохождению через душу и сердце наших маленьких членов общества, формированию этнокультурных позиций, духовно-нравственных качеств.

Работа по развитию духовно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья доминирует уровень духовно-нравственного воспитания дошкольников. Работу ведем в тесном сотрудничестве с казачьим Правлением осколецких казаков Белгородского отдельского казачьего общества. Вмузее создана экспозиция культуры и быта казачества «Православный, удалой — наш казак всегда герой», в которую входят план-проект «Связь времен», макет казачьего жилища и подворья, костюмы казака и казачки. Педагогами ДОУ подобран методический и изготовлен дидактический, наглядный материал и пособия. Казачий компонент постепенно вводим во все виды деятельности детей: образовательную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.

C:\TEMP\Rar$DIa0.398\SAM_2015.JPG C:\TEMP\Rar$DIa0.719\SAM_4031.JPG

С целью закрепления знаний у детей о своей малой родине, формированию у детей гражданских, духовно-нравственных качеств и этнокультурных позиций, чувства любви к Родине, используются новые нетрадиционные познавательные формы, которые построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, виртуальных экскурсий, игр, НОД с использованием мультимедиа.

Эффективность работы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента имеет положительный результат, здесь не только дети, но и сами взрослые оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к традициям, культуре и истории России.

Литература:

  1. Бабунова, Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской традиционной семейной педагогике: дис...канд. пед. наук Е. С. Бабунова. М., 1996. -166 с.
  2. Микляева, Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: Метод.пособие. Н. В. Микляева; Ю. В. Микляева; М. Ю. Новицкая. М., 2006. -198с.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственного воспитания дошкольников, учетом краеведческого компонента, музейной педагогики, дошкольников средствами музейной, средствами музейной педагогики, духовно-нравственному воспитанию дошкольников, краеведческого материала, воспитанию дошкольников средствами, воспитание дошкольников средствами, воспитания дошкольников средствами, целью закрепления знаний, использования музейной педагогики, концепцией музейной педагогики, образования дошкольников, Введение краеведческого материала, культуре народа, музея ДОУ «Русская, «Русская горница», реализации духовно-нравственного воспитания, детей педагогами ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос